Технологическая карта урока химии в 11 классе Принцип Ле Шателье

Учитель химии и физики МБОУ СОШ № 2 г Усмани, Липецкой области

Ляленко Елена Анатольевна.

Технологическая карта урока.

Предмет: химия

Класс: 11

Уровень образования: основное общее образование

Тема: Принцип Ле Шателье.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Время проведения: первое полугодие (декабрь).

Цель: углубить и обобщить знания обучающихся о состоянии химического равновесия, условиях его смещения. Формировать познавательную деятельность обучающихся путем создания проблемной ситуации.

Задачи урока:

Обобщить и закрепить знания о способах смещения равновесия.

Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

Воспитывать умение работать самостоятельно, в группах. Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Продолжить формирование таких логических приемов, как наблюдение, анализ, сравнение, обобщение

Совершенствовать экспериментальные умения и навыки.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

постановка вопросов, разрешение конфликта, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Личностные УУД: самоопределение: личностное, профессиональное.

Основные понятия: обратимые химические реакции, скорость химической реакции, факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия.

Межпредметные связи: физика, химическая технология.

Ресурсы: ЦИОР, УМК Н.Е. Кузецова, Т.Н. Литвинова, А.Н. Левкин. Химия. 11 класс. А.Н. Левкин, Н.Е. Кузнецова. Москва. « Вентана-Граф». 2011г. Задачник по химии. 11 класс. Москва. « Вентана-Граф». 2011г.

Технологическая карта урока химии.

Этапы урока.

Содержание учебного материала. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

ФОУД

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов.

Учитель организует познавательную деятельность обучающихся.

Что такое химическая реакция. Укажите типы химических

реакций.

Какие из приведенных химических реакций являются обратимыми и почему?

NaOH + HCl —> NaCl + H2ON2 + 3H2 —> 2NH3 AgNO3 + NaCl —> AgCl + NaNO3 SO3 + H2O —> H2SO4CH4 + 2O2 —> CO2 + 2H2OHCOOH + CH3OH —> HCOOCH3 +

3.Укажите факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Поработаем с графиком. Что означает момент равновесия?

Анализ урока химии 11 классе

Охарактеризуйте химическую реакцию промышленного получения аммиака.

N2 + 3H2Анализ урока химии 11 классе2NH3 + Q

Создание проблемной ситуации.

Во всех индустриально развитых странах азотная промышленность является одной из основных ведущих отраслей. Историю развития производства аммиака можно рассматривать как борьбу за повышение полезного использования электрической, тепловой и механической энергии. Из-за обратимости реакции КПД производства не превышает 50%. Можно ли сделать так, чтобы КПД на современном производстве аммиака и других важнейших веществ значительно увеличился?

Предложите способы увеличения выхода продукта прямой реакции:

N2 + 3H2Анализ урока химии 11 классе2NH3 + Q

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какова цель урока?

Обучающиеся выполняют задания, которые указывают на связь изученного материала с новой темой.

Обучающиеся называют тему урока: «Обратимость химической реакции».

Цель урока: обобщить знания о состоянии химического равновесия.

Фронтальная

Парная работа

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, постановка вопросов).

Логические УУД (выдвижение гипотезы, обоснование, построение логических рассуждений).

Регулятивные: целеполагание.

2. Принятие учебных целей и условий их достижения.

Способность управлять химической реакцией составляет основу химической технологии.





Гипотеза. Если изучить факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия, можно научиться управлять реакцией. Обучающиеся предлагают план действий по проверке гипотезы.

Обучающиеся выдвигают гипотезу

о существовании термодинамических факторов, влияющих на смещение химического равновесия в нужном направлении.

Ф

Общеобразовательные УД (извлечение необходимого материала из текста).

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в сборе информации)

Логические: построение логических рассуждений и доказательств)

3.Проверка принятой гипотезы. Сбор данных, их анализ, формулирование выводов.

Самостоятельная работа с учебником. Принцип Ле Шателье. Параграф 24.

Заполните таблицу. Факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия на примере реакции синтеза аммиакаиз азота и водорода.

Работа с учебником (п. 24), ЭОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase, информационные карты.

1группа – изучает влияние изменения температуры на смещение химического равновесия.

2 группа – влияние изменения концентрации на смещение химического равновесия.

3 группа – влияние изменения давления на смещение химического равновесия.

Отчеты групп о проделанной работе.

Влияние концентрации

Влияние давления

Влияние температуры

Фронтальное обсуждение результатов работы.

Выводы.

При повышении концентрации реагирующих веществ равновесие смещается в сторону образования продуктов.

При повышении концентрации продуктов реакции — в сторону образования исходных веществ.

При повышении давления — в сторону той реакции, которая ведет к уменьшению объема газа.

При повышении температуры — в сторону эндотермической реакции.

При понижении температуры — в сторону экзотермической реакции.

Выполняют работу в группах.

Обучающиеся делают выводы и подводятся результаты урока.

Г

Фронтальная

Познавательные: поиск и выделение информации, решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации. Логические: анализ.синтез, коммуникативные: сотрудничество,разрешение конфликтов, умение выражать мысли, личностные.

Рефлексия.

Учитель побуждает учащихся к рефлексивному осмыслению полученных результатов с целью самопроверки.

1.Предложите свои способы смещения равновесия в соответствии с принципом противодействия. Анализ урока химии 11 классе

2.Почему при сжатии смеси газов NO2, N2O4 она светлеет?

Анализ урока химии 11 классе

3. Почему для сложной гетерогенной химической реакции

Fe3O4 (тв) + СО (г)   Анализ урока химии 11 классе  3 FeO (тв) + СО2 (г) + Q кДж

можно предсказать, что изменение давления не приведет к смещению равновесия?

Выполните тестовые задания. (Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания).

1. В каких реакциях изменение давления окажет влияние на смещение равновесия?

Анализ урока химии 11 классе

2. В какой из четырех реакций равновесие больше всего сместится вправо при одновременном повышении температуры и понижении давления?

Анализ урока химии 11 классе

3. Какие утверждения верны?

1.Повышение температуры смещает равновесие в сторону эндотермической реакции.

2. Повышение температуры увеличивает как скорость прямой, так и обратной реакции.

3. Катализатор влияет на сдвиг химического равновесия.

4. В том случае, когда реакция протекает без изменения числа молекул газов, равновесие не нарушается при сжатии или расширении системы.

Возвращение к проблеме.

Почему же выход аммиака на химическом производстве не превышает 50 %?

N2 + 3H2 Анализ урока химии 11 классе2NH3 + Q

Обучающиеся заполняют таблицу, работая в парах.

Как увеличить скорость реакции синтеза аммиака?

Какие условия необходимо создать для смещения химического равновесия в сторону выхода аммиака?

Обучающиеся приходят к выводу о том, что реакция синтеза протекает с выделением тепла. Поэтому, согласно принципу Ле Шателье, с повышением температуры равновесие реакции сдвигается влево, т. е. чем выше температура, тем меньше азота и водорода вступают в реакцию. При низкой температуре реакция синтеза аммиака протекает более полно.Однако с понижением температуры скорость большинства химических реакций, в том числе и скорость реакции синтеза аммиака, уменьшается. Поэтому для обеспечения значительной скорости образования аммиака реакцию необходимо проводить при достаточно высокой температуре. Практически синтез аммиака ведется при температуре 450-500° С, при которой реакция протекает достаточно быстро и содержание аммиака в газовой смеси сравнительно высоко.

Подведение итогов этапа. Обучающиеся делают выводы о смещении химического равновесия и подводятся результаты урока.

Давайте вернемся к теме и цели урока. Выскажите ваше мнение о выполнении цели, раскрытии темы урока.

Домашнее задание: п.24 (обязательная часть), сообщение «Интересные факты из мира обратимых реакций»

П

И

Регулятивные действия (контроль и коррекция, оценка), познавательные ,рефлексия способов и условий действия.

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация.

Познавательные: общеучебные, логические.

Регулятивные: контроль, коррекция, познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные действия (контроль и коррекция, оценка), познавательные, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: общеучебные, логические.