Судьба Прошки в произведении Мамин- Сибиряка Вертел

Тема урока: «Судьба Прошки в произведении Мамин- Сибиряка «Вертел»

Дидактическая цель:

- создать условия для осознания учащимися своих прав на основе текста произведения;

- активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно- коммуникативных технологий.

Цели урока по содержанию:

Образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством Д.Н. Мамин- Сибиряка;

- обеспечение целостного восприятия текста;

- обогащение чувственного опыта ребенка, основываясь на Всеобщую декларацию прав ребенка;

- учить сравнивать, обогащать, делать выводы.

Развивающие:

- создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков;

- формирование через литературное произведение нравственных понятий;

- развить умение высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся нравственные качества: сострадание и милосердие;

-способствовать формированию уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав ребенка;

- вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы обучения: эвристический, частично- поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (работа с рабочими тетрадями).

Средства обучения: тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер, рабочая тетрадь.

Оформление урока:

портрет Дмитрия Наркисовича Мамин- Сибиряка;

текст произведения «Вертел»

презентация «Вертел»

рисунки учащихся

Методические рекомендации к уроку

Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Разработка носит не только литературный характер, но и содержит в себе правовой аспект, позволяющий детям узнать и осознать значимость своих прав и свобод. Для того чтобы вызвать интерес учащихся к теме урока, т.к. ребята знакомятся с данным произведением еще в 4 классе, для определения цели используется прием « Привлекательная цель» (ответить на проблемный вопрос: « Чем вызвана смерть Прошки?» Дети должны прийти к выводу, что эту проблему можно рассмотреть в двух аспектах: а) с моральной, духовной стороны, б) с точки зрения права.

Урок проводится в форме ролевой игры. Как известно, в любой возрастной группе, а особенно в младших классах, предпочтение отдается коллективной деятельности, которая предполагает нестандартный, творческий подход к ее организации. Для игры класс делится на группы. Распределение происходило на предыдущем уроке, поэтому была создана целевая установка по созданию мотивации: внимательно перечитать текст, в зависимости от принадлежности к определенной группе обратить внимание на конкретные факты

Ход урока

ОНУ

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать сегодня вас на нашем уроке. Красиво сядьте и чтобы создать благоприятную эмоциональную атмосферу в нашем классе, повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу.

Вступительное слово учителя:

Ребята, обратите, пожалуйста свое внимание на эпиграф нашего сегодняшнего урока :

«Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство!» (Корчак Януш)

- Как вы понимаете данные слова?

Именно о детстве мы сегодня и будем с вами рассуждать на уроке, но наша беседа будет касаться не ясному и беззаботному детству, а трудному детству, которое затронул в своем произведении Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Кроме того, мы попытаемся с вами сравнить правовое положение сегодняшнего ребенка, и ребенка того времени, о котором нам повествует произведение «Вертел».

Актуализация знаний.

- Кто автор рассказа?

- Какие произведения Д. Мамина- Сибиряка вы читали ранее?

- Какое впечатление оказал на вас рассказ?

- Кто главный герой рассказа «Вертел»?

-Почему рассказ носит название «Вертел»?

Обсуждение названия произведение (слайд)2

ВЕ́РТЕЛ (др.-русск. вьртьлъ от «вертеть») — поворотный круг, сверло.

Работа над темой урока

Обратите внимание на тему урока. Попытайтесь самостоятельно определить цели нашего урока.

(Учащиеся самостоятельно должны прийти к выводу, что главный вопрос урока — чем вызвана смерть Прошки? Эти причины мы и должны определить)

Но для того, чтобы мы плодотворно с вами поработали, вспомним текст произведения и тем самым мы узнаем, кто самый внимательный читатель.

(Работа с рабочей тетрадью. Дети вставляют в текст пропущенные слова по памяти)

Проверка выполнения задания.

Итак мы выяснили, что будем рассматривать судьбу Прошки,

Вспомним, что помогает нам охарактеризовать и понять внутренний мир героя произведения? ( портрет, речь, отношение с другими героями, поведение, интерьер, где живет герой и др.) А для того, чтобы вы смогли быстрее найти все эти составляющие вы и были поделены на 3 группы:

1 группа- Какую работу выполнял в мастерской Прошка? Опишите рабочее место Прошки и интерьер в целом всей мастерской.

