технологическая карта Защита прав потребителей

Технологическая карта урока: по курсу: «Обществознание» ГБОУ СОШ №606 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга. Дата проведения:10.04.2013 г.

Класс: 8«А».

Учитель: Берёзко Сергей Николаевич, первой квалификационной категории, стаж 7 лет.

Тема урока: «Азбука потребителя».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Технология урока: проблемно-практической деятельности.

Формы обучения используемые на уроке:

решение практических задач;

мозговой штурм;

работа в группах;

Методы обучения

исследовательский метод обучения;

работа с источником (использование первоисточников);

метод демонстрации;

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

деятельностный метод обучения.

активные методы обучения;

Используемые средства: мультимедийная установка, презентация, таблички с номерами групп, индивидуальные стикеры – бейджи с номером и цветом группы (к примеру, 4 группы по 5 человек, цвета – красный, синий, желтый, зеленый; по пять стикеров каждого цвета). Раздаточный материал для групп (ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3).Подготовка аудитории к занятию: расстановка парт осуществляется с учетом групповой работы, устанавливается проектор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры. На стол каждой группы ставится табличка с номером (каждый номер на бумаге ) и подготовлен раздаточный материал. Раскладываются индивидуальные стикеры. При входе каждый ученик вытягивает стикер и располагается в группе с соответствующим цветом.

Цели:

Содействовать приобретению знаний о своих гражданских правах и обязанностях в области защиты прав потребителя.

Способствовать развитию экономического и логического мышления.

Воспитание умений грамотного поведения в различных рыночных ситуациях и понимание того, что защита прав граждан стала в нашей стране обычным социально-правовым явлением ;

Во время урока создать условия для дальнейшей социализации в потребительской среде через осознание необходимости изучения прав потребителей при умении ими пользоваться; самовоспитание таких социальных качеств, как организованность, деловитость, самостоятельность, смелость.

Основные понятия: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, товар, услуги, права потребителя, право на информацию.

Материалы и оборудование:

Плакат с названием темы урока;

Конституция РФ,

ФЗ «О защите прав потребителей»;

Материалы для деления на группы;

Ситуативные задания

Канцелярские принадлежности: маркеры, фломастеры, листы бумаги А4,листы цветной бумаги А3,листы бумаги А3, скотч, клей.

Дидактические карточки с заданиями.

Литература:

Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, редакция от 7 февраля 2006 г ( у каждой группы)

Компьютерная презентация (слайды с гиперссылками)

Защита прав потребителей с образцами заявлений, 2007, М. «ЭКСМО»

Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний», 2002 г. с выдержками из Гражданского кодекса РФ, от 21 октября 1994 г (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997 г) (у каждой группы)

Л. Н. БОГОЛЮБОВ, Н. Ю. БАСИК, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫпо курсу «Введение в обществознание» 8—9 Пособие для учителя C.18

Учебник: Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2008.

Прогнозируемый результат:

Основным требованием к результатам и достижениям учащихся необходимо отнести:

Личностные результаты на уроке проявляются при развитии самоопределения в соответствии с поставленными целями урока.

На уроке у учащихся проявляются метапредметные результаты, выражаемые в формирующихся универсальных способах деятельности на уроке при изучении и познании учебного материала, посредством исследования. Во время урока ученики должны проявить способы регуляции своей деятельности при коррекции ответов и дальнейшем контроле. Во время работы на уроке, учащиеся должны проявить хороший уровень коммуникативной культуры.

Предметными достижениями и результатами становятся получаемые знания и умения каждого ученика применяемые в социальной практике.

План урока:

1.Общее положение и законодательство о защите прав потребителя.

2.Основные права потребителя.

3.Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя.

Опережающее задание: познакомиться с текстом Закон РФ «О защите прав потребителя».

Основные понятия урока:

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Схема в презентации

Потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Права

1. Право на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7, 14 ЗПП)

2. Право на информацию (ст.8, 9, 10 ЗПП)

3.Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП)

4.Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ.

5.Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ)

Ответственность

Законодательством устанавливаются особые правила ответственности за несоблюдение требований прав потребителя (ст. 23, 15, 14, 13 ЗПП)

-неустойка

-возмещение убытков

-штраф.

Ход урока

Этапы урока

Время мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы

Прогнозируемый результат

Оборудование

1.

Организационный.

1

Создает условия для эмоционального настроения, настраивает учащихся на работу.

Слушают, настраиваются на работу.

Создание эмоционального настроения.

Мультимедийная техника.

2.

Актуализация знаний.

8

Называет тему урока, ставит цели перед учащимися, актуализирует, приглашает ученика выступить с сообщением.

Вспоминают знания, полученные на предыдущих занятиях. Записывают название темы в тетради.

метод демонстрации;

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

решение практических задач;

мозговой штурм;

работа в группах;

Актуализация знаний

Ученики записывают название темы в тетради.

