Сущность международного гуманитарного права

Цель:

помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;

способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм МГП; содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание; уважение к человеческому достоинству;

продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интегрировать знания;

работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из разных источников, схем, таблиц.

Основные понятия: международное гуманитарное право; жертва вооруженного конфликта;

лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; военные и гражданские объекты; покровительствуемое лицо.

Оборудование:

современная политическая карта мира;

словари, источники, ксерокопии учебных материалов для учащихся; рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие», стихотворения И. Бунина.

План урока

Мотивационная беседа, постановка проблемы;

Изучение нового материала

Работа с понятиями: «война» и «право» — обсуждение точки зрения немецкого философа И. Канта

оправе наций в ходе военных действий.

Работа с понятием МГП — схема №1 — практическая работа учащихся с текстом схемы и со словарями (понятия схемы №1). На доске эти понятия записываются и подробно раскрывается их содержимое.

Работа с понятиями — «гуманитарный»

Практическая работа: «Сходство и различие двух отраслей права — международного гуманитарного права и права прав человека» (Всеобщая декларация прав человека и II глава конституции РФ). Запись итогов обсуждения в таблице: «Сравнение МГП и права прав человека».

«Историки и литераторы об основных принципах МГП». «Основные нормы МГП»(текст для учеников) — сообщения-анализу произведений литературы.

Самостоятельная работа учащихся: её результаты записываются в виде схемы.

Обобщающий контроль — на доске несколько вариантов эпиграфов — выбрать 1 к изученному материалу, объяснить почему именно этот.

Домашнее задание: поразмышлять над вопросам:

Почемудовольно часто МГП не соблюдается воюющими сторонами?

Войнаи право. «Война-это всегда экстремальная ситуация. Она часто ассоциируется с хаосом и произволом. Имеет ли смысл пытаться установить для неё какие-либо правила?

какововаше отношение к существованию в жизни правил МГП?

9-Рефлексия: Записать в тетради предложения:

Я узнал на уроке _____

Меня удивило

Мне кажется

Сравнение МГП и права прав человека

Линии

сравнения

МГП

Право прав человека

Сходство

Направление на защиту личности

Отличие

1)Содержание

Регулирует отношения между сторонами в вооруженном конфликте.

Регулирует отношения между государствами и его гражданами, иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на его территории.

2)Применение

Применяется только в период вооруженных конфликтов

Применяется в любое время, однако некоторые права человека могут быть приостановлены в чрезвычайных ситуациях, в том числе в период вооруженных конфликтов

Учитель: мы видим, что МГП и право прав человека тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, но выступают как различные отрасли международного права. Они отличаются друг от друга по содержанию и условиям применения.

Какие факты из истории об ограничении жестокости на войне Вы можете привести?

ученик: Рассказ об А.В. Суворове, его книге «Наука побеждать»:

«Грех напрасно убивать, они такие же люди. (…) Солдат не разбойник. (…) Неприятель сдался — пощада!»

Из приказа войсками Кубанского корпуса 1778 г:

«С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства… Не меньше оружия поражать неприятеля человеколюбием».

ученик: рассказывает о генерале Скобелеве, который, будучи комендантом Полевны , в короткий срок ликвидировал угрозы эпидемии, оказывал помощь раненым турецким пленным, больным, всем пострадавшим наладил снабжение продуктами; начал работы по восстановлению разрушенных домов и дорог.

Учитель: Не только в истории мы сталкиваемся с принципами и нормами МГП. На уроках литературы в курсе «Вокруг тебя мир» Вы также обсуждали эти проблемы, отраженные в произведениях литературы. Каких же?

ученик: рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие» — о том, что это рассказ предупреждение: «Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств и способов достижения цели, что в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является не ограниченным».

ученик: Ученик читает и анализирует стихотворения И. Бунина: «Люблю цветные стекла окон» и «У птицы есть гнездо». Вывод о том, что во время войны люди часто лишаются дома. Как это больно и ужасно. Трудно передать чувства человека, лишившегося дома! Значит необходимы ограничения средств достижении цели в ситуации вооруженного конфликта, в соответствии с которыми объекты, не служащие непосредственно военным целям, не должны подвергаться нападению.



