Там русский дух

Художественный вернисаж по творчеству великого мастера сказочно-былинного жанра В.Васнецова «Там русский дух…»

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с языком живописи, с творчеством великого мастера сказочно-былинного жанра В.Васнецова, учить «смотреть» живопись.

Э п и г р а ф: Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум.

Уильям Блейк

Учитель: Ни одна школьная программа, учебник или хрестоматия не обходятся без репродукций с полотен и рисунков В.М.Васнецова, оживляющих картины нашего исторического прошлого. В.М. Васнецов принадлежит к числу художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь, вводят нас в мир своей поэзии, своих образов.

В.М. Васнецов родился на вятской земле в мае 1848 г. в большой семье священника. Мать рано умерла. Все заботы о шести мальчиках легли на плечи отца и бабушки… Тихо сидят мальчики вокруг своей бабушки и слушают сказки. Детские впечатления оказали большое влияние на будущего художника. Став студентом Академии художеств, Васнецов больше чем кто-либо из его друзей увлекается фольклорными темами, чтением народных сказок, русских былин. Виктор Михайлович был религиозным живописцем. Но даже тогда, когда художник создавал библейские сюжеты, его душу томили неясные исторические и сказочные грезы. Они уносили художника от серых улиц в бесконечные просторы былинной Руси, населенной людьми прекрасными, отважными и могучими, способными на подвиг.

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории», — говорил Васнецов. Картины на сказочные сюжеты Васнецов писал на протяжении всей жизни. И, приближая сказку к самой жизни, подтвердил мудрость: «Сказка ложь, да в ней намек…» Сюжеты Васнецовских картин укрепляют чувство Родины. То, что было, не должно зарасти травой забвенья. Сюжеты картин — это память земли русской с ее безбрежной синью, передающей поэтическое очарование сказки.

« Аленушка.» Летом 1880 года Васнецов жил на даче в Ахтырке. Бродя по окрестностям в поисках пейзажных мотивов и крестьянского типажа, он встретил однажды девушку, поразившую его воображение. Почти еще девочка, в дешевеньком ситцевом сарафане, она шла, погруженная в свое какое-то горе, одинокая, замкнутая. И столько тоски, чисто русской печали выражали ее глаза, что художник уже не мог их забыть. Ему вспомнилась народная сказка об Алёнушке, и неясный еще образ сиротинушки стал обретать живые, волнующие черты. Собрав большой, проникнутый цельным поэтическим настроением материал он приступил к работе над большим полотном. Картина была закончена в 1881 году и появилась на очередной передвижной выставке. Картина не соответствует сюжету всем хорошо знакомой сказки. «Камушком на камушке» сидит васнецовская Аленушка у самого омута, вглядываясь в его манящую темную глубину. С милой детской неуклюжестью поджаты ее босые ноги, печально склонилась голова на руки, обнявшие колени. Давно выцвела когда-то голубая кофточка, весь в дырах старенький, синий в розах, сарафан. Разметались, прядями спускаясь вниз, ее золотисто-рыжие волосы. Широкие кисти рук, привыкшие к черной работе. Почти некрасиво ее заплаканное лицо, такое русское по своему складу. Обиженная судьбою и людьми, одинокая, печальная сидит она, пригорюнившись, тоскуя о неведанном счастье, оплакивая свою участь.

Столь же обыкновенен и повсюду встречающийся, простой, типично русский пейзаж с несколькими молодыми тонкими осинками и елочками, с осокой и серыми камнями на первом плане. В нем тоже нет ничего эффектного, броского, поражающее наше воображение или красивого в общепринятом смысле этого слова. Даже день выбран обычный, серенький, без сиянья солнечных лучей или угрожающе надвигающихся грозовых туч. Как в Аленушке художник раскрывает нам ее внутреннюю душевную красоту, так и в природе он сумел показать нам ее чарующую прелесть. Сила поэтического таланта Васнецова заключается в том, что он сумел увидеть и показать нам красоту обычного, повседневного. Произведения такого скорбного и все же светлого лиризма не знала еще русская живопись.



