Цветаева

Слайд 1. Урок-экскурсия «Острова любви Марины Цветаевой»

… Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Слайд 2. Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.А.Цветаевой.

Слайд 3. Задачи: 1. Показать исключительность дарования, трагическое величие М.Цветаевой, для которой вся жизнь — это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви». 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству М.И.Цветаевой и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, навыки выразительного чтения лирического произведения, исследовательской работы, интеллект. 3.Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности. Слайд 4. Форма урока: заочная экскурсия с элементами исследования Тип урока: изучение нового материала Оборудование:

Портрет (нарисован учеником).

Презентация.

Выставка книг М. Цветаевой.

Ход урока:

Учитель: Русская поэзия — наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из этой великолепной плеяды мы сегодня познакомимся с образом М. И. Цветаевой, замечательной русской поэтессы и, как мне кажется очень душевного человека. 

   Прослушивание стихотворения М. Цветаевой “У зеркала”.(запись)

Слайд 5. Портрет Цветаевой

 II1.      Постановка задач урока.

Учитель:Цель нашего сегодняшнего урока – попасть на остров любви, открытый Мариной Цветаевой. А поплывем мы на корабле поэзии. Читая стихи Цветаевой, постараемся не только правильно понять все слова и увидеть картины, которые за ними стоят, но и попытаемся проникнуть в страстную душу поэта. Душа имеет имя, и имя это – Марина.

Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя многие учёные и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени человека и его характера. Слайд 6. Чтец: А.С.Пушкин «Что в имени тебе моём?» Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его, тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я…

Учитель: Каким видит поэт своё имя? (негромким, печальным, навевающим грусть, тоску) «Имя человека – главная составляющая его личности, быть может, даже часть его души», – писал Зигмунд Фрейд в своем эссе «Тотем и табу». Слайд 7. Учитель: Я произношу: «Марина Цветаева…» Что слышите вы в этом имени? Задание: Чтобы ответить на этот вопрос, составьте слова из букв имени и фамилии, какие ассоциации они вызывают. Обучающиеся составляют таблицу: Слайд 8. Ключевые слова Рана Ветер Царевна Мать Море Ассоциации Трагизм Ураган Величие Женственность Таинственность Боль Риск Любовь Необозримость Смерть Вихрь Нежность Нерв Полёт Страсть Учитель: Великолепную характеристику своего имени дала сама М.Цветаева в стихотворении «Кто создан из камня…» Слайд 9. Чтец: Стихотворение «Кто создан из камня» Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и нагробные плиты… — В купели морской крещена — и в полете Своем — непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня — видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская! Учитель: Кто, по вашему мнению, является лирическим героем этого стихотворения? (Марина Цветаева и обыкновенные люди) — Чем они отличаются? (составление таблицы) Слайд 9. Марина Цветаева Обыкновенные люди Серебрюсь, сверкаю, измена, бренная пена Камень, глина Крещена, поёт, непрестанно разбита Плоть, надгробные плиты Кудри беспутные, своеволие Сердце, сети, земная соль Дробясь, воскресаю Гранитные колени Учитель: О чем заставляют задуматься эти различия? (об особенностях характера М.Цветаевой) Учитель: Действительно, эти различия заставляют задуматься над особенностью характера М.Цветаевой. В чем эта особенность? (непохожесть, ранимость, трагизм, движение, жизнь, свобода) — Так какое же это имя — Марина Цветаева? (элементы исследования, проверка заранее предложенного домашнего задания) Слайд 10 Цветочное: ей дано краткое время цветения, жизни, трагически мгновенное, быстротечное, но оригинальное и яркое. Слайд 11 Царское: она могущественная, всесильная, властная, гордая, одинокая, «одна из всех, одна на всех, одна противу всех», необычная, избранница Бога Слайд 12 Летящее: она ветер, стихия, свобода, сверкание таланта, страсть, полёт, ритм Слайд 13 Морское: Зеленоглазая гениальная поэтесса Марина Цветаева всю жизнь гордилась и подчеркивала «морское» происхождение своего имени, ощущала себя безгранично принадлежащей морской стихии. Многие мгновения детства и юности Марины Цветаевой дышали морем. Именно на море, в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, произошла ее встреча с мужем Сергеем Эфроном. Слайд 14 Трагическое: ее жизнь – ринг, рана, борьба за «право быть и созидать» Слайд 15 Загадочное: тайна, мечта Слайд 16. Вечное: поэт, чьё отчество не принято упоминать, она и сейчас – просто Марина Цветаева, вечная молодость, энергия, огонь Слайд 17. Чтец: Стихотворение собственного сочинения Уход во мрак, полёт страстей, Трагическая безысходность,… Стать понятой, родной, своей Ей не дана была возможность. Её несломленная стать, И царственность, и величавость, Любимая, жена и мать… И боль душевная, усталость, И крик души, и мир в душе И кровоточащая рана, И риск, и ураганный вихрь – Всё это в имени – МАРИНА. Но всё же главное – ЛЮБОВЬ! К родителям, к Отчизне, к детям, К поэтам, к мужу. Без неё Ей не прожить бы в мире этом… Учитель: Итак, что же главное в жизни М.Цветаевой? (любовь) — Действительно, ничего не искала М.Цветаева в жизни, кроме Бога земной любви. И потому вся ее жизнь — это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви». Остров любви – это всё ее творчество, события, факты, имена, встречи и расставания, «вёрсты, мили», ее жизнь. Таких островов в жизни поэтессы было много, и на каждом из них она разная: дочь, мать, патриот своей Родины, жена, поэтесса, любимая, просто женщина. Наш урок – это экскурсия на острова любви М.Цветаевой. Мы увидим, что быть самой собой, не отступать от своих жизненных принципов – таким было ее жизненным кредо. Только сильная личность способна стать Поэтом с большой буквы. Ее жизнь, как и поэзия, пронизана чувственностью, эмоциональной яркостью и личными переживаниями. Слайд 18.Учитель: Вот эти острова: Москва Коктебель Революция и Гражданская война Эмиграция Елабуга Слайд 19. Экскурсовод 1: Наш первый остров – Москва. (Звучит «Воскресный колокольный звон») http://helphealer.ru/kolokol.htm Слайд 20. — 26 сентября 1882 года в Москве, в небольшом уютном доме по Трёхпрудному переулку, в семье Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина. В пору её рождения – на изломе осени и в преддверии зимы, жарко плодоносит пылающая высоким багряным костром рябина, ставшая символом судьбы М.Цветаевой, горькой, надломленной