2 группа- «Психологи». Ваша задача:



- найти портрет, указать ключевые слова;

- рассказать о мечтах Прошки

- показать внутреннее состояние Прошки, когда он был в гостях у барыни и его состояние и поступки во время болезни.

3 группа – «Аналитики» вам необходимо содержательно ответить на вопрос: « Каковы причины смерти Прошки»

Время на подготовку 10 мин

Обсуждение вопросов по группам

Дополнительные вопросы

-Зачем в мастерскую привела своих детей богатая дама?

- Почему барыня так долго расспрашивала о Прошке?

- Что по мнению Прошки являлось причиной его тяжкого положения? Так ли Это?

Что же на самом деле погубило Прошку?



Что же на самом деле погубило Прошку нам поможет узнать мир волшебства. Добрые феи помогут собрать те качества окружавших Прошку власть имущих людей в волшебный ларец, которые могли спасти его.

1) Каждая группа получает словарик с ключевыми словами, определения этих слов они должны указать самостоятельно (работа с рабочей тетрадью)

Что могло спасти мальчика от смерти?

Словарь

Что погубило мальчика?

Целеустремленность — готовность к действию

Гордость- чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость — сострадание, соболезнование

Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа — бодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Ребята, скажите с чем у вас ассоциируется добрые чувства ?

Ответы детей ( солнце).Верно, с чем-то светлым и теплом.А плохие качества, которые погубили мальчика? ( с тучкой, которая закрывает это доброе солнышко)

2) Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами (Работа с рабочей тетрадью).

Что у вас получилось?

Что могло спасти мальчика от смерти?

Словарь

Что погубило мальчика?

Жалость

Милосердие

Сила духа

Чуткость

Гордость- чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость — сострадание, соболезнование

Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа — бодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Равнодушие

гордость

Работа с книгой «Ваши права».



Итак, мы с вами разобрались, что погубило Прошку, но сделали мы это с моральной точки зрения. Вначале урока я вам говорила, что мы попробуем сопоставить правовое положение сегодняшнего ребенка и нашего героя. Поэтому на данном этапе мы с вами постараемся определить, какие права ребенка современного времени не были даны Прошке, а поможет нам это сделать Конвенция прав ребенка. Итак, внимание на экран (презентация Декларация прав ребенка)

- Итак, ребята, давайте перечислим, какие же права вы имеете? (Работа с рабочими тетрадями)

* Дети перечисляют, а затем учитель раздаёт памятку для учащихся «Права, которые у меня есть».

- Были ли эти права у Прошки? Каков результат?

Рефлексия. Подведем итоги нашего урока 12-летний Прошка угасает в темной, душной мастерской»от ничтожной пыли, дурного питания и непосильной работы» И вот в мастерской, желая купить граненые камни, появляется с двумя детьми богатая дама Анна Ивановна. Она принимает будто бы искренне участие в судьбе Прошки, приглашает его к себе в дом. Но все это одна видимость человечности. Оказывается, «благодетельница» преследует свои цели: ей хотелось, чтобы своим трудолюбием и терпением Прошка помог ее изнеженному сыну Володе исправиться от «припадков барской лени» Прошка все это видит и чувствует. Он видит и разительный контраст между жизнью рабочих и господ и еще больше страдает.

- Что же побудило писателя к написанию рассказа «Вертел»?

- Чему учит рассказ Мамина- Сибиряка?

- Что нового вы узнали для себя?

Попытаемся отразить отразить наше отношение к уроку, через следующие критерии (работа с рабочей тетрадью):

Имя существительное- определяющее тему

Два прилагательных – описание темы

Три глагола – название действий

Четыре слова6 фраза- отношение к теме

Образ- метафора, суть, смысл, синоним темы.

Учитель: Добрые феи помогли нам собрать в волшебный ларец качества человечности, которые могли спасти мальчика. Я вам хочу подарить каждому частичку доброты и радости. ( учитель дарит мягкие сердца детям)

Читает стихотворение:

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье любого другого

Одно удовольствие,

Честное слово.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!