«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецов обогащает свое лирическое дарование художника-поэта силой героического эпоса, овладевает величаво-торжественным языком безымянного автора «Слово о полку Игореве». Мысленно перенесясь в Х11 век русской истории, в тот 1185-й год, когда князь Игорь Святославич выступил походом против кочевников-половцев и потерпел поражение в неравной битве с ними. Васнецов решает изобразить не ожесточенную схватку русских с половцами, а торжественное скорбное безмолвие, наступившее после побоища, когда сгустились сумерки над полем битвы. «Разлилась тоска по русской земле», «никнет трава от жалости», а кроваво-красная луна медленно всплывает в потемневшем небе. Так обретает художник поэтически взволнованный язык, доносящий образную силу героического эпоса до зрителя. Он и композицию картины строит на ритмах уходящей вдаль, в ночную темь, степи и немногих фигурах первого плана, застывших в спокойствии смерти. Еще не угасшим вечерним светом Васнецов выделяет убитого стрелой юношу, лежащего почти в центре картины. Тонкие, почти девичьи черты лица, стройная фигура, нежные сочетания блекло-желтого и светло-голубого в его одежде – опоэтизированы художником, словно склоненные над ним ромашки и колокольчики в печали. Возле юноши лежит сраженный могучий мужественный воин. Широко раскинув сильные руки, раздвинув ноги в красных сафьяновых сапогах. Тускло поблескивающая кольчуга на его груди, крылом раненого орла раскинувшаяся пола его плаща с серовато-голубой подкладкой, приподнявшаяся в последнем усилии голова с окаменевшими чертами крупного мужественного лица, выпавшая из рук тяжелая секира с запекшейся кровью на ней, груда поверженных врагов за ним – такова цена его жизни.

Лежащие друг на друге трупы русских и половцев в правом углу картины, переломленное копье и словно вонзившаяся в него половецкая сабля как бы свидетельствуют о недавней ожесточенной схватке. А за этой группой вновь дается образ доблестного русского воина, лежащего среди убитых им кочевников со спокойным лицом человека, до конца, исполнившего свой долг. И дальше к горизонту смутно виднеются тела убитых, мерцают стальные шлемы, приглушенно алеют багряные щиты. А на фоне подернутого сизыми тучами неба яростно бьются степные орлы, взмахом могучих крыльев и клекотом нарушая скорбную тишину родной земли после Игорева побоища.

В целом верно взятые отношения вечернего неба к темнеющей серо-зеленой степи, тусклый блеск кольчуг и старинного оружия, тревожно алеющие в сумеречном свете щиты, усиливают настроение картины, ее историзм, перенося нас в давно ушедшую эпоху.



«Богатыри». Много лет трудился Васнецов над грандиозным полотном «Богатыри», то отвлекаясь иными замыслами, то вновь возвращаясь к любимому детищу. Абрамцевские мощные дубы натолкнули его на мысль создания «Богатырей». Художник писал богатырей с крестьян, знакомых, родственников. Решенные в монументально-декоративном плане, «Богатыри» дают нам образы трех главнейших, любимейших народом сказочных героев русского былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В тяжеловато-грузном Илье Муромце господствует сознание исполинской силы, уверенности в себе. Величаво плавно движение его поднятой к шлему руки, спокойно зорок взгляд. В тех же медлительно плавных ритмах изображен и его могучий конь, под стать седоку. Завершая в 1898 году работу над картиной, Васнецов образу Добрыни Никитича придал сходство с собою. Порывистой энергией отличается худощавый, статный Добрыня Никитич, уже вынимающий меч из золотых ножен. И у коня разметалась грива, поднята голова, раздуты ноздри: он, как и хозяин, чувствует приближение опасности.

Мечтательно — невозмутим молодой, безбородый Алеша Попович, с гуслями, притороченными к седлу. Озорной, сметливый, он с легким лукавством посматривает в ту же сторону, как и его товарищи, держа наготове лук со стрелой. Навострил уши и его конь, хоть и пощипывает спокойно травку.

Эпически величав и пейзаж с громоздящимися в небе облаками и сизо- серыми тучами. В нем три плана, незаметно переходящих один в другой. Сначала типичная для Киевской Руси степь с крошечными елочками и выгоревшим золотистым ковылем. Затем полоса леса, характерная для средней полосы России, и, наконец, суровый север, уходящий плавными холмами к горизонту. И на страже всей этой русской земли, простирающейся от юга и до севера, стеной стоит богатырская застава, примечающая, «нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

Нередко Васнецов наделял персонажей своих картин характеристиками с помощью цвета. Декоративно-звучный цвет убранства коней, алый щит Добрыни Никитича, вишнево-красная одежда Алеши Поповича, выглядывающая из-под его кольчуги, разномастные кони, усиливают декоративную нарядность картины.



Дополнительная литература:

Виктор Васнецов. В.А.Прытков . Изобразительное искусство в школе №2 2003

«Там русский дух…» Т.М.Черемных. Последний звонок № 13 2005

50 великих русских художников. А.Ю.Астахов. Белый город. Москва.