Такие разные миры рядом с нами

Такие разные миры рядом с нами

Тренинг по развитию толерантных установок

Развитие толерантных установок у подростков по отношению к окружающим людям; осознание подростками своего круга общения, своих взаимоотношений с ним

User

29.03.2013

Цели: познакомить учащихся с критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах; предоставить учащимся условия для самопознания и самовыражения с помощью метафорических средств; продолжать развивать толерантные установки у подростков по отношению к окружающим людям; помочь осознать подросткам круга своего общения, своих взаимоотношений с ним.

Наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: правила работы группы, таблички с определениями толерантности, таблички с ролевыми обозначениями, Табличка «Волшебная лавка», цветные таблички с качествами толерантной личности, бланки опросников для каждого участника «Черты толерантной личности», реабилитационный материал «Витражи» серии Мозартика, мультфильм «Гадкий утенок».

Количество участников: 10 человек.

Ориентировочное время: 45 минут

Ход тренинга

Повторение правил работы группы.

Разминка.

Упражнение «Превращения»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы…(словарем, томиком стихов и т. д.); Если бы я был едой…, если бы я был музыкой или песней…, если бы я был временем года…

- Какое ваше качество привлекает других людей?

Все отвечают по кругу.

- Посмотрите, как мы похожи и в тоже время отличаемся друг от друга.

3. Основная часть

- Назовите черты толерантной личности.

Упражнение «Черты толерантной личности»

Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Прочитайте характеристики и оцените по 5-ти бальной системе в колонке справа, насколько они свойственны вам.

Сейчас мы с вами поиграем.

Упражнение «Волшебная лавка»

Попросить участников представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Высказывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет или мало (т.е. отмечены у него более низким баллом). Например, покупатель просит у продавца «терпения». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Спасибо, мы хорошо поиграли, теперь у нас есть качества толерантной личности.

Они нам очень пригодятся, так рядом с нами находятся постоянно разные миры: мир отцов и мир детей; мир природы и мир технического прогресса. Однако среди этого многообразия есть и мир людей, которые отличаются друг от друга цветом кожи, говорят на разных языках. Каждый из нас – частичка, которая находится в постоянном взаимодействии с этими мирами. Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия такой частички с коллективом является сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Я хотела бы вам немного напомнить эту сказку, а вернее, один ее эпизод.





Предоставить просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утенок»: у утки появляется потомство, маленькие прелестные утята, но одно яйцо крупное, и из него появляется необычный утенок, который крупнее других, неуклюже передвигается, но при всей своей непохожести он прекрасно плавает, заботится о своих братьях и сестрах, чем вызывает у мамы-утки теплые чувства. Затем все семейство отправляется на птичий двор, чтобы познакомиться с другими птицами. Непохожий на других утенок вызывает разные реакции у обитателей птичьего двора, его не все принимают и даже обижают, кто-то клюет, кто-то пугает. Что же делает наш утенок? Он решается покинуть птичий двор. На этом предлагаю нам с вами остановиться и повернуть сказочную историю вспять, ведь все могло бы быть иначе, если бы… Представьте на миг этот птичий двор, у нас есть герои сказки: гадкий утенок, мама, братья и сестры, жители птичьего двора.

Сейчас мы с вами попробуем погрузиться в этот сказочный мир, но для начала нам необходимо разделиться на 3 микрогруппы. Я предлагаю сделать это с помощью кедровых шишек, веточек рябины и яблок. Теперь я вас прошу объединиться: кедры – вместе, рябинки – вместе, яблоки – вместе.

Задание для «Кедра» (роль мамы): Что должна была сделать мама, чтобы утенка принял птичий двор? И что она могла бы посоветовать утенку, чтобы его приняли на птичьем дворе.

Задание для «Рябинки» (братья и сестры): Как себя могли вести братья и сестры для того, чтобы утенка принял птичий двор, и чтобы они ему посоветовали сделать самому, чтобы его приняли.

Задание для «Яблоко»: (птичий двор): что должен сделать утенок, чтобы вы его приняли? Что бы вы могли сделать сами?

На выполнение задания вам дается 5 минут. У вас есть фломастеры, чтобы зафиксировать свои мысли, а затем представить их. (Участники подгрупп работают, в это время ведущий наблюдает за их действиями, помогает им, если они затрудняются.)

Ведущий. Но вот время истекло, и я предлагаю вам представить свои варианты решений. Хотелось бы предоставить слово подгруппе, которая выполняла задание от имени «матери». (Затем предлагается предоставить свой вариант подгруппе, работающей от имени братьев и сестер». После этого представляет свои варианты подгруппа «Птичий двор». По окончании каждой презентации идут аплодисменты. Как только все варианты озвучены, ведущий предлагает соотнести требования «птичьего двора», «мамы», «братьев и сестер»; затем устанавливается взаимосвязь между их предложениями.

Теперь мы перенесемся в реальный мир, где есть социум, как вы думаете, кто из сказки олицетворял его? А также «ближайшее окружение», которое состояло из семьи. Мы видим, что есть много общего между сказочным сюжетом и реальной жизнью человека. Ведь в каждой сказке есть доля правды. Мы не всегда относимся с пониманием к тем, кто рядом с нами, принимая их такими, какие они есть, но хотим, чтобы они понимали и принимали нас, были по отношению к нам толерантны. Необходимо помнить, что многое зависит в нашей жизни от нас самих. «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе», пожалуй, это фраза по праву считается золотым правилом общения в социуме.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Ведущий. В наше время все чаще звучит такой термин, как толерантность. А сейчас я хочу вас попросить изобразить эмблему толерантности с помощью материала Витражи из серии Мозартика. Для этого вам необходимо распределиться на пары. Каждой паре я дам большое поле, на котором с помощью фантазийных фигурок вы сделаете изображение, которое, по вашему мнению, имеет отношение к толерантности.

По итогам работы все эмблемы презентуются, а ведущий раскладывает их на свободных столах.

Заключительная часть

Ведущий: Толерантность в современном мире рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия. Как видите, вы многом были правы.

Упражнение «Открытый микрофон».

Ведущий. Я предлагаю завершить нашу встречу выражением своих ощущений, чувств от проделанной работы, мыслей по теме тренинга, которые у вас появились, и вы хотели бы их высказать. Я хочу поблагодарить вас за работу и попросить выполнить еще одно упражнение.

Упражнение «Мы один цветок»

Участники, стоя в кругу, кладут свои ладони своего соседа справа и слева, образуя круг. Затем ладошки поднимаются вверх, имитируя закрытый бутон цветка, а потом медленно опускаются вниз, как будто бутон раскрывается. В заключение все говорят хором друг другу спа-си-бо!