Технологическая карта урока по литературе Русские народные сказки 5 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Русские народные сказки

ФИО (полностью)

Турновская Ольга Александровна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Русские народные сказки, 4 урок

Базовый учебник

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-12 изд., перераб. – М.:Просвещение,2010

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о русских народных сказках, сформировать целостную систему ведущих знаний по теме, определить уровень усвоения знаний по теме.

9. Задачи:

- обучающие: обобщить и углубить знания по теме, актуализировать и закрепить знания обучающихся о своеобразии жанра сказки, видах русских народных сказок, художественных особенностях сказки, об особенностях построения сюжета сказок. Сформировать умение классифицировать сказки, владеть приемами работы с учебным текстом (выделять главное в форме тезисов и схем), основными видами ответов (тематический ответ, сообщение), способами само- и взаимоконтроля;

-развивающие: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;

-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским народом, бережное отношение к народному наследию.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер для каждого ученика, мультимедийный проектор, экран

Структура и ход урока.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Введение в тему урока через постановку проблемного вопроса

№1

Песенка про сказку

(№160578)

№2

Какие бывают сказки (№190935)

Предлагает учащимся прослушать аудио фрагмент, сформулировать тему урока.

Предлагает посмотреть презентацию и сформулировать проблемный вопрос.

Прослушивают аудио фрагмент, формулируют тему урока.

Просматривают изображение; читают текст, управляя его движением в окне представления («листание» страниц или скроллинг).

Формулируют проблемный вопрос: «Почему мы любим читать сказки?»

1,5 м.

1,5 м.

2.

Актуализация знаний учащихся по теме

№ 3

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки

Часть 1,3,4

Организует работу по ранее изученному материалу. Он был дан в качестве домашнего задания в виде ознакомления с содержанием интерактивной лекции, формулирования вопросов по нему (для всего класса) и подготовки комментария к нему (для группы учеников).

Вводит понятие «композиция» сказки.

Повторяют содержание лекции.

Группа учащихся комментирует материал, отвечает на вопросы класса.

В итоге учащиеся формулируют определение жанра сказки, называют характерные жанровые признаки русской народной сказки, особенности построения сюжета, особенности повествования.

3 м.

3.

Систематизация и обобщение знаний

№ 3

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки

Часть 2

№4

Тестовый вопрос.

№5

Задание: распределить название сказок в две колонки.

№6

Герои русских народных сказок, волшебные предметы (базовое изучение)

№7

Задание: выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты.

№8

Фольклор. Сказка и миф (углубленное изучение).

Организует эвристическую беседу по содержанию интерактивной лекции, задает вопросы учащимся.

Предлагает систематизировать материал в виде кластера.

Организует закрепление понятия о признаках волшебной сказки.

Анализирует результаты выполнения учащимися задания.

Организует закрепление умения различать бытовые сказки и сказки о животных.

Анализирует результаты выполнения задания.

Предлагает заранее подготовленным группам учеников показать инсценировки отрывков из сказок.

Организует эвристическую беседу о героях русских народных сказок, переходящих из одного произведения в другое, используя отдельные части интерактивной лекции, встраивая их в беседу.

Организует закрепление знаний

о языковых особенностях народных сказок.

Анализирует результаты выполнения задания.

Предлагает познакомиться с содержанием учебного модуля, нарисовать в тетради маркировочную таблицу с тремя колонками: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал новое», заполнить первую колонку «Знаю», обменяться своими мнениями в паре.

Рисует на доске таблицу.

Предлагает обсудить полученные результаты, записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.

Предлагает учащимся продолжить работу с таблицей индивидуально, заполнив две оставшиеся колонки: «Хочу узнать» и «Узнал новое», обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы, записывает услышанное в таблице на доске.

Дает установку на домашнее задание: «Подготовить ответы на вопросы, возникшие у класса по поводу новой информации».

Изучив в процессе самостоятельной деятельности дома информационный и видеоматериал, отвечают на вопросы, делают вывод о типах фольклорных сказок, жанровых особенностях каждого типа.

Оформляют выводы

в виде кластера «Виды русских народных сказок», отражающего жанровые особенности каждого вида, названия сказок.

Выполняют задание индивидуально, выбирая из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.

Фиксируют результаты.

Выполняют задание индивидуально, распределяя название сказок в две колонки.

Фиксируют результаты.

Показывают инсценировки сказок.

Изучив материал лекции, участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя.

Выполняют задание индивидуально, выбирая из приведенных образных выражений сказочные обороты.

Фиксируют результаты.

Знакомятся с содержанием интерактивной лекции.

Рисуют маркировочную таблицу, заполняют первую колонку «Знаю».

Обмениваются друг с другом своими знаниями.

Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о сказках.

Дополняют записи в первой колонке таблицы.

Самостоятельно в тетрадях заполняют две колонки «Хочу узнать» и «Узнал новое», участвуют в обсуждении.

Выбирают тему для сообщения в соответствии с возникшими вопросами.

2 м.

3 м.

1 м.

2 м.

6 м.

4 м.

1 м.

3 м.

4 м.

1 м.

2 м.

1 м.

2 м.

1 м.

4.



Контроль знаний по теме «Устное народное творчество. Сказка».

№9

Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение).

Предлагает учащимся пройти контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки».

Анализирует ответы учащихся, оценивает, оценивает их деятельность.

Учащиеся выполняют задание индивидуально.

Сохраняют результаты.

3 м.

5.

Рефлексия.

Предлагает разные способы инициирования рефлексии учащихся.

Проводят рефлексию.

Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

1 м.

6.

Домашнее задание.

№10 — 15

Иллюстрации Единой Коллекции ЦОР по теме «Русские народные сказки»

№16

Задание: проверьте знания по теме «Народные сказки», ответив на вопросы теста (№203250)

Предлагает домашнее задание:

-сочинить сказку (по выбору);

-составить структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору);

-выбрать тему для сообщения в соответствии с возникшими вопросами (весь класс);

-подготовить коллекцию иллюстраций по теме: «В мире сказок», используя иллюстрации Единой Коллекции ЦОР (весь класс);

-выполнить задание: проверьте свои знания по теме «Народные сказки», ответив на вопросы теста (для слабых учащихся).

Выбирают домашнее задание и записывают его.

2 м.



Приложение к плану-конспекту урока

Русские народные сказки

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14



Страницы: 1 | 2 | Весь текст