Целевой комплект игровых средств

Целевой комплект игровых средств.

1.Назначение ЦК.

Коррекция и абилитация функциональной специализации задних отделов мозга и межполушарных взаимодействий у детей с речевыми нарушениями.

2.Контингент.

В современной детской популяции очень редко можно встретить вариант отклоняющегося развития, не связанный с дизонтогенезом межполушарных взаимодействий на уровне 2 функционального блока мозга. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом : соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика ,память, пространственные представления . Дети с речевыми нарушениями крайне нуждаются в развитии этих функций. Целевые комплекты, используемые мной в работе, апробированы в течение длительного периода. По мнению логопедов-практиков совместная работа с психологом помогает быстрее ставить и автоматизировать звуки, т.е является в большей степени эффективной.

3.Задачи.

.Формирование функционального базиса для нормального функциогенеза речи и других высших психических функций.

Коррекция и развитие познавательно-интеллектуальной сферы.

Коррекция личностных характеристик ,препятствующих полноценной коммуникации

Коррекция эмоционально –волевых нарушений.

Ниже я привожу несколько комплектов для развития разных видов гнозиса, пространственных представлений и кинетических функций.Развитие слухо - речевого гнозиса.

Узнавание

1) бытовых шумов: шуршание пакетов, звук от удара о металлический и фарфоровый стакан, звук переливания воды из стакана в стакан;

2) музыкальных инструментов: различных дудочек, свистков, трещеток, металлофона, губной гармошки, марокас, гитары;

3)природных шумов: запись звуков природы на компакт – дисках;

4)сходных по звучанию коробочек, заполненных манной крупой, рисом, фасолью, чаем;

5) игры на развитие фонематического слуха «Подбери картинки на определенный звук», «Парочки», «Фонематика» (подбери картинки для слов, похожих по звучанию- например, бочка-точка).

Развитие сомато- и тактильного гнозиса.

Мешочек с плоскостными геометрическими фигурами «Пощупай и угадай», «Ощупай и найди две одинаковые фигуры» в двух мешочках, «Ощупай и нарисуй».

Тактильное домино с разной фактурной поверхностью.

Комплект палочек разной длины для раскладывания на однородные кучки.

Настенный модуль с мешочками для организации тактильных игр.

Набор тактильных шаров. «Подбери пару наощупь».

Буквы и цифры, вырезанные из наждачной и бархатной бумаги. «Распознай буквы –получишь слово».

Тактильные дощечки.

Развитие зрительного гнозиса.

Выбор недостающего фрагмента изображения.

Узнавание «зашумленных» картинок (наложенных, перечеркнутых и т.п.)

Лабиринты.

Тест Виткина. Найти одну из спрятанных фигур.

Рамка с окошком (для чтения для обучения чтению).

Разрезные картинки, кубики с картинками, паззлы.

Изображения – нелепицы. Что перепутал художник?

Пространственные представления.

1.Освоение телесного пространства. Маркеры для частей тела: значки, браслеты.

2.Освоение внешнего пространства ( зеркало, мяч).

3.Конструирование и копирование (кубики Кооса, мозаики различной величины, коврики Никитина, набор сложных фигур для копирования по типу фигур Тейлора).

4.Игровые 9-ти клеточные и 16-ти клеточные поля.

Развитие кинетических процессов.

1.Развитие ловкости: «Смотай клубок», «Классики», «Бильбоке», «Попади в мишень, кольцо», «Намотай веревку на палочку», «Кегли».

2.Упражнения с мячом «Я знаю пять имен …..»

3.Развитие мелкой моторики с использованием шара с шипами Су-джок.