технологическая карта урока музыки

Технологическая карта урока музыки

Умк: «Музыка.1-4 классы» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина

Класс: 2

Тема урока: «В музыкальном театре. Опера «Руслан и Людмила»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» едевром русского оперного искусства.

Задачи:

1 Предметные

-Познакомить с особенностями построения оперного спектакля; функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра.

-Выявить взаимосвязь музыки –слова -изобразительного искусства в опере.

-Освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал.

2.Метапредметные

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

-Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

3Личностные

-Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Метапредмет

ные

Предметные

Ресурсы урока (муз. материал)

1.Мотива

ция

5 мин.

Организация учебной мотивации

/Просмотр видеофрагмента «Театр» (30 сек.)/

Настраивание учащихся на деятельность.

-Как вы думаете куда мы сегодня с вами пойдём?

-А что мы там будем делать?

-

Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?

(кроссворд)

Приветствуют учителя.

Выполняют задания мотивационной работы

Отвечают на вопросы учителя:

-в театр

-мы будем смотреть спектакль

Разгадывают кроссворд на доске и угадывают слово ,называют тему урока «опера» .

Мотивируются на активную деятельность,

заинтересовываются

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

Видео-фрагмент

«театр»

2.Осмысление учебной задачи

10 минут

-Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира.Какую песню мы сейчас споём, если сказка будет впереди?

-Кто рассказывает сказки детям?

Зачитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Презентация (портреты Пушкина и Глинки, краткое содержание сказки.

Знакомство с замыслом М.И. Глинки по созданию музыкального спектакля. )

Знакомство с хором «Лель таинственный»

Исполняют знакомую песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету» (2 куплета), вспоминают героев.

Работают с разворотом учебника «Сцены из оперы»

Дети перечисляют, вспоминают Кота ученого.

Индивидуальное и коллективное чтение отрывка на стр. 82 учебника.

Дети называют сказку.

Вспоминают термин «опера».

Слушают Первую песнь Баяна и сравнивают с первой песнью поэмы.

Разучивание темы,ориентируясь на нотную запись в рабочей тетради,исполняют с движением- «разыграть свадьбу»Выполняют задания в тетради,закрепляя понятия солист, певец, хор, оркестр,инструменты.



*Формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности

*Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

*Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности

.

*Научатся проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текста.

*Попытаются освоить способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

*Научатся выявлять взаимосвязь музыки –слова изобразительного искусства в опере.

*Закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение

*Научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать,формулировать выводы.

Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»:

-первая песнь Баяна

-Хор «Лель таинственный» 1 действие

3.Открытие нового

знания

20 минут

Звучит начало увертюры.

Предлагает классу исполнить тему увертюры в разном характере: грустно,торжественно, медленно,энергично.

Дается понятие увертюры .

-Как вы думаете, какому герою сказки посвящена эта музыка?

Давайте сравним характер звучания увертюры с началом поэмы.

Как получилось у М.И.Глинки создать образ Руслана? Какие

средства выразительности он для этого

использует?

Добро в сказке борется со злом.

В сказке Глинка рассказал о противниках Руслана.

-Как вы думаете,

какая музыка должна быть у злых сил?

Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина о Черноморе.

- Обратите внимание на нотную запись в учебнике: как она отражает музыкальную характеристику образа Черномора?

-Подтвердились ли наши предположения относительно музыкального образа Черномора?

Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше?

Почему?

Слушание увертюры к опере

«Руслан и Людмила» (главная партия)

Пропевают тему в характерах разных что бы почувствовать и понять что меняется в исполнении и хар-ре звучания.

Характеристика героя-Руслана

Сравнивают, делают выводы

Отвечают, используя понятия «темп, динамика, тембр».

Обращение к характеристикам

музыки в учебнике на странице 82.



Дают предполагаемую характеристику музыки злых сил.

Обращение к учебнику на стр.84.

Описывают образ Черномора.

Слушание марша Черномора.

Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи

Сравнивают тембр инструментов

Отвечают, аргументируя своё мнение.

Рассуждают,Обобщают,делают выводы.

*Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

*Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

.

*Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

*Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

*Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;



*Научатся выявлять взаимосвязь музыки –слова изобразительного искусства в опере.

*Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение

*Закрепят понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-.

Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»:

-Увертюра

-марш Черномора

4.Рефлексия

5 минут

Организует рефлексию по типу «три волшебных вопроса»

Участвуют в рефлексии

Удовлетворённость,эмоциональный отклик

*понимать

особенности музыкального театра./степень сформированности представления об особенностях построения оперы/

*умения анализировать и оценивать свою деятельность

*умение воспринимать музыку как образное искусство

Закрепление основных понятий: опера, солист, хор, контраст, увертюра-.

Демонстрационный материал:

Карточки с вопросами