Технологическая карта урока литературы 8 класс

Технологическая карта учебного занятия по литературе в 8 классе .

Автор: Шабакаева Эльмира Ильдусовна, учитель первой квалификационной категории.

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

ТДЦ:

Обучающий аспект: расширить знания учащихся о биографии писателя;

показать своеобразие историзма Н.С.Лескова;

определить нравственные проблемы рассказа.

Развивающий аспект: развивать художественно — творческие и познавательные способности; навыки анализа текста, выразительного чтения.

Воспитывающий аспект: воспитывать потребность в общении с миром художественной литературы; воспитывать порядочность, верность данному слову; воспитывать чувство сострадания.

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к рассказу Н.Пчелко.

Этапы учебного занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

1.Организационный

Организовать внимание уч-ся, психологически подготовить уч-ся к общению на уроке

1.Приветствие уч-ся;

2.Проверка готовности к уроку.

3.Пожелание совместной плодотворной работы

1.Психолого – эмоциональный настрой на урок.

2.Слушают учителя.

Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя.

2.Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ («История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина)

Организует учебную деятельность уч-ся

Несколько уч-ся читают творческие работы. Другие слушают, анализируют, при необходимости корректируют.

Тексты творческих работ построены в соответствии с требованиями к сочинению – рассуждению, разнообразны по использованию выразительных средств.

3.Подготовка уч-ся к работе на основном этапе

Обеспечить включение уч-ся в совместную деятельность, принятие ими целей урока

Учитель обращает внимание уч-ся на портрет Лескова, просит вспомнить, с какими произведениями писателя уже познакомились, какие проблемы поднимает автор в своих работах.

Совместное целеполагание

Уч-ся вспоминают, что знакомы с произведением «Левша», говорят, о чем этот сказ.

Участвуют в целеполагании к уроку.

Определены цели деятельности, сформулированы условия взаимодействия

4. Изучение нового материала.

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала уч-ся.

2.Актуализировать опыт уч-ся по изучению нового материала.

3. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения:

- Объяснить значение выражений.

- Подготовить вопросы по одной из глав (пять глав).

- Установить правильность, полноту и осознанность выполнения задания уч-ся

1.Вступительное слово учителя.

2.Организует беседу об автобиографии Лескова:

1) Что вы узнали о детских годах писателя?

2) Какие качества характера сформировались у Н.С.Лескова в детстве?

3) Какое из них вам особенно импонирует?

4) Что особенно дорого писателю из детских лет?

3.Организует словарную работу: просит объяснить значение следующих выражений: «пристойные манеры», «уколы самолюбия», «благонравие», «держал речь», «из-за хлеба».

4.Организует групповую и индивидуальную работу уч-ся, в ходе которой следует подготовить вопросы по одной из глав (пять глав – пять групп; на выполнение не больше пяти минут); индивидуальное задание: выписать из рассказа поговорки, фразеологические обороты.

5.Организует беседу по вопросам, составленным учениками.

6.Организует реализацию индивидуального задания

1.Один ученик выступает с сообщением о Н.С.Лескове, остальные слушают.

2.Отвечают на вопросы.

Слушают.

3.Объясняют значение выражений. Слушают.

4.Выдвигают формулировку вопросов, фиксируют предлагаемые варианты.

Двое учащихся выписывают из рассказа поговорки, фразеологические обороты

Представители групп (пятеро уч-ся) задают вопросы по главам, остальные уч-ся слушают и отвечают на поставленные вопросы.

Вопросы к первой главе:

- Почему старушка решила выручить из беды «одного великосветского франта»?



- Какие черты характера выделяет автор в ней в этой главе?

- Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

Вопросы ко второй главе:

- Почему хлопоты старушки были безуспешными?

- Почему нельзя было приструнить должника? О чем это говорит?

- Как старушка относится к должнику, к людям вообще?

Вопросы к третьей главе:

- Что вышло из затеи старушки «смазать»?

- Какой смысл вложен во фразу «В России невозможности нет»?

- Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: «Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни».

- Почему старушка поверила Ивану Иванычу?

Вопросы к четвертой главе:

- Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги?

- Почему он помог ей деньгами?

- Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги?

Вопросы к пятой главе:

- Кто такой «сербский сражатель»?

- Как он добился вручения «бумажки» должнику?

Считаете ли вы гением человека, «уладившего столь трудное дело»?

6.Один ученик отвечает, другие слушают, при необходимости дополняют ответ одноклассника.

Ответ ученика: «Да вот тут – то и точка с запятою»; «мы не можем против всех употреблять меры»; «сухая ложка рот дерет»; «надо смазать»; «кто больше дал, тот и прав был» и т.д.

Учатся воспринимать художественное слово.

Сформулированы грамотные ответы на поставленные вопросы.

Правильность, полнота, действенность знаний уч-ся: значения выражений объяснены правильно, использованы правильные обороты устной речи.

Закрепление навыка работы с текстом художественного произведения: сформулированы вопросы по главам.

Выписаны из рассказа поговорки, фразеологические обороты.

Звучат правильно сформулированные вопросы по главам.

Ответы уч-ся полные, последовательные, с примерами из текста, которые зачитываются.



Закрепление навыка нахождения средств выразительности: правильно выбраны пословицы и фразеологические обороты из текста, которая доказывает умение работать с текстом художественного произведения

5. Закрепление изученного материала.

- Обеспечить восприятие текста статьи учебника, диалог по ее обсуждению.

1.Организует работу уч-ся с учебником. Чтение статьи учебника «Н.С.Лесков и его герои, его отношение к России», (стр.26)

2. Слово учителя: Н.С.Лесков говорил: «Я люблю литературу как средство, которое дает мне возможность вытаскивать все то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы уже не ценю; смотреть на нее как на искусство не моя точка зрения»

- Как вы понимаете эту фразу?

Учащиеся по абзацам читают текст: один читает, а другие следят по тексту.

Ученики слушают, отвечают на поставленный вопрос.

Выразительное чтение текста художественного произведения, осмысление прочитанного.

Уметь выявить нравственную проблему произведения, знать о назначении литературы и писательского труда в жизни.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Обеспечить формирование целостной системы знаний о творчестве Н.С.Лескова, о нравственных проблемах, которые поднимаются писателями в произведениях.

Организует беседу по вопросам учебника (стр.26).

Дополнительные вопросы:

- В каких произведениях поднимаются проблемы, сходные с проблемами, затронутыми Лесковым?

- В чем актуальность рассказа?



Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Активная и продуктивная деятельность учащихся. Даются полные связные ответы на вопросы. Учащиеся рассуждают по поднятой в рассказе нравственной проблеме: ответственности за свои поступки не только перед собой, но и перед людьми, о сострадании, проявленной автором по отношению к старушке.

7.Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель сообщает домашнее задание: 1) — написать эссе на тему: «Кто виноват в страданиях героини?»

2) прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

Записывают задание в дневники.

Мотивирование на выполнение домашнего задания.

8.Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Оценка работы класса в целом и отдельных учащихся.

Оценка работы класса в целом и своей работы на уроке.

Объективность качественной оценки.

Уметь обосновать выбор оценки.

9.Рефлексия

Вызвать желание у учащихся оценить свое психоэмоцинальное состояние, свою мотивацию, свою деятельность и взаимодействие с учащимися и учителем.

Предлагает выбрать учащимся пословицы, соответствующие их психоэмоциональному состоянию.

Уч-ся выбирают соответствующие пословицы.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и состояния.