Суть работы классного руководителя с точки зрения психолога

Суть работы классного руководителя с точки зрения психолога.

Учащиеся называют следующие характеристики любимых и нелюбимых учителей. По их мнению. Любимый учитель: доброжелателен, справедлив, честен, чуток, приветлив, требователен, тактичен, знает свой предмет; не любимый : груб, несдержан, черств , равнодушен.

Существует несколько типов общения: — демократический – участие каждого члена коллектива в обсуждении задач стоящих перед коллективом; — авторитарный – в отношениях с учениками преобладают строгость, жесткие методы руководства; — либеральный ( попустительский) учитель ограничивается убеждением, уговариванием подчиненных. Оптимальным оказывается демократический стиль.

Пример из практики американского психолога К. Левина. Из десятилетних школьников были созданы группы по изготовлению игрушек. Школьники работали в одних и тех же условиях, по одной программе. Но руководители были подобраны с разными стилями управления: демократическим , авторитарным и попустительским. В группе с демократическим стилем руководства деятельность была наиболее эффективной по качеству . Участники испытывали чувство гордости общими успехами. Враждебные взаимоотношения наблюдались в группе с авторитарным стилем управления, не было желания работать. Когда руководитель выходил из комнаты, участники эксперимента бросали работу. В группе с либеральным стилем руководства было выполнено меньше работы плохого качества, но участники не испытывали удовлетворения от деятельности.

Рассмотрим каждый из трех стилей общения более подробно.

Авторитарный. Учитель с таким стилем общения исходит из « усреднённого» представления об учащемся, не учитывает его индивидуальных особенностей. Он замечает индивидуальные различия, но строит совершенно нереальную модель, преувеличивая эти различия во много раз. Если учащийся чуть активней других, то в глазах такого педагога он бунтарь, хулиган, если чуть пассивнее – лодырь. Для педагога с таким стилем характерны негативные установки, бессознательно плохое отношение к ученику, он избирателен в общении и субъективен в оценках.

Демократический. Преподаватель такого стиля стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт учащихся, их активность и потребности. Он не имеет или не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разнообразен и инициативен в контактах. В целом этот подход можно охарактеризовать как личностный.

Либеральный (невмешивающийся ). Педагог также гибок в своих установках, но подчинен «стихии общения». Характер общения зависит не от него самого , а от учащихся. Не он сам , а ученики диктуют характер его общения с классом. Цели его расплывчаты Он не хочет , не добивается их осуществления, а подстраивается под учащихся.

По уровню социально – психологического развития ученическая группа может быть довольно различной. Высший уровень развития коллектива характеризуется достаточно сформированной у каждого члена способностью к самоуправлении, и наиболее эффективным стилем руководства в такой группе может быть демократический с элементами либерального. В слаборазвитом коллективе, который не способен к самоуправлению, и находится в стадии становления, оптимальным будет демократический стиль с чертами авторитарного, здесь необходим сильный внешний контроль, внешняя организация. Кроме уровня развития коллектива, выбор тех или иных методов руководства в некоторых случаях обеспечивает высокую эффективность деятельности. Особенно это проявляется в условиях спортивной деятельности. Для неё характерен авторитарный стиль.





Индивидуальный стиль педагогического общения складывается, в основном, в первые годы профессиональной деятельности. Отсутствие основных навыков ведет к тому, что на первых порах, придерживается авторитарных методов в организации взаимоотношений с учащимися.

Установка и ее влияние на эффективность профессионального общения педагога.

Одним из основных факторов, определяющих индивидуальное своеобразие стиля общения педагога, является установка. Установка – это своеобразная программа действий и поведения личности в целом. Готовность человека воспринимать явления внешнего мира и действовать определенным образом. Существует позитивная и негативная установка учителя по отношению к учащимся. Наличие негативной установки учителя можно определить по следующим признакам:

- учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем « хорошему»; — при неверном ответе «плохого» ученика он не повторяет вопроса; — не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ; — чаще ругает его за неверный ответ ; — меньше хвалит за правильный; — не замечает поднятой руки; — реже вызывает.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: — учитель оценивает положительно неверный ответ «хорошего» ученика; — чаще улыбается ему; — больше смотрит на «хорошего» ученика.

Таким образом, оценивая учащихся на «хороших» и «плохих», педагог, часто даже не замечая , оказывается излишне избирательным в общении с учениками, что определяет характер отношения учащихся к нему. «Плохие» ученики обращаются к педагогу в четыре раза реже, чем «хорошие».Учащиеся, особенно старшеклассники остро чувствуют необъективность учителя, болезненно ее переживают. Педагогические оценки, воспринимаемые учащимися как несправедливые, оказывают дифференцирующее, расслаивающее влияние на классный коллектив. Чтобы в классе был хороший эмоциональный климат, отношения доброжелательности, взаимного уважения, товарищества, поддержки, учащиеся должны видеть и понимать, что педагог в своих действиях и суждениях исходит из их интересов, должны чувствовать объективность и справедливость его оценок. Разумеется, педагог должен быть реалистичным и объективным в своих установках и оценках. Какие же факторы оказывают влияние на возникновение у педагога той или иной установки по отношению к ученику? Учитель склонен относиться лучше к более дисциплинированным, исполнительным ученикам. На втором месте – пассивно – зависимые и спокойные. На третьем стоят «растяпы», поддающиеся влиянию, но плохо управляемые, самые нелюбимые – независимые, активные, самоуверенные школьники. Учитель непроизвольно стремится чаще обращаться к учащимся, сидящим на первых партах и эти школьники оцениваются ими в целом более высоко. Больше всего работает этот учитель с теми из школьников, которые вызывают у него какие — либо эмоциональные отношения – симпатию, озабоченность, неприязнь, в то время как безразличные ему ученики остаются обойденными учительским вниманием. Таким образом, изучение коммуникативной деятельности педагога показывает, что характер и содержание педагогического общения определяется многими факторами, среди них индивидуальный стиль общения, установка преподавателя являются определяющими. Однако педагог должен осознанно управлять своим общением с учащимися. Анализируя свой стиль работы с учащимися, педагог должен выбрать наиболее оптимальный, учитывая при этом личностные особенности учащихся, конкретные ситуации, возникающие в учебном процессе, уровень развития коллектива и так далее. Необходимым условием успешности такого выбора является наличие реалистической установки. Максимально приближенной к объективной оценке явлений, предметов, других людей.

: