Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями

Сущность  домашней  учебной  работы  учащихся  и  ее  роль  в  овладении знаниями.

(слайд 1) Специальные исследования показывают,  что  проблема  повышения эффективности обучения может быть успешно  решена  только  при  условии, если  высокое  качество  урочных  занятий  будет  подкрепляться   хорошо организованной домашней работой  учащихся.  На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную  память.  Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть  требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет  она  также  для  воспитания  учащихся,   поскольку   способствует формированию  у  них  прилежания,  самостоятельности,  служит  средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, (слайд 2) домашняя  учебная  работа школьников является весьма важной составной частью процесса  обучения  и выступает  одной  из  существенных  форм  его  организации.  

(слайд 3) Домашняя   работа позволяет:

1.Комплексно планировать учебный материал по темам, в котором должны быть выделены узловые вопросы, предусмотрены типичные ошибки учащихся.

2.Формировать у школьников познавательных интересов.

(слайд 4) 3.Умелое сочетать рациональные приемы умственной деятельности школьников на уроке, что будет является основой формирования навыков самостоятельной работы с материалом.

4. Индивидуализировать домашнюю работу с учетом способностей, склонностей, интересов учащихся(задания, общие для всех учащихся класса, и задания на выбор, при этом ученик имеет право выбирать из ряда заданий одно, соответствующее его интересам).

(слайд 5) 5.Обучать подростков приемам самостоятельной учебной деятельности

(формировать умения учащихся пользоваться различными словарями, справочниками, другой научной литературой, формировать и развивать навыки самоконтроля у учащихся ).

Таким образом, домашняя  работа  по овладению   изучаемым   материалом   характеризуется   наличием  учебного   задания,   даваемого   учителем,   и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

(слайд 6) В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

индивидуальная;

групповая;

творческая;

дифференцированная;

одна на весь класс;

составление домашней работы для соседа по парте

В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки. О педагогическом значении проверки домашних заданий в своё время писала Н.К.Крупская: (слайд 7) «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».

(слайд 8) ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

1. Проверка тетрадей учителем.

2. Контроль выполнения домашнего задания на аналогичном материале в классе.

3. Контроль письменных и устных заданий отдельных учеников у доски.

4. Просмотр тетрадей с домашним заданием перед уроком ассистентами учителя.

5.Контроль самостоятельной работы по индивидуальным карточкам.

(слайд 9) 6. Непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если его активность вызвана его домашней подготовкой.

7. Взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием справочников, учебника, словарей).

8.Самоконтроль: сопоставление выполненной работы с оригиналом, воспроизведенным через мультипроектор.

Учитель, планируя урок, дважды включает работу над домашним заданием: (слайд 10) (слайд 11).

(слайд 12).Этап всесторонней проверки домашнего задания:

Задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

(слайд 13). Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные домашние задания учащимся.

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПА: однообразие уроков и методов опроса, отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого предмета.

(слайд 14). ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

. Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Требования к ее реализации:

Оптимальность объема и сложности домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации, повышение интереса к домашнему заданию.

(слайд 15) ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПА:

Информация о домашнем задании после звонка.

Большой объем и высокая сложность домашнего задания.

Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

(слайд 16) В содержании и организации проверки знаний учащихся наблюдаются серьезные недостатки:

Нередко проверка знаний ограничивается предложение воспроизвести текст учебника или вопросами, требующими односложных ответов учащихся.

Работа с учащимися, вызванными к доске или карте, проводится без активного участия остального класса: школьники не вносят исправлений и дополнений к ответам своих товарищей.

Ответы учащихся учитель не рецензирует.

Не соблюдается дифференцированный подход к учащимся в проверке знаний.

(слайд 17) Проверка подчас проводится только по содержанию предыдущего урока и не связана с повторением пройденного ранее.

Задания и вопросы к параграфам учебников, рассчитанные на самостоятельное осмысление материала, на проверку и самопроверку учеников, и развитие умений учащихся мало используются.

Дополнительные вопросы учащимся иногда не связывают с основной тематикой урока и служат лишь формальной проверке знания хронологических дат и исторической карты, в то время как они могут и должны быть направлены на повторение текущего материала.

Некоторые учителя спрашивают каждого ученика только 1-2 раза в четверть.

Иногда учителя затрачивают на проверку знаний свыше половины времени на уроке; это наносит серьезный ущерб изучению нового материала, усвоению которого в основном переносится на домашнюю работу школьников.

