технологичскаякарта урока

6 класс

Введение

Урок 1. Как работать с учебником?

Конспект урока

Урок 2. Сферы жизни общества

Конспект урока Презентация к уроку

Модуль 1. Искусство быть человеком

Тема 1. Что такое человек? (сфера культуры)

Урок 3. Загадка человеческой природы

Конспект урока Презентация к уроку

Урок 4. Среда обитания человека

Конспект урока

Модуль 2. Проблема понимания общества

Тема 2. Человек человеку – друг или волк? (социальная сфера)

Тема 3. Почему люди «добывают хлеб в поте лица»? (сфера экономики)

Тема 4. Зачем нужна власть? (сфера политики)

Примечание. Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, необходимо проводить 1–2 часа введения. Мы предлагаем 2 урока. Но в целях экономии времени можно объединить эти уроки в один вводный урок (на усмотрение учителя).

Урок 1.

Введение 1. Как работать с учебником.

1. Цели урока в соответствии с линиями развития.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём. Научить объяснять, что такое обществознание и зачем его необходимо изучать в школе.

Как этот предмет может помочь ребятам в жизни?

Знакомясь с учебником, объяснить роль этой книги в овладении основами обществознания.

3-я линия развития личности. Действовать в рамках закона и нравственных норм – признание важности применять знания об обществе в соответствии с существующими нормами и правилами.

2. Содержание урока.

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Зачем учиться?

Что учить?

Как учиться?

Метод проблемного диалога. Выделение главной информации. Формулирование суждений.

3. План урока.

Проблема урока.

Зачем изучать обществознание?

Поиск решения проблемы:

Как работать с учебником?

Зачем мы учимся? (Цель)

Что будем учить? (Содержание)

Как будем учиться? (Методика)

Освоение знаний и формирование/применение учебных действий:

Умение определять цель изучения обществознания с помощью выделения главного.

Умение применять проблемный диалог для определения значимости изучения обществознания.

Формулирование суждений о возможности применения знаний об обществе.

Вывод по проблеме урока:

Обществознание – это учебный предмет, включающий комплекс наук, которые помогают понять, как устроено общество. Это необходимо для правильного и комфортного взаимодействия между людьми.

Комментирование домашнего задания.

4. Рекомендации.

Если вы ведёте обществознание с 5-го класса, то уже знакомы с приёмами, направленными на формирование учебных действий. Если же курс обществознания у вас начинается с 6-го класса, то рекомендую обратиться к конспектам по обществознанию за 5-й класс. В них вы найдёте рекомендации по формированию учебных действий, которым учащиеся обучались в 5-м классе. Именно на основе этих умений продолжается формирование учебных действий в 6-м классе.

5. Ход урока.

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Сегодня у нас первый урок обществознания в этом году. Обратите внимание: как называется учебник?

– Как вы думаете, к кому обращён этот вопрос?

– Действительно, авторы учебника предлагают вам задуматься над этим вопросом. Что вам поможет ответить на этот вопрос?

– Давайте ознакомимся со структурой учебника, чтобы понимать, как он сможет вам помочь.

– Как устроен мир людей?

– Наверно, к нам.

– Учебник.

Открывают учебник на с. 4 и читают вслух первый абзац.

Имеющиеся знания, опыт.

Фронтальная работа.

– Как бы вы ответили на этот вопрос?

– Прочитайте следующий абзац.

– Так основы каких наук включает в себя школьный предмет – обществознание?

– А ещё философия, право и т.п. И всё это только на обществознании. Какой законный вопрос у вас наверняка уже роится в ваших головках?

– Это и будет основной вопрос сегодняшнего урока.

Проблема: Зачем изучать обществознание?

Записывает формулировку проблемы на доске.

Ребята выдвигают свои гипотезы: возможно лёгкий вопрос, а может, и сложный, иначе зачем целый учебник писать?

Читают дальше.

– Экономика, политология, социология, культурология, этика, психология…

– Зачем нам всё это изучать и знать?

Имеющиеся знания, опыт, учебник.

Фронтальная работа.

Выделение главного, формулирование суждений, формулирование проблемы урока.

Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Как вы думаете, зачем надо изучать обществознание?

– Что поможет нам решить проблему?