Чтец ( в роли М.Цветаевой ): Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

Слайд 21.Экскурсовод 2: Отец М.Цветаевой – сын священника Владимирской губернии, российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III ( Л.Бетховен «Лунная соната») http://www.notamusic.net/music/id/1575

Экскурсовод 1: Мать Марины Цветаевой –Мария Александровна Мейн, происходившая из обрусевшей польско-немецкой семьи, блистательная пианистка, ученица Рубинштейна, реализовавшая, правда, свой талант лишь в домашнем кругу. Свою недолгую жизнь она посвятила музыке и детям, открыла им глаза на вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок, дала им в руки лучшие книги. В семье Марину называли Марусей, Мусей. В этом радостном мире и росла Марина, не зная, чему отдать предпочтение – музыке или поэзии. После смерти матери в 1906 г. в 38 лет был сделан окончательный выбор — стихи.

Слайд 22. Чтец: Стихотворение «Стихи растут, как звёзды и как розы…» Стихи растут, как звезды и как розы, Как красота — ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы — Один ответ: «Откуда мне сие?» Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты, Небесный гость в четыре лепестка. О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты Закон звезды и формула цветка. Экскурсовод 2: Уже в 6-летнем возрасте М. Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. После смерти матери она поступила в гимназию фон Дервиз. Ее теперь уже никто не звал Марусей. Ей было 14 лет: она выглядела взрослой; для своего возраста большая, плотная. Красавицей ее в те годы назвать нельзя. Она мало обращала внимание на одежду. Портили Марину очки. Сменив их на пенсне, затем сняв и его, похудев, подрезав волосы прической «пажа». Она к своим 19-20 годам стала просто красавицей. В 15 лет Марину исключили из гимназии. Подробности этого она скрыла от родных. После исключения из гимназии, отец отдает ее в гимназию Алферовой. Вскоре Марина впервые одна уехала за границу учиться на летних курсах при Сорбонне французской литературе. Там она увлеклась Наполеоном. Она купила в Париже все, что смогла там найти. Вся ее комната пылала его портретами. Из-за рубежа Марина часто присылает письма домой со своими новыми стихами.

Экскурсовод 1. Первые книги любого поэта почти всегда подражательные. Марина Цветаева – исключение. В 1910 году тайком от родителей она выпускает свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Здесь она была полностью сама собой и такой осталась навсегда. Сборник был замечен, появились рецензии. О юном возрасте автора никто и не подозревал. Некоторые стихотворения Цветаевой уже предвещали будущего поэта. В первую очередь — безудержная и страстная «Молитва» Чтец ( в роли М.Цветаевой): Стихотворение «Христос и Бог! Я жажду чуда…» Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. Ты мудрый, Ты не скажешь строго: — «Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал — слишком много! Я жажду сразу — всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой; Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день! Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство — лучше сказки И дай мне смерть — в семнадцать лет! Слайд 23. Экскурсовод 2: Первая книга стихотворений принесла М.Цветаевой известность, её заметили, одобрили влиятельные и взысканные критики: Николай Гумилёв, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Александр Блок. Стихи юной поэтессы были ещё очень незрелые, но подкупали своей талантливостью, своеобразием, непосредственностью. Слайд 24. В.Брюсов «Марина Цветаева, несомненно, очень талантлива. Она может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той лёгкости, с какой она пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки» Слайд 25. Н.Гумилёв «Марина Цветаева внутренне талантлива, своеобразна. Эта книга – не только милая книга девичьих признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Слайд 26. М.Волошин К вам душа так радостно влекома, О, какая веет благодать От страниц «Вечернего альбома» (Почему альбом, а не тетрадь?) Ваша книга – это весть оттуда, Утренняя благостная весть. Я давно уж не приемлю чуда, Но как сладко видеть: чудо есть! Слайд 27. Экскурсовод 1: Следующий остров – Коктебель - По приглашению М.Волошина М.Цветаева приехала в Коктебель. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческое вдохновение, часы одиночества стали для неё счастливыми моментами жизни. Чтец ( в роли М.Цветаевой): Стихотворение «На прощанье» Мы оба любили, как дети, Дразня, испытуя, играя, Но кто-то недобрые сети Расставил, улыбку тая — И вот мы у пристани оба, Не ведав желанного рая, Но знай, что без слов и до гроба Я сердцем пребуду — твоя. Ты все мне поведал — так рано! Я всё разгадала — так поздно! В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос, Земная пустыня бескрайна, Высокое небо беззвездно, Подслушана нежная тайна, И властен навеки мороз. Я буду беседовать с тенью! Мой милый, забыть нету мочи! Твой образ недвижен под сенью Моих опустившихся век… Темнеет… Захлопнули ставни, На всем приближение ночи… Люблю тебя, призрачно-давний, Тебя одного — и навек! ( Песня на стихи М.Цветаевой « Вчера еще в глаза глядел…») Слайд 28. Экскурсовод 2: Здесь, в Коктебеле, Марина Цветаева встретила свою любовь, будущего мужа – Сергея Эфрона, которому тогда едва исполнилось 17 лет. Ученик ( в роли С.Эфрона): Я и Марина встретились на пустынном морском берегу. Она собирала камешки, я стал помогать ей – красивый и грустный, почти мальчик с поразительными огромными глазами. Марина тогда загадала: если я найду и подарю ей сердолик, она выйдет за меня замуж….Конечно, я нашёл его тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, и вложил его ей в ладонь.

Слайд 29. Экскурсовод 2: Вся предыдущая жизнь врозь вдруг оказалась лишь подготовкой к их «вместе». Незадолго до коктебельской встречи Марина пережила тяжелую драму – совершила попытку самоубийства. Необдуманный романтический порыв, к счастью, закончился благополучно. Револьвер дал осечку. Сергей в момент их знакомства переживал свою трагедию – совсем недавно в Париже повесился его 14-летний брат и следом за ним, на том же гвозде, повесилась, не выдержав горя, мать. Объединенные смертью, Марина и Сергей бросились друг другу в объятья. Чтец: Стихотворение «Вот опять окно…» Вот опять окно, Где опять не спят. Может — пьют вино, Может — так сидят. Или просто — рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое. Не от свеч, от ламп темнота зажглась: От бессонных глаз! Крик разлук и встреч — Ты, окно в ночи! Может — сотни свеч, Может — три свечи… Нет и нет уму Моему покоя. И в моем дому Завелось такое.