(слайд 18) Основные формы проверки домашней работы учащихся:

Вызов учащихся для развернутых ответов. Такие ответы играют особенно

большую роль в развитии у школьников устной речи, стимулируют тщательную подготовку рассказа по тексту учебника или по содержанию его иллюстраций. ( 5 класс методическое пособие).

Было бы ошибочно и вредно отказываться от вызова учащихся для развернутых ответов. Однако, эта форма проверки знаний, как и всякая другая, применяемая изолированно, имеет свои отрицательные стороны. Развернутое опрашивание учащихся на уроках в 5-6 классах, где у детей еще относительно слабо развиты речевые умения, занимают много времени.

Учитывая указанные недостатки развернутого опрашивания, передовые учителя сочетают эту форму опроса с привлечением внимания всего класса к разбору ответов и их дополнению.

Вызов учащихся для кратких ответов по наиболее существенным вопросам темы.

Кроме развернутых ответов у карты или доски учащиеся кратко отвечают с

места. Эта формы проверки учит школьников выделять главное в содержании урока и темы, кратко формулировать ответы. При этом можно за короткое время опросить многих учеников.

Однако вызов учащихся для кратких ответов имеет недостатки, если он

превращается в основную форму проверки знаний: появляется известный схематизм ответов и недостаточная конкретизация общих положений; у школьников ослабевает внимание к тщательной работе с текстом учебника;

снижается требовательность учителей к речи учащихся; оценки, выставляемые за краткие ответы, часто носят случайный характер, если они не выставляются не по совокупности ответов, данных на нескольких уроках.

Одна из важнейших форм вызова учащихся для ответов с места – привлечение школьников к дополнениям и исправления ответов своих товарищей. Обычно учащиеся в 5-6 классах проявляют при этом высокую активность, внимательно слушают ответы вызванных школьников и охотно вносят исправления и дополнения. Особенностью дополнений и поправок пятиклассников является их желание повторить одни и те же факты с небольшими вариациями. Постепенно рецензии ответов, при условии показа их приемов учителем и частых упражнений, становятся более содержательными. Учащиеся исправляют, уточняют и дополняют не только факты, но и обобщения в ответах товарищей, замечают нарушение правильной последовательности изложения, отсутствие вывода или его обоснования. Все реже восполняются мелкие детали рассказа; шестиклассники обращают внимание преимущественно на более существенные пропуски.

(слайд 19) Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях.

Например, учитель задает вопрос о военном состязании рыцарей, учащиеся

вынимают из конверта словарную карточку с надписью «турнир» и молча

показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знания учениками слов, связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос. Хорошо такую работу проводит при проверке знания хронологии.

Тестирование – имеет свои плюсы и минусы. Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса

истории);

- периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого

раздела и т.д.);

- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, фактособытийных, хронологических, синхронических). (диск 5 класс)

Известные положительные результаты приносит оценка домашних письменных работ в тетради учащихся: самостоятельно выполненной несложной схемы, составленного плана параграфа учебника, заполненной таблицы и т.п. обычно учитель выставляет оценки за ведение тетради в целом.

(слайд 20)

Работа по контурной карте.

Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания».

Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные, противоречивые вопросы. На таких занятиях можно привнести дух состязательности, разбив класс на команды.

Кроссворды, чайнворды, ребусы.

(слайд 21) (слайд 22) (слайд 23)

Практическая работа:

по группам: 1- исторический диктант. (слайд 24)

2 – шарады.

3 – быстрый ответ.

Шарады.0. Первый слог – здание для жилья. Второй – предлог. Третий — звук, издаваемый диким животным. Целое слово – дух покровитель дома. (ДОМ – о — ВОЙ).1. Первый слог — союз. Второй – часть, периода игры. Третий – союз. Целое – изображение святого. (И – кон — а).2. Первый слог — союз. Второй – человек, не имеющий никаких прав, ни собственности. Целое слово – коренной житель аравийского полуострова. (А- РАБ).3. Первый слог — символ верующих. Второй – разделительный мягкий знак. Третий – самая хвастливая буква алфавита. Четвертая – отрицательный предлог. (Крест – ь – я- не).4. Первый слог — овраг, обрыв. Второй – почтовый знак на конверте. Целое слово – место торговли(Яр – марка).Дать быстрый ответ.1. Военное состязание рыцарей (турнир)2. Человек, занимающийся обработкой земли (крестьянин)3. Кого называли «молящиеся» (духовенство, монахов)4. Государство арабов (халифат)5. Переведите на русский язык с немецкого слово «риттер» (рыцарь)6. Виды повинностей крестьян в пользу феодала (барщина, оброк, 1,10)