ученик: читает отрывок из «Дневников военных лет» Вс. Вишневского:

«Зимой, после перового прорыва блокады мальчик 9 лет спросил:

Мамочка, значит весной мы поедем в Петергоф, домой?

Нет, милый…

Схема

Международное гуманитарное право

защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных)

предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу)

защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (например, жилые дома, школы)

защищает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами; наносят серьёзный ущерб природной среде

Учащиеся анализируют схему. По первым трем блокам схемы ученики определяют категории лиц и объектов, находящихся под защитой МГП. Анализ четвертого блока схемы подводит их к выводу, что гуманитарное право ограничивает воюющих в действиях, не обусловленных военной необходимостью. Специальные термины, используемые в схеме анализируются. Ученики, которым дано задание, читают выдержки из документов по поводу обращения с военнопленными: «Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными», об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, о защите гражданского населения во время войны, «Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г….»

Далее обсуждение и учитель предлагает самостоятельно сформулировать определение МГП. и обратить внимание учащихся на особенности МГП, его отличие от других отраслей права.

Работа со словарем: понятие «гуманитарный»

Практическая работа «Сходство и отличие МГП и права прав человека»

Учитель: Обращаясь к учащимся со словами о том, что они уже знакомы с Всеобщей декларацией прав человека и II главой Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В чем сходства и различия. Учащиеся работают с документами, выявляя сходства и различия и составляют в итоге таблицу N92.

Я узнал на уроке Меня удивило _ Мне кажется

Литература и источники

Тексты Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним.

Словари 1) Большой энциклопедический словарь

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

Всеобщая декларация прав человека

Конституция РФ

Учебно-методические комплексы «Вокругтебя мир…», «Международное гуманитарное право»



Вс. Вишневский «Дневник военных лет»

А. Корольченко «Генерал Соболев»

Р. Шекли «Абсолютное оружие»

А почему нет?

-Там всё разрушено.

Мальчик задумался, потом сказал:$

Они, наверное, дворец и фонтаны разрушили, а наш домик цел. Зачем им наш домик?…Вечером мальчик показал матери два рисунка…на втором — развалины их дома, торчащие голые трубы, груда кирпичей!… Мальчик прижался к материнскому плечу и разрыдался…

Мама, зачем люди делают войну?»

Учитель: В МГП существует разделение объектов на военные и гражданские, и воюющие обязаны различать эти объекты.

Какие же существуют ещё нормы МГП? Прочтите самостоятельно текст «Основные нормы МГП» и запишите в тетради основные принципы МГП.

Обсуждение текста и составление схемы.

Принципы Международного гуманитарного права

Обращение с лицами,



В период вооруженного

оказавшимися во власти

конфликта ограничивается

неприятеля, должно быть

выбор методов и средств

гуманным

причинения ущерба

Вывод: МГП — это самостоятельная отрасль международного права, предоставляющая собой совокупность юридических норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны. Его главное предназначение — регулирование поведения участников международных и немеждународных вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов.

Учитель: Чтобы нам стало ясно, что все осознали лавную цель темы. Выберите эпиграф к теме и объясните, почему выбрали этот, как связан с темой.

а)«Благородно — сражаться и, если нужно, умереть за своё отечество. Не менее благородно и честно — проявить гуманность и сострадание к поверженному противнику или застигнутому сражением гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано»

Д.Робертс

б)Всё на войне противоречит понятию гуманности, и всё в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права заключается в том, чтобы примерить эти две крайности

О. Рюссбак

в)Судьбы цивилизации ставятся в зависимость от решения прежде всего проблем духовного характера.

А.Д. Сахаров

г)Старый девиз права войны: «Причини неприятелю весь возможный ущерб» уступил место новому закону: «Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем это требует цель войны».

Ж. Пикте

Далее ученики высказываются по поводу эпиграфа и учитель оценивает эти ответы.

Домашнее задание поразмышлять над вопросами:

Почему довольно часто МГП не соблюдается воюющими сторонами?

Война и право…Война — это всегда экстремальная ситуация. Она часто ассоциируется с хаосом и произволом. Имеет ли смысл пытаться установить для неё какие-либо правила?

Каково Ваше отношение к существованию в жизни правил МГП?