Цветовое решение натюрморта

План-конспект занятия по живописи для 2 класса на тему «Натюрморт из овощей и фруктов с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте»

Цель: Выполнить цветовое решения натюрморта.

Тип занятий: Комбинированный.

Количество часов по теме 3часа.

Продолжительность урока 45 минут.

Задача:

Обучающая: закрепить знания о «цветовом контрасте»; повторить новые методы фактурной акварели; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.

Развивающая: Развитие творческого воображения учащихся, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.

Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись» воспитывать культуру труда.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.

2.Работы учащихся из фонда школы прошлых лет по этой теме;

3. Таблицы и схемы на тему «Цветовой контраст», «Градации тона от черного к белому», «Изменение светлоты цвета», «Изменение насыщенности цвета», «Тоновой и цветовой контраст».

4. Работы преподавателя, Васильевой Е. Г. показывающие первоначальный этап натюрморта в цвете.

5.Таблицы I, I(а), «Последовательность ведения работы в цвете».

6. Работы учащихся, выполненные в упражнении «цветовые растяжки».

Для учащихся:

Акварельные краски; кисти; вода; палитра; подготовительный рисунок натюрморта (форматА3).

Структура занятия:

1.Организационный момент

2.Повторение

3.Объяснение учебного материала.

4.Практическая часть. Самостоятельная работа.

5.Анализ работы

6.Окончание занятия

Источник информации:

1. «Основы техники акварели» под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф;

2. «Основы живописи», ав. Н.М. Сокольникова;

3. «Полный курс рисунка и живописи», ав. Хейзл Гаррисон;

4. «Акварель. Мастер – класс», под редакцией Татьяны Минеджян.

5. «Рисуем натюрморт с драпировкой», ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.

6. «Уроки живописи для школьников 10-14 лет», ав. М. Михейшина.

Ход урока:

Организационный момент:

Подготовка к занятию. Подготовка обучающихся к выполнению задания: размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление бумаги (с подготовительным рисунком натюрморта (форматА3)), размещение инструментов, красок, вода для работы акварелью.

Обращение к ученикам преподавателя:

 - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и фруктов”, с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте. Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи: «Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости».

Автор Эжен Дэлякруа

Повторение пройденного материала

- Что же такое « Живопись»? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: «Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль». И еще одно определение – «Живопись» означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность

- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:

- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.

- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на занятии мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет, что такое натюрморт? И натюрморты, каких художников вы знаете?

«Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. «натюрморт» – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого «натюрморт» – означает «тихая жизнь».

А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен на тему «Цветовой контраст».

- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

 - Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.

Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста. Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец, цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый). Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи:

Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;

Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.

В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Задача занятия:

 Итак, сегодня мы будем выполнять цветовое решение натюрморта– раскладку предметов по светлотному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается «цветового контраста».

- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:

1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.

- Что называется хроматическими цветами?

- Все цвета солнечного спектра.

2. Ахроматическую (нецветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.

- Что называется ахроматическими цветами?

- Это цвета черный, белый и серый.

- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?

- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.

- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:

- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.

- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.



- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?

- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический

Показываю таблицу на светлотный контраст:

Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет.

Показываю таблицу на хроматический контраст

Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст

а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.

б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый оттенок, и, наоборот – на красном он зеленеет.

Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной светлотой, т.е. тоном.

При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:

- объем предметов натюрморта;

- фактуру предметов (их материальность);

- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными красками.

- Ребята, давайте их перечислим.

Первый метод – “по сырому” (а 1а prima)

Второй метод – “по сухому”, или мозаичный.

Третий метод – комбинированный.

Рассматриваем работы по живописи учащихся из фонда школы прошлых лет по этой теме.

Необычность данных натюрмортов состоит в применении оптического способа смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок, положенных рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий, сложный цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.

Объяснение нового материала

Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.

Способ №1

Мы будем начинать вести работу с освещенных частей предметов, т.е. со световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому темному. Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности (по цвету и светлоте) по следующей схеме

Демонстрирую схему №1

Схема №1.

 а) определяем самый светлый предмет натюрморта

б) затем переходим к предметам более насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности)

в) определяем предмет самый насыщенный по тону и цвету

Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов натюрморта. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и соломенной корзинкой с фруктами:

Записываю на месте бумаги:

желтый чайник – самый светлый предмет;

Предметы средней тональности:

фрукты; 3. вертикальная поверхность; 4. горизонтальная поверхность; 5. глиняный кувшин; 6. синяя драпировка – самый насыщенный по тону и цвету предмет.

Работу в цвете ведем по следующей схеме

Схема № 1(а)

1. Свет на предмете + касание с фоном

2. Полутень на предмете

3. Собственная тень на предмете

4. Падающая тень от предмета на плоскости

5. Рефлекс на предмете + касание с фоном

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам   I. I(а):

 Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщенном предмете натюрморта, который находится на первом плане, Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предыдущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет. Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета.

Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру. Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом. Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и, наконец, как дирижер оркестра, который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи.

- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.

Задача занятия:



- Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение цветового решения натюрморта, т. е. раскладка предметов по светлотному и цветовому и цветовому контрастам.

Практическая часть. Самостоятельная работа.

Во – время самостоятельной части обучающиеся выполняют поставленную задачу (материал – акварель). В течение урока с обучающими ведется индивидуальная и фронтальная работа.

Анализ работы.

Учебные работы, выполненные самостоятельно, закрепляются на мольбертах. Проводится просмотр работ обучающихся. Выделяются наиболее грамотно и высококачественно выполненные учебные работы. Разбираются отдельные (типичные) ошибки. Выставляются оценки за урок. По окончании работы ученики тщательно убирают рабочие места, приводят в порядок мольберты.