Сын Кубани-ГФПономаренко

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №14

Поселка Советского

муниципального образования

Тимашевский район Краснодарского края

Сын Кубани – Г.Ф. Пономаренко

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №14

Тимашевский район Краснодарского края

Гребенюк Татьяна Васильевна

Февраль, 2012 года

Притихли лунные поляны,

Притихли клёны в вышине –

Пономаренко на баяне

Поёт о милой стороне

Серый камень, серый асфальт, серое небо, отражающееся в редких лучах. И вдруг в доминирующий цвет пасмурного февральского дня врываются разноцветные пятна первых примул. Это принарядилась к празднику Краснодарская филармония. Кто-то уже положил букетик алых гвоздик к памятнику Григорию Пономаренко, установленному перед входом в филармонию. Прославленный песенник опирается на свой знаменитый баян, с которым, как известно, никогда не расставался.

Что ж это за человек такого сделал? Чем прославился у нас на Кубани, в России? Песни его знают все, на больших сценах и в сельских клубах, профессиональные коллективы и самодеятельные артисты.

Григория Фёдоровича Пономаренко часто называют народным композитором. Нет, наверное, в России человека, который не знал бы созданных им замечательных песен: «Растет в Волгограде берёзка», «Оренбургский пуховый платок», «Ой, снег, снежок», «Подари мне платок»… Красивые, напевные они сразу водят в сердце, согревают душу.

Сын украинского народа, Григорий Пономаренко стал одним из самых известных русских композиторов. Кронид Обойщиков посвятил ему такие строки:

Вширь полей с холмами предков,

Где хлеба стоят, как рать,

Ты ходил, Пономаренко,

Чудо — песни собирать.

Шел задумчиво и долго

В зазвеневшей тишине

По Уралу и по Волге,

По Кубанской стороне.

А начинался этот путь в далёком селе Морозовск Черниговской области.

Первым учителем музыки для одарённого мальчика стал его дядя М.Т. Пономаренко. Маленький Гриша схватывал всё на лету: быстро освоил нотную грамоту, научился бойко играть на баяне. Из года в год любовь к музыке росла, и уже в шестилетнем возрасте он умел играть на дядиной гармони, а в восемь лет учился петь по нотам у церковного регента хора.

В тридцатые годы в Запорожье большой популярностью пользовался профессиональный баянист Александр Кинсбас. Григория определили к нему в ученики. Учёба двигалась успешно, и по рекомендации музыканта будущий композитор начал работать баянистом в Доме пионеров.

В возрасте семнадцати лет талантливый музыкант был принят в ансамбль песни и пляски пограничных войск.

К этому времени относятся его первые шаги в создании песен. «По широкой улице проходили конники» — так называлась первая песня Пономаренко.

21 июня 1941 года в Дрогобыче после концерта вместе с группой сослуживцев Г.Ф. Пономаренко разбудили пронзительный вой сирен и оглушительные взрывы бомб. Началась война. Ансамбль не расформировали, и вместе с ним Григорий Фёдорович проехал сотни пропахших порохом верст по тревожным дорогам войны. Вот здесь – то и началось его по настоящему композиторское творчество. Названия песен говорили сами за себя – «Кровь за кровь», «Смерть за смерть», «Бей фашистов!», «Песня о Будённом». Эти песни были несовершенные, но тема войны будет всегда волновать композитора. Люди услышат и полюбят «Снег седины», «Волгоградскую берёзку», «Русских матерей», «Не будите, журавли, вдов России».

После Великой Отечественной войны Григорий Пономаренко работал на Волге, в г. Куйбышеве. Он руководил Волжским русским народным хором и писал чудесные песни.

Теплые, искренние, простые, они были близки каждому человеку. О Кубани композитор слышал много хорошего. Ведь наш край поистине уникален: здесь две богатейшие песенные культуры – русская и украинская – спелись воедино, дополняя и обогащая друг друга.

В 1972 году Григория Пономаренко пригласили на традиционный фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Григорий Фёдорович отправился в путь на собственной машине. Позже он вспоминал об этом путешествии: «По дороге на Кубань я обратил внимание, что чем ближе к югу, то всё чаще и чаще вдоль автотрассы появлялись красавцы – пирамидальные тополя, которые напоминали Украину. Когда миновал границу Краснодарского края, то у подпирающих высокое голубое небо тополей вышел из машины, опустился перед зелёными исполинами на колени и сказал: «Здравствуй, Кубань! Здравствуй тополиный край». То были первые слова, произнесённые мною на кубанской земле и вскоре зазвучавшие в песне на стихи Сергея Хохлова».

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край

Наш Черноморский,

Наш Приазовский,

Наш Краснодарский край.

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

С солнышком встанем,

Степи распашем,

Вырастим урожай.

Композитор был до глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами и нивами, белыми хлебами, напоминающими родную Украину. Но особенно ему нравились песни и привольные стихи кубанских поэтов:

Что такое Кубань?

Это степи без края,

Это дивное диво

Колосьев степных.

Это радость — земных

Золотых урожаев,

это верность

Курганов седых.

Переехав на Кубань, Григорий Фёдорович внимательно изучал народное искусство. Он побывал едва ли не во всех уголках нашего края, выступал с творческими отчётами и никогда не упускал случая послушать народный хор или талантливого исполнителя:





Ой, станица, родная станица,

Сколько песен я здесь не бывал!

Солнце раннее в окнах дробится,

Брызжет с яблонь опаловый вал.

Над полями зелёная дымка,

Слышу горницу где – то в садах.

