Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Класс: 6 «а»

Литературная тема: А.П.Чехов

Тема урока: «Вечный» А.П.Чехов. Анализ героев рассказа «Толстый и тонкий».

Тип урока: урок анализа эпического произведения и комплексного применения ЗУН учащихся.

Триединая задача: раскрыть эстетическое начало чеховского рассказа через анализ образов главных героев; продолжить формировать умение анализа эпического произведения; углубить представление учеников о комическом; развитие внимание воображения, интереса к изучению чеховской прозы; воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе.

Аспекты учебной деятельности

Уровень литературного развития учащихся

Аргументация целесообразности учебной деятельности

низкий

средний

высокий

1

Методы обучения

Словес

Фронта

самостоятельная работа под руководством учителя

Выразитель

ный

льная бе

Объясни

иллюстра

самостоятельная работа под руководством учителя

ное чтение

частично-поисковый

метод

седа

тельно-

тивный

самостоятельная работа без помощи учителя

по ролям

исследовательский

слово учителя (создание эмоционального настроения)

пересказ текста

С- описание иллюстраций

В- устное рисование

В- инсценировка (развитие исполнительных навыков, умение видеть зрительные образы)

работа с учебником

-развитие умение делать обобщение

-развитие элементарных навыков сопоставительного анализа

2

Вопросы

кем был Чехов и чем он занимался?

кто будет главным героем этого рассказа?

как герои обращаются друг к другу?

как характеризует героев их детские прозвища?

сделайте вывод, какие чувства испытывают герои в начале и в конце встречи?

Кто такой Антоша Чехонте?

каким вы себе представляете толстого? А каким тонкого?

составьте характеристику действующих лиц

опишите мимику толстого и тонкого. Какие чувства ге роев вы ражают?

как меняется речь тонкого? Как ме няется ин тонация?

смешным или грустным назвали бы рассказ? Объясните почему?

что высмеивает рассказ Чехова?

что Чехов хотел показать, придумав такой сюжет?

какие глаголы использует автор, чтобы опи сать внут реннее состояние человека?

сравните знаки препинания в диалоге 1 и 2 ч.. Что автор использует чаще всего? Почему?

А.П.Чехов-мастер короткой, отточенной юмористической фразы. Найдите примеры в тексте

какие явления в современной жизни могут стать объектом юмористического рассказа

умение аргументировать свои мысли

развитие внимания, воображения, умения видеть зрительные образы

умение видеть особенности речи и поведение героев и выявление авторской позиции

выявление первоначального восприятия

развитие монологической речи

работа с текстом

осмысление рассказа

умение делать выводы, обобщение

3

Повторяемый материал

литература

русский язык (лексика)

русский язык (пунктуация)

работа со справочной литературой, самостоятельный поиск информации, развитие умения аргументировать свои мысли

4

Внутрипредметные связи

внекласс

ное чте

ние

занятие является 1 в системе уроков по творчеству А.П.Чехова, далее следует внеклассная работа

5

Межпредметные связи

русский

живопись

язык

слайды

использование примеров из текста на уроках русского языка, работа с иллюстрациями, работа с компьютером

6

Самостоятельная работа

под руководством учителя

частично-поисковый

исследовательский, поисковый

работа с текстом, работа со справочной литературой, творческие задания

7

Контроль и обратная связь

викторина

викторина

творческая работа

в начале следующего урока по вопросам

8

Планируемые результаты

развитие речи, мотивация познавательной активности

побуждение учащих ся к чте нию и ос мыслению рас сказов А.П.Чехова

развитие мотивации к изучению чеховской прозы

расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке

9

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная

фронтальная, индивидуальная

парная

развитие внимания, активность школьников, развитие эмоционально-художественных качеств учащихся, усовершенствование коммуникативных навыков

10

Домашнее задание

ответы на вопросы по учебнику, чтение по ролям

подготовка инсценировки рассказа

письменно ответить на вопрос: «Что общего в рассказах «Хамеле он» и «Толстый и тонкий»?

учитывается уровень развития речи учащихся, степень их литературной подготовки. Развивает навыки самооценки.