(И.Крутой «Только для тебя») http://www.audiopoisk.com/index.php?q

Экскурсовод 1: Слайд 30.. Чувства, связавшие двух людей, сильны и прочны. Здесь и нежность, и дружба, и единомыслие. Двухмесячное пребывание в Коктебеле явилось для Марины и Сергея поистине пребыванием в раю. Природа тех мест стала на всю жизнь «местом её души». Безмятежное счастье молодых омрачало одно обстоятельство – болезнь Сергея. Туберкулез – родовое проклятие семьи Эфронов – не обошел стороной и этого хрупкого юношу. Марина с жаром взялась за его лечение. Повезла на кумыс в Уфимские степи. Горячо поддержала идею провести зиму в Крыму, на чем настаивали врачи.

Маринин избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль – быть не только супругом, но и музой своей жены. Именно ему, Сергею Эфрону, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихотворения М.Цветаевой. Чтец (в роли М.Цветаевой): Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…» Я с вызовом ношу его кольцо — Да, в Вечности — жена, не на бумаге.- Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно — великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза — прекрасно-бесполезны! — Под крыльями распахнутых бровей — Две бездны. В его лице я рыцарству верна. — Всем вам, кто жил и умирал без страху. Такие — в роковые времена — Слагают стансы — и идут на плаху. Слайд 31-33.. Экскурсовод 2: В январе 1912 года Марина и Сергей обвенчались в Палашевской церкви Рождества Христова. В этом же году у них родилась дочь Ариадна (Аля) 1913 год…Крым…Коктебель…Рядом с Мариной Цветаевой её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Ариадна. Тихо плещет море…Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды…И стихи… Чтец (в роли М.Цветаевой): Стихотворение «В огромном липовом саду…») В огромном липовом саду, — Невинном и старинном — Я с мандолиною иду, В наряде очень длинном, Вдыхая тёплый запах нив И зреющей малины, Едва придерживая гриф Старинной мандолины, Пробором кудри разделив… — Тугого шёлка шорох, Глубоко-вырезанный лиф И юбка в пышных сборах. — Мой шаг изнежен и устал, И стан, как гибкий стержень, Склоняется на пьедестал, Где кто-то ниц повержен. Упавшие колчан и лук На зелени — так белы! И топчет узкий мой каблук Невидимые стрелы. А там, на маленьком холме, За каменной оградой, Навеки отданный зиме И веющий Элладой, Покрытый временем, как льдом, Живой каким-то чудом — Двенадцатиколонный дом С террасами, над прудом. Над каждою колонной в ряд Двойной взметнулся локон, И бриллиантами горят Его двенадцать окон. Стучаться в них — напрасный труд: Ни тени в галерее, Ни тени в залах. — Сонный пруд Откликнется скорее. Экскурсовод 1: Талант М.Цветаевой развивался под влиянием замечательных поэтов. Особенный интерес она проявила к творчеству А.Ахматовой, найдя в ее поэтической манере родственную душу. Экскурсовод 2: Осип Мандельштам пленил М.Цветаеву высокой степенью словесного совершенства. Слайд 34. Физкультминутка.

Учитель: Я подобрала строчки стихотворений, в которых есть действия, которые мы с вами воспроизвёдём, творчество М.Цветаевой нам поможет.

О, люди — встаньте!Под глубокий вздохВы руки к небу поднимите.Глазами тучу поищите.Себе под ноги посмотрите.Кругом просторы оглядите.Руками пепел разотрите.Дав отдохнуть своим силам от споров,Снова вернемся к разговору.