Беседа. Включение ребят в деятельность

Приложение 1. (Слайд № 2)

Эпиграф «У каждого человека есть три пути,

Чтобы поступать мудро и правильно:

Первый самый благородный- это размышление,

Второй самый легкий- это подражание,

Третий самый горький –это опыт»



(Конфуций , V в. до н.э.)

Интеллектуальный тренинг с эпиграфом урока на слайде: учащимся предлагается высказать свое отношение к мысли, как он связан с темой урока. После этого учитель и дети формулируют цели урока.

Интеллектуальный тренинг с эпиграфом урока на слайде: учащимся предлагается высказать свое отношение к мысли, как он связан с темой урока. После этого учитель и дети формулируют цели урока.

Сегодня мы посвятим наш урок очень интересной и актуальной для всех теме.

Население нашей планеты составляет свыше 7 млрд. человек.

- То, что все мы потребители. Кто же такой потребитель? Какие он имеет права? Это вы узнаете на нашем уроке. Также мы с вами постараемся получить практические навыки пользования правами потребителя.

Человек покупающий что-либо в магазине, на рынке и т.д.

Вывод. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из этого следует, что организации не являются потребителями. Интересы фирм и организаций защищают квалифицированные юристы, а граждане- потребители могут рассчитывать только на себя.

3.Постановка проблемы. Целевая установка урока.

2

Изучение темы учитель может начать с решения практических задач в группах. Учащимся предлагается несколько ситуаций, которые они должны разрешить, используя собственный опыт

Н а п р и м е р:

1) Вы пришли на рынок, чтобы купить килограмм яблок. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации?

2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве. Что вы предпримете?

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что основными понятиями нашего урока являются «потребитель» и «продавец» (демонстрация схемы на слайде №3)

-Кто такой потребитель?

— Кто является другой стороной отношений?

— Будет ли, потребителем Денис, купивший 4 тысячи футболок для продажи? ( если затрудняются ответить, то обратиться к ст. 492 п.1 ГК РФ )

-Как вы считаете, какая из сторон (покупатель или продавец) более слабее, и незащищеннее?

— Почему именно потребитель?

- Потребитель кто он: король рынка или жертва рынка?

. Групповая работа с заданиями, обсуждение в группе и в классе.

После беседы учащиеся приходят к выводу:

1. Потребитель пользуясь своим суверенитетом, указывает продавцам, что им продавать.

2.Но он не обладает большими денежными средствами, юридическим образованием и поэтому является самым слабым субъектом имущественного оборота.

3.Поэтому его защите в законодательстве уделяется особое внимание.

4.Гарантии соблюдения прав потребителей зафиксированы в ряде нормативно- правовых актов: Гражданском Кодексе РФ (ГК), Законе о защите прав потребителей (ЗПП), Законе о рекламе, правилах бытового обслуживания населения, правилах о производстве и реализации продукции общественного питания и пр.

Выражают готовность работать в группах.

Раздаточный материал, учебник.

4.

Изучение основных проблем урока самостоятельно в малых группах. Поиск решения проблемы

материала.

9

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с правами потребителя и формами их защиты и попробуем разрешить противоречие.

Каждая группа получает вопросы на карточках (см. приложение 1 к уроку)

Групповая, практическая работа.

Ребята, используя текст учебника материалы из хрестоматии с выдержками из Гражданского кодекса, Закон о защите прав потребителя готовят выступление по темам:

Первая-третья группа — «Основные права потребителя»,

вторая-четвертая «Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя».

исследовательский метод обучения;

работа с источником (использование первоисточников);

метод демонстрации;

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

деятельностный метод обучения.

активные методы обучения;

решение практических задач;

мозговой штурм;

работа в группах;

Правильно выполняют задания.

Раздаточный материал, учебник

5.

Представление работы групп.

6

Консультации и помощь в работе группам. Организация обсуждения.

(демонстрация схемы на слайде права потребителя и ответственность продавца )

У каждой группы есть ученик, организующий работу. Результаты своей работы группы оформляют на бумаге и представляют. После этого идет обмен вопросами. В ходе работы идет составление терминологического ряда. (демонстрация на слайде)

работа с источником (использование первоисточников);

метод демонстрации;

метод коллективного творческого поиска;

деятельностный метод обучения.

активные методы обучения;

решение практических задач;

6.

Закрепление изученного материала.

5

Каждая группа получает вопросы на карточках (см. приложение 2 к уроку).

Решение практических задач в группах.

Выступление групп, уточнение примеров, обмен вопросами, обсуждение вариантов поведения потребителя.

исследовательский метод обучения;

работа с источником (использование первоисточников);

метод демонстрации;

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

решение практических задач;

работа в группах;

Находят достаточное количество доказательств.

раздаточный материал, учебник.

7.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст