Технологическая карта урока литературы в 5 классе ЛермонтовМЮБородино

Технологическая карта урока.

Этап урока

Содержание деятельности

(взаимодействие)

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Виртуаль-ное путешествие в музей-заповедник Тарханы.

4.Знакомство с текстом произведения.

5. Историчес-кий коммента-

рий.

6.Фонохрестоматия «Слушаем актерское чтение» (стихотворение «Бородино»)

7.Работа с текстом в парах..

8.Чтение наизусть отрывка стихотворе-ния

9. Работа с текстом стихотворе-ния(по груп-

пам).

10.Словарная работа.

11. Погруже-ние в текст.

12.Образы русских солдат.

13. Рефлексия.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока: «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Образ русского солдата- защитника Родины.»

Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество».

Именно к этим историческим событиям и обращается в творчестве русский поэт М.Ю. Лермонтов. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Бородино», постараемся понять замысел поэта, проникнуть в секреты его творчества.

Просмотр видеофрагмента.

- Какому историческому событию посвящено это стихотворение?

Давайте вспомним об этом трудном для нашей страны времени. (ответы обучающихся)

- Что вызнаете о войне 1812 года?

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Проведите наблюдения за фонетическим строем поэтической речи.

2. Вспомните термины: ЗВУКОПИСЬ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС.

Работаем над выразительным чтением





.

Сопоставление стихотворения и картины П.Э.Заболотского

«Старый солдат»

-Кто ведёт разговор в начале произведения?

- Почему один из собеседников интересуется событиями прошедших лет, уважительно называя второго солдата «дядя»?

- Как вы представляете пожилого солдата? (высказывания учеников)

Работа с иллюстрацией по выбору учителя

- Какие черты характера отразил в портрете художник?

Анализ композиции стихотворения.

- Сколько частей в произведении?

1часть- вступление- вопрос и ответ- 1-2 строфы

2 часть- отступление войск- 3строфа

3 часть- ожидание боя- 4-9 строфы

4 часть- бой- 10-13 строфы

5 часть- заключение- 14 строфа

- Кто является героем рассказа старого солдата? (русские воины)

- Из кого набирались русские солдаты? (из народа).

- Можем ли мы сказать , что героем является русский народ?

- В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? (слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!»)

. Патриотизм в наше время.

- А что значит в наше время «быть патриотом»? (учиться, работать, служить в армии..) «Страна сильна, если сильна её армия».

Конституция РФ- «служба в армии является почётной обязанностью каждого

молодого человека».

В) От того, насколько наши молодые поколения будут похожи на героев тех

далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть

будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел

донести до будущих поколений М. Ю. Лермонтов.

Выполнение тестового задания.

Слушают.

Работа по учебнику.

Погружаются в атмосферу заповедника, в которой формировалась личность поэта.

Дифференцированная работа учащихся.

Опережающее задание.

Сообщения учащихся.

Слушаем

актерское чтение

стихотворения.

Выписывают заданные тропы из текста.

Взаимопроверка.

Выразительное чтение наизусть..

Восстанавливают словарную статью из словаря литературовед-ческих терминов.

Записывают в тетрадь в 2 колонки.

Работа с текстом стихотворения.

Составление характеристики героев.

Регулятивные и познавательные УУД

Личностные УУД.

Личностные УУД.

Познава-тельные УУД.

Коммуникативные УУД.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

Коммуникативные УУД.

Коммуникативные, регулятивные УУД.

Познава-тельные, личностные УУД.