Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе Восточные славяне п

Технологическая карта к уроку в 6 классе по курсу

«История Отечества с древнейших времён до конца 16 века».

Учитель истории Ильина Т.Е.

Тема урока, план урока, возможная значимая проблема.

Восточные славяне в древности.

План:

Происхождение и расселение восточных славян.

Занятия восточных славян.

Быт и нравы.

Верования.

Возможная личностно значимая проблема:

Понимание связи эпох – древние славяне и русская народность (через среду обитания, занятия и ценности).

Цель урока.

Дать представление о древних славянах, охарактеризовать особенности занятий, общественного строя и верований славян.

Планируемые результаты изучения материала.

Учащиеся усваивают географию расселения племенных союзов славян; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт восточных славян; устанавливают связи верований славян с их занятиями.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Метод критического мышления: работа с историческими источниками.

Частично поисковый метод: анализ славянского «пантеона» богов и установление связи с природными особенностями и занятиями.

Метод формирования исторических понятий и представлений: подсечно-огневая и переложная системы землепользования, язычество, святилище, идол, волхв.

Репродуктивный метод: описание славянского поселения, занятия славян.

Сигнально-логический метод: опорно-сигнальные рисунки, работа с картой «Расселение восточных славян».

Форма урока: комбинированный урок.

Приёмы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, сигнальные рисунки, таблица, работа с картой, организация работы с текстом учебника, источника.

Развитие умений учащихся.

Учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического и описанию иллюстративного материала, оценке исторических источников; развивают картографические умения, навыки устной повествовательной речи; анализируют исторические явления, процессы и факты; обобщают и систематизируют полученную информацию; дают на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними.

Основные понятия и термины.

Союзы племён славян, подсечно-огневая и переложная система земледелия, бортничество, язычество, идол, святилище, вервь, вече, народное ополчение, быт, нравы.

Источники информации.

Учебник «История Росси» А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Карта «Расселение восточных племён в древности». Отрывки из летописи «Повесть временных лет», «Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах», ИКТ – презентация.

План урока.

Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Назвать группы исторических источников. Привести примеры.

Заслушать 2-3 сообщения об исторических источниках.

Актуализация знаний. (5 мин.)

Какие исторические источники мы можем применить при изучении истории Древней Руси?

(письменные: летописи, записки иностранных историков и путешественников; вещественные: данные археологических раскопок)

Сообщение темы и цели урока. (См. технологическую карту). (2 мин.)

Изучение нового материала. (20 мин.)



Работа с историческим источником отрывок из летописи «Повесть временных лет» — презентация:

«И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами».



Вопросы:

Назовите племена, перечисленные в летописи?

Какие из них являются славянскими?

Найдите их на карте.

Работа с картой «Расселение восточных славян».

Задание: найдите территории расселения восточных славян и занесите их в таблицу.

Работа с таблицей.

Название племенного союза

Место расселения

Поляне

Древляне

Дреговичи

Полочане

Ильменские словене

Северяне

Радимичи

Кривичи

Вятичи

Волыняне

Уличи

Тиверцы



Работа с текстом учебника.

Прочесть и выписать основные занятия и промыслы славян. (Учебник стр. 8-10).

Бортничество -

Работа с сигнальными рисунками.

Зарисовать в тетради две системы землепользования: подсечно-огневая и переложная.

Работа с иллюстрацией Славянский посёлок». (Презентация. Учебник стр. 10).

Составить описание расположения посёлка, жилища славян.

Анализ исторического источника византийского писателя Прокопия Кесарийского «О восточных славянах». (Учебник стр. 13-14).

На какие черты жизни обращает внимание византийский писатель?

Как вы думаете, почему именно эта сторона жизни восточных славян ему особенно интересна?

Рассказ учителя.

Древние славяне по-своему представляли мир и объясняли явления природы. Они верили, что всё в природе живое и имеет своего хозяина – бога или духа. Такое восприятие мира называется язычество.

Язычество – (словарь на стр.14).

Закрепление понятия.

Докажите, что это было так в действительности, проанализируя текст.

Назовите богов восточных славян и явления природы, которым они покровительствовали?

Какие занятия отражаются в верованиях славян?

Какую роль играли в жизни славян духи?

Работа с понятиями.

Святилище –

Идол (истукан)-

Волхв (кудесник)-

Закрепление изученного материала. (5 мин.)

Задание: с закрытыми учебниками, выделить главную мысль в каждом пункте плана. Выслушать ответы учащихся. Сравнить с выводом в учебнике на стр. 12:

Таким образом, в 5-8 веках просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Они обожествляли природу. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе.

Домашнее задание. (3 мин.)

& 1 , чтение, ответы на вопросы стр. 13. Сообщение о богах восточных славян.