Технологическая карта урока обществознания в 8 классе

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе

Тема

Моральный выбор – это ответственность

Цель

Создать условия для понимания связи между моральным выбором и ответственностью, через к понимание того, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Иметь представление о понятиях: «моральный выбор», «свобода» и «ответственность»; наполнить конкретным содержанием тезис о том, что моральный выбор — это ответственность.

В результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что свобода – это не вседозволенность, а возможность выбора.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Формирование готовности к саморазвитию.

Умение планировать свою деятельность.

Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Основные понятия

Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке.

Свобода – уникальное духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельно избирать направление своей жизни, поступков, деятельности.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История

Фронтальная, парная, групповая

Учебник под ред. Боголюбова, рабочая тетрадь, дидактические материалы (статьи Всеобщей декларации и Конституции РФ)

Домашнее задание:

§ 7

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1. Организа-ционный этап.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

2. Проверка домашнего задания.

Что такое долг?

Какие стороны долга вы знаете?

Каково происхождение слова «совесть»?

Что значит «иметь совесть»?

Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности?

Почему пошел на смерть Януш Корчак? В чем смысл его жизни?

Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью?

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

Фронтальная работа

Познавательные УУД: закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.

Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.

3. Актуализация знаний.

Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся

В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе? Мораль – и вы это знаете – учит: всегда поделись с ближним – лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистическая мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка и точнее, моральный выбор. Но случаи бывают посложнее.

Так существует ли связь между моральным выбором и ответственностью за совершенный поступок? И что же делает наш выбор нравственным деянием? На эти вопросы нам и предстоит ответить на уроке. Попробуйте самостоятельно определить тему, над которой мы будем работать.

Предлагают различные пути решения поставленной проблемы.

Определяют и записывают тему урока «Моральный выбор – это ответственность»

Личностные УУД:

Принятие социальной роли обучающегося.

Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

умение давать ответы на вопросы.

4. Изучение новой темы.

Пользуясь текстом учебника, раскройте смысл понятия «Моральный выбор».

В ситуации морального выбора огромное значение приобретает проблема ответственности. Это, прежде всего ответственность человека перед самим собой, перед своей совестью, его внутренний выбор. Но, совершая поступок, человек становится ответственным и перед своей семьей, обществом, потомками.

Всегда ли совпадает разумное и нравственное?

Например, мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками. Разве его поступок разумен? Кто выигрывает в данной ситуации?

Так почему же человек в одном случае поступает аморально, а в другом честно, по-доброму?

Давайте прочтем и разберем предложенную авторами учебника «Ситуацию» .

Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов на все случаи жизни нет, и не будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

Но что может принести смерть того человека, который открывает истину для потомков?

Убедиться в справедливости Сократовского афоризма: «Я знаю, что ничего не знаю, а они не знают даже этого», — довелось двум другим великим мыслителям – Джордано Бруно и Галилео Галилею.

Итак, Бруно оказался готовым к смерти, а Галилей – нет. Но кто знает, каких сил стоило ему остаться наедине с самим собой после отречения от своих мыслей и дела?

Находят в учебнике определение понятия, записывают его в рабочую тетрадь: Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке, это внутренний выбор человека между моральным и аморальным.

Отвечают на поставленный вопрос (Этот поступок обладает высшей разумностью, ибо поддерживает в обществе саму идею чести, справедливости, готовности помочь попавшим в беду. Выигрывает не этот мужественный человек, а все общество: сохраняется его нравственный потенциал, основа его единства и целостности. Таковы смысл и цена жертв, которые приносят лучшие люди страны.

Дают ответ (человеку в его действиях дана свобода выбора – между добром и злом, моральным и аморальным.)

Читают, включаются в обсуждение ситуации.

2 ученика представляют домашний проект «Моральный выбор Джордано Бруно и Галилео Галилея».

Учебник § 7, рабочая тетрадь с. 22, № 1.

Учебник, стр 54.

Проект-презентация

Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста;

Познавательные УУД:

актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

Познавательные УУД: умение ставить и решать

Личностные УУД:

принятие социальной роли обучающегося.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Формирование готовности к саморазвитию.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

5. Групповая проектная работа.

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Но некоторые люди, увы, не видят разницы между свободой и анархистской вседозволенностью. Они рассуждают так: «Зачем мне подчиняться правилам, которые придуманы другими? Многие правила, нормы несовершенны. Не лучше ли просто не обращать на них внимания?».

Эти люди ошибаются. Чтобы понять причины их заблуждений, подумаем над вопросом: «Что такое свобода?». Дать строгое определение можно, но полезнее рассмотреть те признаки свободы, без которых она невозможна.

Итак, как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Также абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения.

Работа с правовыми документами.

Итак, общие для всех правила и ограничения необходимы, чтобы корректировать, поправлять поведение людей в обществе. Человек общественный находится в сложных взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государством. Он зависит от них, готов выполнять обязанности, нести ответственность.

Поэтому, ответственность – это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что запрещено законом, что наносит ущерб другим людям, он должен отвечать, нести ответственность.

Выписывают в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».

Понятия, связанные со словом «свобода»

Понятия, не связанные со словом «свобода»

Дают определение понятия «свобода», исходя из тех понятий, которые посчитали с ними связанными.

Приходят к выводу, что свобода – это не вседозволенность, а возможность выбора.

Читают правовые документы, приходят к выводу: осуществляя свои права и свободы, человек не должен нарушать права и свободы других, нормы морали и общественного порядка.

Записывают определение понятия «ответственность»

Работа в группах по 4 человека

Всеобщая декларация прав человека, ст. 3, Конституция ст. 22

Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся. Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

Познавательные УУД: умение выделять нужную информацию из текста.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

6. Закрепление

Совместная работа с текстом в рабочей тетради

Читают текст, устно выполняют задания к нему

Рабочая тетрадь, стр. 23

Познавательные УУД:

умение структурировать знания

выбор наиболее эффективных способов решения задач

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативное УУД: владение устной и письменной речью.

7. Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Записывают домашнее задание

Работа с дневником