(Класс садится)

Экскурсовод 1: Слайд 35. Следующий остров – остров революции и Гражданской войны. Годы революции и гражданской войны были для М.Цветаевой трудными и драматичными. Вспоминая об этом времени становления Марины Цветаевой как поэта, закономерно задаешь вопрос: как же встретила она Великий Октябрь, исторический перелом в судьбе горячо любимой Родины? Почему не последовала она страстному призыву А. Блока: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию?» Марина Цветаева не только не поняла Октября, она и не приняла его, не увидела в нем могучей силы, обновляющей все личное и общественное в человеке.

Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себя: «Признай, минуй, отвергни Революцию — все равно она уже в тебе — и извечно… ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос, — нет».

Слайд 36. Экскурсовод 2: Её терзала вынужденная разлука с дочерьми, которых она отдала в один из подмосковных приютов, и мужем, который вступил в Добровольческую армию Корнилова. М.Цветаева вынуждена была жить, как и миллионы других, среди голода и нищеты, холода и смерти. Всё, что можно было продать, было продано, всё, что можно было сжечь, было сожжено. В это время она живет в почти полном отчуждении от литературной среды, в кругу немногих близких друзей, ценивших и понимавших ее стихи. В феврале 1920 года в Кунцевском приюте умерла от голода ее младшая дочь Ирина, неполных грех лет. Осталась дочь Аля шести лет. Спасло одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились ей на помощь. Появляются мудрые строки, полные воли, из каких-то глубинных, неисчерпаемых душевных родников. Стихи звучат жизнеутверждающе. Только в самые трудные минуты могли у нее вырваться слова: «Дайте мне покой и’ радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!» В декабре 1920 года в переполненном зале Политехнического музея М.Цветаева читала свои стихи: Чтец: Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу…» Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеею в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что — невинна. Я утверждаю, что во мне покой Причастницы перед причастьем. Что не моя вина, что я с рукой По площадям стою — за счастьем. Пересмотрите всё мое добро, Скажите — или я ослепла? Где золото мое? Где серебро? В моей руке — лишь горстка пепла! И это всё, что лестью и мольбой Я выпросила у счастливых. И это всё, что я возьму с собой В край целований молчаливых. Экскурсовод 2: Зал негодовал, не соглашался, молча сочувствовал и….преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы. Её душа разрывалась от тревоги за то, как сложится её дальнейшая жизнь, за будущее России, раздираемой Гражданской войной, которую М.Цветаева не понимала и не принимала. Она вглядывалась в окружающую новь без враждебности и раздражения, но не смогла смириться с насилием и террором. За короткое время М.Цветаева создала немало лирических произведений, которые можно отнести к шедеврам русской поэзии. Но возможности «выкрикнуть» свои стихи она, за редким исключением, не имела. Экскурсовод 1: Слайд 37-38. . Следующий остров – остров Эмиграция. — В мае 1922 года М.Цветаева вместе с дочерью едет в Берлин, где находится её муж, обратный путь которому в Россию был заказан и невозможен. Начались долгие годы эмиграции. Берлин…Прага…Париж. 1 февраля 1925 года у Марины и Сергея рождается сын Мур, полное имя – Георгий. Признанный центр русской эмиграции встретил Марину с восторгом. Почитатели устраивали литературные вечера, на которых выступала Цветаева. Во Франции Марина закончила поэму «Крысолов». Написала поэму «Лестницы». Но довольно скоро Цветаевой пришлось убедиться в том, что эмиграция, поначалу встретившая ее как единомышленницу, резко изменила свое отношение, почувствовав, что она разочаровалась в прежних своих взглядах и стала в оппозицию эмигрантскому движению. Цветаева не изменила своему призванию, писала много и вдохновенно, но все ее творчество ушло в иную трагедийную тональность. В одну из тяжелых для себя минут Марина Цветаева с горечью писала: «Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят. В эмиграции меня сначала (сгоряча!) печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв не свое-тамошнее». Но духовное одиночество, частичная изоляция, трудное существование не сломили М.Цветаеву. Гораздо тяжелее было переносить тоску по Родине.

Слайд 39. Экскурсовод 2: Через 12 лет полунищенского существования она скажет в одном из частных писем: «Надо мною здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты — нет)». И далее: «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын 8-ми лет, Георгий) живем, то есть просто медленно подыхаем с голоду». Но тут же характерное признание: «Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам».

Чтец (в роли М.Цветаевой): Стихотворение «Тоска по Родине…» (запись)Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной — непременно — В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться — мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично — на каком Непонимаемой быть встречным! (Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен…) Двадцатого столетья — он, А я — до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне всё — равны, мне всё — равно, И, может быть, всего равнее — Роднее бывшее — всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты — как рукой сняло: Душа, родившаяся — где-то. Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей — поперек! Родимого пятна не сыщет! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все — равно, и все — едино. Но если по дороге — куст Встает, особенно — рябина… Экскурсовод 1: Стихи кричат об одиночестве и сиротстве, о болезни чужбины, собственной ненужности и невостребованности. От России ни скрыться, ни уединиться, ни спрятаться не дано. Слайд 40. Экскурсовод 2: Огромную поддержку поэтессе оказал Б.Пастернак, который восторженно откликнулся на её новый сборник «Вёрсты». 13 лет длилась их переписка: М.Цветаева: «Вы для меня – истинное открытие, световой ливень, явление редкой лирической силы…» Б.Пастернак: «Марина! Золотой мой друг! Какие удивительные стихи вы пишете!

(Звучит «Воскресный колокольный звон») http://helphealer.ru/kolokol.htm»

Чтец: Облака вокруг, купола вокруг, Надо всей Москвой, сколько хватит рук. Возношу тебя бремя лучшее, Деревцо моё невесомое В дивном граде сём, в мирном граде сём, Где и мёртвой мне будет радостно Царевать тебе, горевать тебе, Принимать венец, о мой первенец. Ты постов говей, не сурьми бровей и все сорок чти, сороков церквей, исходи пешком молодым шажком всё привольное семихолмие. Будет твой черёд, ту же дочери Передашь Москву снежной горечью, Мне же вольный сон, колокольный звон, Зори ранние на Ваганькове. Экскурсовод 1: Тяжело дались М.Цветаевой 17 лет на чужбине. Но она выстояла. Эмиграция обострила чувство Родины. М.Цветаева поняла, что вне России творчество художника невозможно, а в России оно не нужно. Слайд 41. Экскурсовод 2: В марте 1937 года в Россию возвращается муж Сергей Эфрон, разоблачённый парижской полицией за участие в убийстве советского разведчика. Старшая дочь Ариадна, всецело разделявшая взгляды отца, тоже поспешила на Родину. Рвался туда и Мур…Цветаева прекрасно понимала: ничего хорошего там их не ждет. Выбора, однако, не было. Она должна находиться там, где Сережа, к тому же Марину называют большевичкой, эмигрантские круги с презрением отвернулись от неё. Слайд 42. Экскурсовод 1: В 1939 году М.Цветаева восстанавливает советское гражданство и вместе с сыном возвращается в Россию. Но тяжёлые удары судьбы вновь обрушились на неё: через 2 месяца после ее приезда арестовали сестру Анастасию и дочь Ариадну (Алю), а еще через 2 месяца — мужа. Почти 2 года Марина тщетно пытается отстоять дорогих ей людей, доказывая в письмах на имя Сталина и Берия их невиновность. Цветаева боролась за жизнь в одиночку, без работы, без друзей, без жилья. Спасение было в творчестве, но стихов ее не печатали. Бездомная, потерявшая близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест. Надо было держаться ради сына. И она держалась, из последних сил, но держалась. Экскурсовод 2: Слайд 43. Последний остров, который мы посетим, — это остров Елабуга. (А. Александров, Лебедев-Кумач «Священная война») http://www.9maya.ru/686-pesni_pobedy_mp3.html Слайд 44.-46. Грянула Великая Отечественная война… — Война с Германией обострила ситуацию. 8 августа 1941 года Б.Пастернак и В.Боков отправили М.Цветаеву в эвакуацию в Елабугу. Пастернак, провожая, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Органы НКВД не спускали с неё глаз, пытались шантажировать, склонять к сотрудничеству. Через несколько дней М.Цветаева в состоянии, близком к отчаянию, уехала в Чистополь на поиски работы. Она пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом. Затем снова уехала в Елабугу, где стирала белье местному милиционеру. Именно здесь сопротивляемость этой «железной» женщины была сломлена. Повзрослевший к этому времени Мур перестал ее понимать, от постоянного напряжения она заболела душевной болезнью, ничего не писала и давно задумала уйти из жизни…

Экскурсовод 1: В день рождения сына Марина была вся в тревожных предчувствиях – мальчику же «на войну придется..» И ведь не ошиблась. Ровно через 19 лет молодой боец Красной Армии Георгий Эфрон отправится на войну и сложит голову в первой же атаке… Предугадает она и тяжкую долю своей дочери Али. Аля проведет 16 лет в сталинских лагерях. И за этим провидением – страшные факты последних дней и часов жизни Марины и Сергея… Сергей признает себя «французским шпионом» 8 месяцев спустя. Целых 8 месяцев непрерывных истязаний, нечеловеческих пыток, моральных и физических мук! Но 13 дней спустя Сергей откажется от своих показаний. И будет стоять на своем до конца… В 1941 году его расстреляли. Жизнь обрушилась лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться. Тут и настиг М.Цветаеву ее «одиночества верховный час» — она решила уйти из жизни. Годы Марина примерялась взглядом к крюкам на потолке, но пришел час, когда надо было не думать, а действовать – и хватило гвоздя. Не выдержав унижений, Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак, 31 августа 1941 года, в свою рябиновую пору, накануне листопада… Слайд. Портрет М.Цветаевой. (А.Пугачева «Уж сколько их упало в эту бездну…») http://www.musicmegabox.net/content/get_song/2277/Uzh_skolko_ih_upalo_v_etu_bezdnu/ Экскурсовод 1: В начале своего творчества М.Цветаева писала: Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, — Нечитанным стихам! — Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Поэтесса была права в своём поэтическом завещании. Такой черёд настал, её стихотворения читают, ими живут, их чувствуют… Ныне кладбище в Елабуге, где она похоронена, стало местом паломничества любителей поэзии… Слайд 47. Портрет М.Цветаевой. А.Журбин, М.Цветаева «Идёшь, на меня похожий…» ( песня в исполнении Ж.Рождественской) http://kkre-40.narod.ru/rozdest-2.htm

Экскурсовод 2: «Я тоже была, прохожий, прохожий, остановись…» В этой строчке весь смысл творчества М.Цветаевой. Она была и творила, любила и жила… Учитель: Наша заочная экскурсия подошла к концу. Мы с вами побывали на островах любви замечательной поэтессы М.Цветаевой. На них вся жизнь ёё, творчество, события, факты, встречи и расставания. И на каждом острове – своя Марина Цветаева: Слайд 48. Дочь Слайд 49. Любимая Слайд 50. Жена Слайд 51. Мать Слайд 52. Поэт Слайд 53. И просто женщина…

- Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем труднее оценить его вклад в духовную жизнь страны, раскрыть глубоко и всесторонне грани его дарования – высокий патриотизм, чувство гражданственности, проявление большого человеческого сердца. Он безмерен. Такова и М.Цветаева. Слайд 54.Рефлексия: Учитель: Понравился ли вам урок? (Да, очень.) — Что вам понравилось больше всего? (Яркая презентация, чтение стихотворений наизусть, музыкальное сопровождение) — Кого бы вы хотели поблагодарить? (чтецов, тех, кто подбирал музыку) — Кто вас сегодня больше всех удивил? (экскурсоводы, чтецы)

Заключение.

Учитель: Мы сегодня сделали много открытий, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой. Спасибо всем за работу. «Мне нравится», что урок не оставил вас равнодушными.

Хочу закончить наш разговор ёщё одним открытием — завещанием М.Цветаевой:

Учитель: Где судьба бы вам жить не велела,В шумном свете иль в сельской тиши,Расточайте без счёта и смелоВсе сокровища вашей души:.*****************Слайд 55. Спасибо Вам и Сердцем и рукой, За то, что Вы меня так любите!!!

( Песня на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной…») http://music.yandex.ru/#/track/814952/album/91132

Если останется время: («Милые дети»- обращение к детям, 35)

Домашнее задание: Выучить наизусть любимое стихотворение М.Цветаевой и сделать его анализ.