Таким образом, использование и сочетание разнообразных форм проверки знаний и умений помогают преодолеть слабые стороны их отдельных форм и тем самым обеспечивают осуществление всех функций проверки, повышают ее роль в образовании, развитии и воспитании школьников. (слайд 25)

1. Дать быстрый ответ.1. Военное состязание рыцарей (турнир)2. Человек, занимающийся обработкой земли (крестьянин)3. Кого называли «молящиеся» (духовенство, монахов)4. Государство арабов (халифат)5. Переведите на русский язык с немецкого слово «риттер» (рыцарь)6. Виды повинностей крестьян в пользу феодала (барщина, оброк, 1,10)2. Кто в истории носил эти прозвища?Бич Божий АттилаМолот Карл МартеллСчастливый ЛейфКороткий ПипинРыжий ЭрикБарбаросса Фридрих 1Защитник веры Салах ад Дин3. На территории, каких стран находятся города:Константинополь в ВизантииКаносса замок на сев. ИталииНовгород РусьАвиньон Франции4. Какие слова по — латыни означают:«Милость» индульгенция«Расследование» инквизиция«Всемирная» католическая«Правильно правящая церковь» православная5. Объясните происхождение этих слов Фреска – картина водяными красками по сырой штукатурке. Шедевр – лучшее творение образец изделия мастера.Сословия — большая замкнутая группа людей, объединенная по своим правам и обязанностям. Монахи – люди, целиком, посвятившие себя служению Богу. Дают обед отказа от мирской жизни. Живут в монастырях.6. Попробуйте объяснить, почему эти слова и выражения сохранились в истории и дошли до наших дней.ВандализмКруглый столРыцарьПуть в Каноссу7. Вписываем названия городов. 1.Знаменитый город, расположенный в двух частях света, за период средних веков дважды менял свое название. (Константинополь, Византия, Стамбул).2. К этому городу, бывшему когда – то столицей могущественного и громадного государств а, обращались взоры многих правителей, мечтавших возродить империю. (Рим)3. Вблизи этого города в Средневековье произошли 2 знаменитые битвы в 732 и в 1356. (Пуатье. Карл Мартелл в сражении нанес сокрушительное поражение арабам. Столетняя война между французами и англичанами.)4. Священный город иудеев, христиан, мусульман. (Иерусалим)8. Дайте определения:Учения, признанные церковью ложными. Еретик.Налог с населения в пользу церкви. Десятина. Крупные земельные собственники, владеющие землёй за службу. Феодалы.Мастера — ремесленники одной специальности, в одном городе. Цех. 9. Шарады.0. Первый слог – здание для жилья. Второй – предлог. Третий — звук, издаваемый диким животным. Целое слово – дух покровитель дома. (ДОМ – о — ВОЙ).1. Первый слог — союз. Второй – часть, периода игры. Третий – союз. Целое – изображение святого. (И – кон — а).2. Первый слог — союз. Второй – человек, не имеющий никаких прав, ни собственности. Целое слово – коренной житель аравийского полуострова. (А- РАБ).3. Первый слог — символ верующих. Второй – разделительный мягкий знак. Третий – самая хвастливая буква алфавита. Четвертая – отрицательный предлог. (Крест – ь – я- не).4. Первый слог — овраг, обрыв. Второй – почтовый знак на конверте. Целое слово – место торговли(Яр – марка).10.Читая каждую вторую букву и каждый второй знак препинания, вы узнаете, что говорил папа Урбан II на соборе в Клермоне в 1095 г. о Святой Земле. Слова отделены друг от друга.НЗпенмгльяи тга бтюечкент тмьоюлношкзощм Лии ммеадуокмг. нИмеиргунскаилтиьмб – гпшлхойдуокниочссннеейтшуикйц пфуяпч зеегмщлзих, тватьоюрэонйе раагйм.Ответ: Земля та течет молоком и медом. Иерусалим – плодоноснейший пуп земли, второй рай.

11.В этом квадрате вы должны найти 10 имен и слов, относящихся к истории Европы в раннее Средневековье. Они могут располагаться справа налево, сверху вниз, по диагонали (сверху вниз).

Ответы:Аларих, Аттила, бенефиций, Галлия, иммунитет, Карл, норманны, Рим, солид, франк.Замок!!! Барабан, башня, вал, донжон, замок, зубцы. Мост, ров, стена, тюрьма.

12. Постройте пирамидку из слов до 12 букв по истории Европы, каждое следующее слово на одну букву больше, чем предыдущее.