Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения_22240

Фамилия Званская

Имя Елена

Отчество Валентиновна

2011-2012уч. Год

Персональный индентификатор 216-205-717

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5

Литературная тема: Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Тема урока: Трудный путь героя от зла к добру в сказке «Теплый хлеб»

Тип урока: анализ эпического произведения

Литература. 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в четырех частях. Ч .3 авт.-сост.: В.Я. Коровина и др. 7-е издание, перераб. — М.:Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006. )

Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):

Обучать основам анализа эпического произведения, определить границы реального и волшебного в произведении.

Развивать навыки осмысленного чтения, развивать умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, актуализировать личный жизненный опыт.

Воспитывать доброту, чуткость через восприятие произведения.

Аспекты

Учебной деятельности

Уровень литературного развития

Аргументация целесообразной учебной

деятельности

низкий

средний

высокий

1

Методы обучения

Репродуктивная деят-ть

Частично-поисковый

Исследовательский

2

Вопросы домашнего задания

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение основных эпизодов.

Выявить в произведении сказочные и реальные элементы.

Подготовить сообщение о писателе. Как понимаете слова В.Шкловского о К.Г. Паустовском: « Он не был сказочником.. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра?

Развитие читательского кругозора,

обучение монологическому высказыванию,

обогащение словарного запаса

3

Повторяем материал

Особенности жанра сказки и рассказа.

Что стоит в центре любой сказки, что с чем сталкивается? Привести примеры сказок.

Выделить особенности сказки и рассказа в произведении «Теплый хлеб». Составьте таблицу «Реальное и фантастическое в сказке»

К какому жанру можно отнести «Теплый хлеб»

С какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные элементы?

1 гр. — повторение терминов, необходимых на уроке.

2,3 гр.-формирует умения находить общее и различное в произведениях одного жанра.

представление работы в форме таблицы формирует навыки обобщения, умения выявлять особенности жанров (сказки, рассказа).

4

Внутрипредметные связи

Народные сказки, литературные сказки.

Сказка В. Бондаренко «Волшебный мешочек»

Народные сказки, литературные сказки.

Сказка В. Бондаренко «Волшебный мешочек»

Народные сказки, литературные сказки.

Сказка В. Бондаренко «Волшебный мешочек». Биографические материалы

1 гр — формирование

навыка воспроизведения литературоведческой информации

2,3 группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск

информации и развитие речи,

привлечение дополнительной литературы

5

Межпредметные связи

Русский язык. Чтение лучших сочинений «Жизнь дана на добрые дела»

Значение слов

Изо. Иллюстраторы сказки

Русский язык. Чтение лучших сочинений «Жизнь дана на добрые дела»

Значение слов

История. Великая Отечественная война, Гражданская

Изо. Иллюстраторы сказки

Русский язык. Чтение лучших сочинений «Жизнь дана на добрые дела»

Значение слов

История. Великая Отечественная война, Гражданская

Изо. Иллюстраторы сказки

1 гр — формирование

навыка работы со словарями

2,3 группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск

информации и развитие речи.

6

Самостоятельная работа по группам

(карточки-информаторы)

Ребята работают по группам На партах карточки-информаторы, приготовленные учителем заранее

Пересказ эпизода «Как Филька обидел коня»

Объяснить значение и слов «христарадник», «дьявол» (по словарю)

Выразительное чтение эпизода «Что случилось после того, как Филька обидел коня»

Прочитать по ролям эпизод «Разговор Фильки с бабкой»

Пересказ «Как Филька решил искупить вину»

Как пришло спасение?

В каком значении Филька употребляет слово «христарадник»?

Какая часть речи используется в пейзажной зарисовке и почему?

Какова взаимосвязь поступка человека и природы?

Какие фразы являются ключевыми в этом отрывке?

Пересказ «Как Филька решил искупить вину»

Каково значения слова «теплый» в словаре? В каком значении автор использует это слово?

Почему Филька обидел коня? Как качества проявляются в герое

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в пейзажной зарисовке? С какой целью?

Какова взаимосвязь поступка человека и природы?

Как вы понимаете фразу «охлаждение сердца»

Как природа реагирует на изменения, которые происходят с Фильком?

Почему же сказка о Фильке и о коне называется «Тёплый хлеб»?

1 гр.- вопросы

репродукт., рассчитаны на запоминание и воспроизведение фактов.

2 гр.- вопрос на частично- поисковую деят- ть и обобщение фактов.

3 гр. -самостоятельная исследоват. деят- ть.

7

Контроль и обратная связь

Кто помог Фильке исправить его зло?

Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»? Аргументируйте свою точку зрения

Каких «зверей» нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?

Вовлечение в работу всего класса, организация для каждого

ученика интересной и посильной поисковой деятельности.

8

Планируемые результаты

Умение строить монологический ответ, выстраивать схему, используя ключевые слова произведения, обобщать полученные знания.

Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности, выстраивать схему, используя ключевые слова произведения, обобщать полученные знания.

Работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности, развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, выстраивать схему, используя ключевые слова произведения, обобщать полученные знания.

развитие у учащихся правильного понимания произведения,

умения доказать текстом это понимание.

Обучение монологическому высказыванию по теме, а у сильных

учеников развивать умение аргументировать свои мысли.

9

Формы организации учебной деятельности

Выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ подробный, работа со словарями.

Групповая работа, индивидуальная

парная)

Подробный пересказ, пересказ подробный, работа со словарями.

(групповая работа, индивидуальная)

Элементы анализа произведения, творческое задание.

1 гр. -предоставляется возможность поработать с текстом каждому

ученику, попробовать свои силы.

2 гр.- развивается умение работать как индивидуально,

так и в паре , в группе.

3гр.- задание позволяет сильным ученикам развивать умение

аргументировать свои мысли, работать в группе, приучает

к сотворчеству, умению выслушивать и принимать во внимание

чужое мнение.

10

Домашнее задание

(по выбору учащихся)

Нарисовать иллюстрацию

Написать сочинение-миниатюру «О чем заставила меня задуматься сказка?»

«Нет ничего отважнее, чем победа над собой». Подтвердите эту мысль на примере главного героя сказки.

Учащиеся сами определяют, что им интересно, что по силам.

Это снимает

негативный эффект обязательной работы и развивает

навыки самооценки.