– Полистайте его. Посмотрите, как много схем, заданий, написанных почему-то разным цветом. В чём нам необходимо разобраться?

Записывает план на доске:

1. Как работать с учебником?

2. Зачем учиться?

3. Что будем учить?

4. Как будем учиться?

Выдвигают свои гипотезы.

– Учебник по обществознанию.

– Как работать с учебником? Что обозначают условные знаки…

Проблемный диалог, собственный опыт и знания;

фронтальная работа.

Проблема, записанная в тетрадях.

Аргументация ответа, формулирование суждений. Выдвижение гипотез, составление плана действий.

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Учёные разных наук используют множество непонятных слов и речевых оборотов, которые вам были бы не понятны. Поэтому авторы учебника решили описать наше общество глазами ваших сверстников, шестиклассников, как и вы. Ознакомьтесь с ними.

– Наверное, в некоторых из них вы узнали себя или своих одноклассников. Поэтому предлагаю считать этих ребят вашими виртуальными одноклассниками. Они будут каждый урок помогать нам искать ответ на главный вопрос:

Как устроен мир людей?

Читают пятый абзац на с. 4.

Далее учитель предлагает самостоятельно ознакомиться со статьёй: «Как работать с учебником?» и, подчёркивая ключевые слова, определить основной смысл статьи.

– Работая с информацией, расширять знания и решать различные жизненные проблемы. При этом оценивать свои и чужие поступки, общаться и взаимодействовать с разными людьми.

Учебник, с. 5;

работа самостоятельная.

Выделение главного, формулирование суждений.

Далее аналогично прорабатывается статья «Зачем мы учимся?», обращая внимание на цветовое обозначение.

Зачем учиться?

1. Понимать связи между людьми в обществе.

2. Занимать свою позицию в обществе.

3. Действовать в рамках закона и нравственных норм.

Читают текст, выделяя ключевые слова.

Учебник, с. 5.

Работа самостоятельная и фронтальная.

Выделение главного, формулирование суждений.

Предлагается изучить текст «Что будем учить?», по которому задаются вопросы на понимание учащимися, что каждый сам определяет свой уровень.

Минимум – то, что запомнить надо.

Максимум – то, что мне может понравиться.

Читают текст, выделяя ключевые слова.

Учебник, с. 6.

Работа фронтальная.

Выделение главного, формулирование суждений.

Знакомятся с текстом «Как будем учиться?», по ходу чтения выделяются основные учебные действия.

Проблемный диалог.

Продуктивное задание.

Жизненные задачи.

Проект.

Рекомендую по ходу урока в текстах параграфов находить те или иные условные обозначения.

Читают текст по цепочке.

Учебник, с. 6–8.

Работа фронтальная.

Выделение главного, формулирование суждений.

– Мы ответили на все пункты плана. Как бы вы ответили на основной вопрос урока:

Зачем изучать обществознание?

Формулируют вывод, например:

– Обществознание – это учебный предмет, включающий комплекс наук, изучая которые, мы не только сможем понять, как устроено общество, но и научимся применять эти знания.

Учебник,

работа фронтальная.

Формулиро-

вание вывода.

Этап урока: применение нового знания, домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– На следующем уроке, говоря о сферах общества, вам пригодятся знания из истории. Поэтому вспомните:

1.Чем первобытное общество отличается от цивилизованного?

2. Как развивалось общество с течением

времени?

Записывают домашнее задание.

Учебник, с. 10.

Работа с дневником.

Урок 2

Введение 2. Сферы жизни общества

1. Цели урока в соответствии с линиями развития.

Умение понимать связи между людьми в обществе – выявлять взаимосвязь и значение различных сфер человеческой жизни общества.

Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – делать свой выбор в общественно значимых ситуациях; определять и объяснять своё отношение к необходимости каждой сферы общества.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – признание важности решать учебно-жизненные задачи в соответствии с нравственными нормами общества.

2. Содержание урока.

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Значение общества в жизни человека: различные сферы человеческой жизни (экономика, социальная структура, политика, духовная культура), их взаимосвязь.

Выделение главного и определение смысла текста. Формулирование проблемного вопроса.

Классификация, обобщение и оценивание информации.

Определение и объяснение своего отношения к нравственным нормам. Самооценка.

3. План проведения урока.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст