Технологическая карта урока обществознания в 5 классе Вводный урок

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе

Тема

Вводный урок

Цель

Создать условия для определения значимости изучения предмета обществознание, через формирование суждений о возможности применения знаний об обществе.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание значения понятий: «общество», «обществознание»; исследование проблемы необходимости изучения предмета «обществознание»

Умение планировать свою деятельность.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Формирование готовности к саморазвитию.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Основные понятия

Общество, обществознание

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История

Фронтальная, групповая, самостоятельная работа

Учебник под ред. Боголюбова

Домашнее задание:

учебник, стр. 5-8, защита проекта «Страна Обществознание»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1. Организацион-ный этап.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

2. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Обращается к ученикам:

– Вы начинаете изучение нового предмета – обществознания. Как вы думаете, о чём этот предмет?

Обществознание – это своеобразный учебный предмет, уроки которого не только дают четкие, определенные знания, но и постепенно учат на основе этих знаний формировать собственное отношения к человеку, его взаимоотношений с другими людьми, природой, обществом, государством. Именно ваше собственное отношение к изучаемому материалу станет главным результатом наших занятий.

Но прежде чем отправиться в путь по стране Обществознание, давайте с вами познакомимся. Сейчас каждый из вас представится, назовется так, как хотел бы, чтобы к нему обращались другие; затем расскажет о себе, начав с фразы: «Я такой-то, мне нравится… мне не нравится…».

Учитель обращает внимание ребят на то, что между ними немало общего в склонностях, предпочтениях и антипатиях и одновременно каждый человек уникален и неповторим. Об этом многообразии и самобытности людей предстоит много говорить на уроках обществознания.

Выдвигают различные предположения: о людях, об отношениях между ними, об обществе, о поведении, о действиях людей и т.д.

Ученики представляются, рассказывают о себе

Фронтальная работа.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы.

3. Формулирова-ние проблемы, выдвижение гипотез, актуализация знаний

Скажите, а нужны ли вам знания об обществе?

– Это и будет основной вопрос сегодняшнего урока.

Проблема: Зачем изучать обществознание?

Записывает формулировку проблемы на доске.

Записывают проблему. Выдвигают свои гипотезы.

Проблемный диалог, собственный опыт и знания;

фронтальная работа.

Проблема, записанная в тетрадях.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

выдвижение гипотез; их обоснование

4. Открытие нового знания и формулирование вывода.

Учитель предлагает познакомится с текстом «Введения».

Так нужно ли и для чего изучать предмет обществознание?





Раз нам необходимы знания об обществе, я предлагаю отправится в путешествие по стране знаний «Обществознание». Давайте посмотрим иллюстрации в учебнике и попробуем догадаться о чем же будет идти речь на том или ином уроке.

Итак: Что изображено на странице 26? Как вы думаете, о чем расскажет нам этот параграф? Листаем учебник далее…

Иллюстрации учебника служат не только тому, чтобы сделать текст увлекательным. У них есть и другое назначение. Это часть учебной информации. Иногда к иллюстрациям предлагаются специальные вопросы – обращайте на них внимание, чтобы не пропустить что-то существенное.

В рубрике «Картинная галерея» помещены репродукции выдающихся произведений изобразительного искусства. Они помогут вам лучше понять тему урока. Подписи под репродукциями картин содержат сведения о годах жизни художника (они даны в скобках). После Названия произведения указаны дата его написания и музей, в котором хранится данное полотно. При этом использованы сокращения ГТГ – Государственная Третьяковская галерея (Москва) и ГРМ – Государственный русский музей (Санкт-Петербург).

Давайте посмотрим картины и прочитаем какой художник их нарисовал и где они хранятся.

Чтобы просмотреть репродукции картин, мы с вами пролистали весь учебник. И наверное самые внимательные из вас заметили, что кроме параграфов и рубрики «Картинная галерея» в нем содержатся и другие рубрики. Назовите их и предположите, какую информацию вы получите, изучая их.

Обратите внимание, что самое важное в параграфе выделено знаком !

А после каждого параграфа следует рубрика «Проверь себя» (вопросы для самопроверки) Отвечая на них дома, вы сможете подготовиться к беседе на следующем уроке, проверить, все ли из учебного материала вы поняли. Если есть затруднения, обратитесь к тексту учебника еще раз. Как правило, ответы на эти вопросы содержатся в самом тексте параграфа.

Ученики читают текст учебника по цепочке

Формулируют вывод, например:

– Обществознание – это учебный предмет, изучая который, мы не только сможем понять, как устроено общество, но и научимся применять эти знания.

Листают страницы учебника, рассматривают иллюстрации, отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся называют такие рубрики, как:

«Жил на свете человек» (факты из жизни выдающихся людей)

«Путешествие в прошлое» (сведения о жизни, обычаях, достижениях людей в далекие времена)

«Обсудим вместе» (дискуссионные вопросы)

Учебник, с. 5.

Фронтальная работа

Учебник, с. 26, 29, 34, 41, 103

Самостоятельная работа

Познавательные УУД: умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативное УУД: владение устной речью.

Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.

5. Первичное закрепление.

Групповая проектная работа.

Формирует группы из 2 человек.

Задание группам:

Проект «Страна Обществознание». Нарисуйте страну Обществознание, географические объекты которой будут носить обществоведческие термины, которые можно найти на страницах вашего учебника.

В группах на отдельных листах выполняют задания.

Проектная деятельность

Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

6. Рефлексия.

Задание : Закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне хотелось…

Выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях.

Самостоятельная работа

Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свою мысль. Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свою мысль.

7. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания.

Запись домашнего задания

Работа с дневником