Технологическая карта урока истории Средневековая деревня и ее обитатели

Технологическая карта урока истории

«Средневековая деревня и ее обитатели»

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

второго поколения

выполнила Кузьмина И.В.

учитель истории МОУ школа № 2

г.о. Жуковский

Конспект урока.

1.Тема урока «Средневековая деревня и ее обитатели»

2.Возраст обучающихся 12 лет

3.Название предмета Всеобщая история. История средних веков. 6 класс.

4.Авторы Агибалова Е.В., Г.М. Донской

5.Вид урока урок с использованием ИКТ

6.Тип урока урок открытия новых знаний

7.Цели урока –

- деятельностная цель: формирование у учащихся умения реализации способов действия (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера), развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: феодальное поместье, господские и крестьянские наделы, повинности крестьян, барщина и оброк, натуральное хозяйство;

воспитательная цель: воспитание уважения к людям труда.

8.Проблемы, решаемые обучающимися: Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?; в чем смысл правила «Нет земли без господина»?

9.Планируемые результаты:

Предметные: знание и объяснение особенностей феодального общества (основными группами являются сеньоры и крестьяне, при этом собственность на землю была в руках сеньоров, а крестьяне находились в разных формах зависимости от них); проводить поиск информации в учебнике и документе; на основании иллюстрации составлять описание крестьянской хижины; называть характерные признаки барщины и оброка, натурального хозяйства, излагать суждения о роли сословия крестьян в средневековом мире.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка деятельности.

познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; поиск информации в учебном тексте; преобразование информации из одной знаковой системы в другую; извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, описывать исторический объект; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные результаты: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

10.Оборудование: мультимедийный ПК, проектор, экран, презентация, учебная картина «В хижине крестьянина», текст документа с заданием, набор смайликов.

11.Этапы урока.

Этап урока

(занятия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Организационный момент

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Демонстрация Слайда № 1. [Приложение 1].

– По иллюстрациям предположите, о жизни какой группы людей мы будем с вами сегодня говорить?

Слайд № 2

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как жили и трудились крестьяне. Тема нашего урока «Средневековая деревня и ее обитатели».

Рассматривают иллюстрации, дают ответ на вопрос: «О крестьянах». Формулируют тему и цель урока.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Выполнение пробного учебного действия;

Оценка своего настроения.

Фиксирование индивидуального затруднения; саморегу ляция в ситуации затруднения.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Формулируют ответ на вопрос: «Крестьяне, т.к. люди заняты земледельческим трудом».

Планирование учебного сотрудничества.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

3. Проблемное объяснение нового знания

Мы приступили к изучению новой главы «Феодалы и крестьяне», после ее изучения мы ответим на вопрос: «Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?»

В средние века действовало правило «Нет земли без сеньора».

Как вы его понимаете?

Какими путями феодалы расширяли земельные владения?

На земле свободной общины возникла феодальная вотчина (поместье) – наследственное земельное владение.

Составим план феодального поместья.

Слайд 3.

Вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов.

Короли раздавали своим воинам феоды за службу в конном войске, земли свободных общинников феодалы захватывали силой.

Называют элементы поместья-господский двор (замок), пахотная земля: господская и крестьянские наделы.

Применяют знания для раскрытия сущности явления. Характеризуют способы расширения земельных владений.

Поиск информации в учебном тексте. Преобразование информации из одной знаковой системы в другую.

Составляют план изучения новой темы.

Сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона.

Целеполагание; составление плана и последовательности действий.

Контроль и коррекция.

Формулируют ответ на вопрос, слушают ответы других учеников.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности (принудительные обязанности). Определите по тексту учебника, какие повинности выполняли крестьяне и запишите их в виде схемы.

Слайд 4.





В чем заключалась власть феодалов над крестьянами?

Используя учебный текст, выделяют повинности-барщина и оброк, дают их характеристику, составляют схему.

Крестьяне находились в поземельной и личной зависимости от сеньора и несли в его пользу повинности.

Извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации.

Анализ объекта с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей.

Сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона.

Контроль и коррекция результатов своей деятельности.

Выполняют работу в парах, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответ на вопрос, слушают ответы других учеников.

Сотрудничество при работе в парах.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 5.

Крестьяне были объединены в общины, которые ведали хозяйственными делами. Какими?

Община поддерживала порядок, помогала беднякам выплачивать налоги, проводила праздники, нередко оказывала сопротивление господину.

Кому была выгодна община?

Делила землю на участки по справедливости.

Владела угодьями: лугами, лесами, реками, кроме тех, которыми владел господин.

Делают вывод: община была выгодна и крестьянам, и феодалам.

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Сравнивают свой ответ и правильный ответ, корректируют ответ.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения. Контроль и коррекция результатов своей деятельности.

Формулируют ответ на вопрос, слушают ответы других учеников, дополняют и исправляют ответы.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4.Динамическая пауза

Тематическая физкультурная пауза на тему: «Крестьянские

работы» (на 4 такта с движениями рук и ног):

«Как крестьяне рубят дрова?» — движения рук;

«Косят траву?» — движения рук и ног;

«Сеют зерно?» — движения рук;

«Веют зерно?» — движения рук.

Выполняют упражнение, не нарушая пространство партнера.

Управление своим поведением и поведением партнера, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии.

Давайте совершим путешествие в прошлое и познакомимся с образом жизни крестьянина.

Ученик у доски описывает картину «В хижине крестьянина», предварительно составив план ответа, ученики слушают и дополняют ответ.

Умение составлять текст, соблюдая нормы построения текста, описывать исторический объект, характеризует условия и образ жизни крестьян.

Составление плана ответа (устно), осознание качества и уровня выполнения задания.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Выступление с монологической речью, формулирование своих мыслей.

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 6.

Беседа с классом:

1)Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

Кто делал орудия труда?

Кто строил дом феодалу?

Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

Как называется такое хозяйство? – хозяйство, в котором все необходимое производится для собственного потребления, называется натуральным

1)Крестьянин сам изготавливал одежду, обувь, мебель.

2)Крестьяне строили феодалу дом.

3)Крестьяне обеспечивали всем необходимым феодала.

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Сравнивают свой ответ и правильный ответ, корректируют ответ.

Контроль и коррекция результатов своей деятельности

Формулирование своих мыслей.

Умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

5. Первичное закрепление.

6. Итог урока.

Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы (вопросы дифференцированы по разной степени сложности). [Приложение 2].

Исследование какой проблемы вели на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

Какие получили результаты?

Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание:

Параграф 11 – читать.

1.*Расскажите о жизни крестьян по плану:

а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

2.**Составьте рассказ «Один день из жизни крестьянина».

3.***Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл?

( вопросы по выбору учащихся).

Смысловое чтение. Соотносят факты и явления, выделяя характерные признаки.

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?

Перечисляют новые понятия.

Делают вывод: крестьянство – это группа людей, основным занятием которой было земледелие. Трудом этих людей кормилось все общество.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; рефлексия способов и условий действия, осмысление цели чтения.

Рефлексия способов и условий действия.

Сравнивают свой ответ и правильный ответ, корректируют ответ и оценивают его.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Контроль, коррекция, оценка результатов своей деятельности.

Контроль, коррекция, оценка результатов своей деятельности.

Выполняют задание в парах, осуществляя сотрудничество.

Выражают свои мысли, используя новую терминологию.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Приложение 2.

ИЗ «ПОЭМЫ О ВЕРСОНСКИХ ВИЛЛАНАХ» (СЕРЕДИНА XIII В.).

Первая работа в году – к Иванову дню. Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут. Затем должны они чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой же на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз.

Но вот наступает август. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к амбарам. Эту службу несут они с детства, как несли ее предки … Его же собственный урожай остается под дождем и ветром! И вот подъезжает он к амбару, где берут с него штраф, если он потерял хоть один сноп, упавший с воза в поле или на дороге.

А потом подходит сентябрьский Богородичный день, когда надо нести поросят. Если у виллана восемь поросят, то он берет двух наилучших, один для сеньора, который, конечно, не возьмет того, что похуже! А сверх того, надо приложить по денье за каждого поросенка из оставшихся…

Виллан не может продать свою землю без того, чтобы сеньор не получил тринадцатой доли с цены. К Рождеству надо сдавать кур. Затем идет пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого. Если виллан выдает дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину. Затем приходит Вербное воскресенье, когда нужно везти сеньору пошлину на овец.

На Пасху вилланы опять вспашут землю, сеют и боронят. Каждый обрабатывает один акр под ячмень. После этого пора отправляться за дровами в лес. Богатое вознаграждение получает за это виллан – по два денье в день! Затем следует повозная повинность, ведь ежегодно они возили хлеб в Домжан. Вилланы еще облагаются одним картье пшеницы. Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора. Виллан должен заплатить еще и за выпечку своего хлеба.

Ответьте на вопросы:

Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку, какие – к барщине? Выделите их в документе двумя различными цветами.

*Какие еще дополнительные платы и ограничения есть у крестьянина? Кому и чем он обязан?

**Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство?

*Как вы считаете, насколько тяжело жилось крестьянам?

**Отличалась ли их жизнь от положения рабов в древних государствах – например, в Риме?