Технические приёмы работы с гуашью

«Технические приёмы работы гуашью»

преподаватель изобразительного искусства: А.В.Карбовская

Гуашь – французский термин, обозначающий изобразительную технику, близкую к темпере – переживала период своего расцвета в живописи. Персии, Китая, Индии и в особенности Японии. Она возникла в IV и V веках, а в наши дни употребляется не только на бумаге, но также на шелке, слоновой кости, пергаменте, атласе и других поверхностях. Ее можно сравнить с акварелью и маслом, так как у нее есть общие черты и с первой и со вторым: как и акварель, гуашь растворяется в воде, наносится теми же типами кисточек на такую же бумагу; подобно живописи маслом, она непрозрачна, и закрашенную поверхность можно много раз переписывать в другой цвет. Техника гуаши позволяет вносить поправки и исправления, допускается многослойность письма, применение белил в смесях красок. Следует помнить, что гуашевые краски при высыхании сильно высветляются. Гуашевые белила и черная краска употребляются в графических зарисовках. Цвета гуаши жирные и непрозрачные, и это дает возможность накладывать светлые тона поверх темных. Но, растворенные в воде, они могут продуцировать эффект, близкий к акварели. Гуашь высыхает довольно быстро, и по мере высыхания цвет приобретает менее насыщенный и более матовый оттенок. Профессиональные художники часто пользуются этим средством, особенно в пейзажной живописи, а также при производстве открыток, рекламных материалов и в стенной росписи. Некоторые теоретики считают гуашь шагом к живописи маслом.

Инструменты и приспособления для работы гуашью

Краски гуаши в основном состоят из тех же компонентов, что и акварельные: цветная пудра на растительной, животной или минеральной основе, смешанная и скрепленная водорастворимыми смолами с добавлением желейных элементов для того, чтобы краски не ломались при высыхании. Гуашь продается в тюбиках или в банках. Гуашь в банках высыхает быстрее, нежели чем в тюбиках. Художники предпочитают тюбики. Рисуют гуашью на бумаге, картоне, холсте. По поводу бумаги следует сказать, что лучше всего подходит неплотная рисовальная бумага.

Приемы и стили работы гуашью.

Для начинающих художников гуашь — одна из самых подходящих красок. Если вам приходилось рисовать акварелью, то основные техники вам уже знакомы. Гуашь можно наносить на бумагу тонкими, нежными, полупрозрачными слоями с помощью техники „по мокрому» или накладывать равномерные слои краски друг на друга.

Рассмотрим процесс живописи гуашью. Он похож на процесс работы акварелью, но вместо белого цвета бумаги и прозрачности акварели в гуаши используют ее плотный цвет, ее способность давать множество оттенков в смеси с белилами, более темные тона перекрывать светлыми. Несмотря на свою пастозность, гуашь легко ложится на бумагу, очень податлива, а с белилами дает мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов. Обращение с такой краской как гуашь требует знания определенных приемов и тонкостей.Начинать работу гуашью удобнее всего с нанесения эскиза. При этом важно сильно не давить на карандаш, иначе он оставит на бумаге бороздки, в которые будет впоследствии затекать краска. Кроме того, хоть гуашь и обладает хорошими кроющими способностями и ней можно наносить один непрозрачный слой поверх другого, эскизные линии не должны быть слишком толстыми и темными – слои светлых тонов не смогут их полностью закрасить.

Лучше посоветовать ученикам, ограничить вначале свою палитру. Следует привыкать работать в определенной цветовой гамме: в серых, желтых, голубых цветах, соответственно подбирая для этого модели и предметы в этюдах.

Рисунок для гуаши можно делать контрастным, можно намечать тени и полутона; плотная краска все это перекроет.

Работают гуашью щетинными и колонковыми кистями. Начинают писать работу с темных тонов, чтобы полутона заканчивать уже белилами. Так же как и в любой живописной работе, начинают писать с больших цветовых отношений. Пишут гуашью быстро, пока краска не высохла, пока она подвижна, используя при этом различные приемы. Так, по–разному кладя краску, то густым, то размытым слоем, добиваются разнообразной фактуры поверхности работы, а вместе с тем и особой выразительности. Все поправки и самые светлые места в работе делают после того, как гуашь уже подсохла.Часто применяется способ, когда гуашь наносят на сухую бумагу, втирая ее щетинной кистью. Можно изобрести и другие приемы, в гуаши их может быть множество. Сама работа, сам мотив подсказывают тот или иной способ решения работы.

Обращение с такой краской как гуашь требует знания определенных приемов и тонкостей.Начинать работу гуашью удобнее всего с нанесения эскиза. При этом важно сильно не давить на карандаш, иначе он оставит на бумаге бороздки, в которые будет впоследствии затекать краска. Кроме того, хоть гуашь и обладает хорошими кроющими способностями и ней можно наносить один непрозрачный слой поверх другого, эскизные линии не должны быть слишком толстыми и темными – слои светлых тонов не смогут их полностью закрасить.

Кроющая способность гуаши слегка изменяется от тона к тону. Так, желтая краска по сравнению с синей имеет более низкую укрывистость, поэтому синюю основу будет видно даже через несколько слоев желтой краски. Для усиления кроющей способности в краску с низким ее показателем можно добавлять гуаши белого цвета. Этот способ повышает ее укрывистость, однако плохо сказывается на яркости цвета краски.