Это юность моя, невидимка,

Забрела по привычке сюда.

Григорий Фёдорович был простым и доступным в общении человеком, мудрым собеседником, непринуждённым и искренним.

Люди — хорошо знавшие Пономаренко, отмечали очень важное свойство его творческой культуры: только, что написанную песню он непременно хотел показать своим друзьям, поделиться, посоветоваться.

Более двухсот песен написал Григорий Фёдорович о Кубани. Раздольная: «Здравствуй, наша Кубань!» энергичная: «Трудовые руки» на стихи С. Хохлова («Золотые руки, трудовые руки – сила родной страны!») – много лет звучали на площадках страны во время праздничных демонстраций.

Все на Кубани знают величальную песню Краснодару:

Нам ли, братцы, песню не начать?

Нам ли город свой не величать?

У реки Кубани

Стал казак на камень:

Здесь нам, братцы, город начинать!

Над землёю тучи протекли…

Краснодаром город нарекли…

Ехали казаки –

На плечах, как маки,

Красные пылали башлыки.

В содружестве с Иваном Вараввой написана лихая кавалерийская «Эх, кони, кони», с Кронидом Обойщиковым – «Хутора», «Песня о Новороссийске», с В. Бакалдиным – «Кубаночка», «Чаровница».

Десятки прекрасных песен, музыка к фильмам, спектаклям, оперетты – всё это создано замечательным композитором здесь на Кубани:

То поёт душа, то плачет,

То хохочет, наконец…

Ты теперь в краю казачьем

Самый звонкий бубенец…

Так писал о Григории Фёдоровиче поэт Кронид Обойщиков. На Кубани композитор открывает новую страницу своего творчества. Обратившись к стихам А.Блока, он работает над созданием вокального цикла, в который вошли такие известные стихотворения поэта, как «Гармонь играет», «В тихий вечер под луной», «Слуга царицы», «О, сколько музыки у Бога», «Сольвейг».

Песни Пономаренко исполняют И. Кобзон, О.Воронец, Л. Зыкина, хор русской народной песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

Творчество Григория Фёдоровича люди воспринимают по – разному, но каждый находит в простых, очень понятных песнях композитора что-то своё. Например, лауреат краевого конкурса «Кубань поёт Пономаренко» житель станицы Медвёдовской Вячеслав Ефименко песню «Я обязательно вернусь» исполняет песню под гитару. Сегодня музыкант горд тем, что именно приверженцы творчества Григория Пономаренко, его соратники и последователи высоко оценили такой вариант подачи этого произведения. «Он писал для обычных людей, — говорит Вячеслав, — его песни со смыслом, каждая как отдельный рассказ: Григорий Фёдорович никогда не упускал случая пообщаться с залом тепло, душевно, искренне. Рассказывая, как приходят к нему песни, как полученные впечатления тут же становятся мелодией, которую спустя время люди начинали считать народной, чтобы однажды с изумлением сказать: Надо же, а ведь это Пономаренко!»

Директор Дома культуры станицы Медвёдовской Валентина Пенягина вспоминает, что Маэстро попадал к ним и на субботники, и на репетиции. Всегда живо интересовался местным фольклором. Спрашивал, есть ли новые частушки, тщательно записывал собранный материал. «Настоящий человек и музыкант, — говорят здесь о нём, а какой душевный был! И станицу нашу очень любил, ведь не зря же написал песню, в которой есть слова: «Медвёдовская станица, как же тобой не гордиться и не славить казачий наш край. Ты судьба моя верная, ты любовь моя первая, станица моя, Медвёдовская»

Вдохновлённый цветением медвёдовских садов, он не случайно подвернувшихся под руку листочках быстро чертил нотные линейки, записывал музыку, а на другой стороне набрасывал текст. Бывало, тут же и дарил «свежеиспеченное» произведение. Теперь этим записям нет цены. Бережно развернув потертые тетрадные листки, медвёдовцы с гордостью демонстрируют красноречивое свидетельство их творческого общения со знаменитым песенником.

Звенят и теперь над Россией, над красавицей Кубанью песни, спетые нам Григорием Пономаренко. Они – душа его беспокойная, взывающая к людям о том, чтобы не огорчали в этой жизни один другого, любили свою землю и радовались бы каждому новому дню.

Памяти великого композитора – песенника посвятил свои стихи Иван Варавва:

Журавли отлетали тремя вереями,

В голубеющей дали ровняли парад,

Пролетали они над большими горами

Их гортанные трубы о том говорят!

И над старой моей полинявшей крышей

Совершают они на Восток разворот:

Левый крайний крылами метелит потише,

Правый – взял полугруг, не сбивая полёт.

Вожаки подравняли упругие стаи,

И направили к морю журавлики путь.

А один журавель, и крича, и стеная,

Не умеет в полёте крыло повернуть.

Может, в теле запнулась дробинка-малявка,

Может, старая память его подвела

Или лада болот – молодая журавка

Ввысь с другим журавлём до рассвета ушла!

Журавли улетали в знакомые дали,

Синевой вековою над лесом крыля…

Долго в небе журавлики место держали

В колготной верее для того журавля.

Литература

И.Ф. Гайворонская «Деятели искусств Кубани». Издательство «Традиция», Краснодар, 2006 год.

Илья Петрусенко «Кубань в песне» Издательство «Советская Кубань» Краснодар, 1999 год

В.Н. Рашутняк «Родная Кубань. Страницы истории» ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2004 год.

Илья Петрусенко «Григорий Пономаренко и его песни». Издательство «Музыка», Москва, 1987 год.