Работа с кистью при рисовании гуашью требует внимания прежде всего к количеству краски, набираемого кистью. Чтобы избежать слишком густых мазков, ворс кисточки не стоит погружать в краску целиком, лучше – на две трети его длины, а излишки с кисти лучше обтирать о край палитры. В случае, если все-таки на бумагу попало слишком много краски, той же кистью стоит снять ее излишек, не доводя до высыхания красочного слоя.

Кисти важно тщательно вытирать при смене цвета или оттенка, обжимая ворс о стенки и дно стаканчика с водой.  В случае кардинальной смены цвета,  чтобы остатки предыдущей краски не загрязнили мазок, стоит обтереть ворс тряпочкой. В отличие от акварели, гуашь гораздо тяжелее удаляется с кисти, легко накапливается в области крепления ворса. Поэтому, чтобы кисти прослужили дольше, их нужно тщательно промывать после каждого этапа работы, удаляя остатки связующего и пигментов гуашевой краски.



Художники рисовавшие гуашью

Техники рисования гуашью



Чтобы не выходить кисточкой за края раскрашиваемой области, лучше всего окрасить периметр контура, двигаясь потом в центр области, или, как вариант, закрашивать нужный участок последовательными мазками от краев внутрь. Небольшие огрехи окрашивания важно удалять сразу, не дожидаясь высыхания краски. В противном случае, если их вовремя не смягчить и не удалить, влажный слой, наносимый поверх дефектного пятна, может размягчить нижний слой, и интенсивная работа кистью в этом месте будет способствовать тому, что пигменты обоих слоев начнут смешиваться. Это приведет к искажению задуманного цвета или даже цветовой грязи. Подобные мелкие огрехи довольно легко удаляются влажной кистью или влажным тампоном из бумаги или ткани. При этом кисть или тампон не должны быть сильно мокрыми. Легкие следы, оставшиеся после подобной операции, легко закрасятся верхними слоями краски. Если же удалить нужно не просто небольшие дефекты закрашивания какой-то области, а толстый слой краски, то это лучше делать уже после полного его высыхания, снимая его острым ножом или скальпелем.Слои гуашевой краски, во избежание нежелательных смешиваний, наносятся только на высохшие нижележащие слои, быстрыми легкими мазками, не прикладывая к кисти слишком сильного давления. Для сглаживания границы между цветовыми слоями можно после их высыхания пройтись чистой влажной кистью вдоль их соединений, придерживаясь при этом одного направления движения.

Если краска на палитре успела подсохнуть, ее можно вернуть в рабочее состояние, доведя водой до требуемой густоты. Воду при этом лучше добавлять очень небольшими дозами, стряхивая ее в краску по капле с отдельной мягкой чистой кисточки и добиваясь нужной консистенции. Размешивать при этом краску лучше непосредственно рабочей кистью.

Гуашевая краска требует аккуратного подхода при ее перемешивании на палитре – важно, чтобы в этом процессе не образовывались пузырьки воздуха, поскольку следы от них останутся на рисунке после высыхания слоя.

Случается, что даже добившись правильной консистенции гуаши, нанесение ее на бумагу сопровождается следами кисти в мазках. С технической точки зрения подобный эффект является результатом недостаточно корректного владения кистью – хорошее владение гуашью подразумевает умение рисовать в один слой без следов ворса. Однако даже и при некотором несовершенстве от таких следов можно относительно легко избавиться, пройдясь по этому слою после его высыхания влажной кистью. Или же можно просто нанести еще один слой поверх той же краской.

Техники рисования гуашью довольно разнообразны, на гуашь легко переносятся особенности работы акрилом и акварелью. Как и в случае с акриловыми красками, рисовать цветами гуаши можно в любом порядке, не заботясь о глубине тона. Кроме того, как и в случае с акварелью, к гуаши можно применять способы рисования по мокрой бумаге. В этом случае соблюдение акварельного порядка рисования от светлого к темному довольно желательно.

На технике рисования гуашью по мокрой поверхности стоит остановиться немного подробнее, поскольку она не очень распространена и при этом имеет ряд тонкостей в исполнении.Прежде всего, для рисунка в этой технике вместо бумаги стоит брать плотный картон. После нанесения карандашного эскиза картон тщательно смачивается – буквально до появления на его поверхности лужиц воды, причем лучше, если подобной техникой выписывается фон картины. То есть воду, а затем и жидко разведенную гуашь наносят на те области, что будут служить фоном. Если за время работы непокрытые краской области фона успевают слегка подсохнуть, их можно заново размачивать водой. Закончив с этапом раскрашивания фона, стоит сделать перерыв, чтобы дать рисунку хорошенько высохнуть.

Стоит обратить внимание, что при подобном обращении с картоном, он, скорее всего, покоробится при нанесении краски, а в образовавшихся углублениях и складках скопится гуашевый пигмент, заметный после высыхания работы. Если почему-либо подобный эффект автору картины покажется лишним и ненужным, ему придется либо закреплять картон, либо контролировать распределение краски в процессе высыхания картона путем осторожных изгибов полотна, изменения угла наклона сохнущей картины и прочих способов выправить впадинки фона. Можно и попросту скрыть следы намокания картона, нарисовав на этом месте какой-либо дополнительный элемент рисунка после высыхания слоя.

Литература

Смирнов Г.Б. Живопись. – М.: Просвещение, 1975.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Издательство, 1985.

Козлов В.Н. Основы художественного оформления текститльных изделий. – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1981.

Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.

.