Струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра

Кутырева Валентина Александровна

учитель музыки

ГБОУ школа №523

г. Санкт-Петербурга

Инструменты симфонического оркестра.

Струнно-смычковая группа

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с тембрами струнных смычковых инструментов.

2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность.

3. Расширение кругозора учащихся.

Задачи:

Обучающая: научить анализировать тембры музыкальных инструментов

Развивающая: развить эмоциональную отзывчивость.

Воспитательная: побудить детей к общению с музыкальным искусством.

Вырабатываемые умения и навыки:

1. Учащиеся должны определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипку, альт, виолончель, контрабас, флейту, гобой, кларнет, фагот, трубу, тромбон, валторну).2

2.Уметь найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром.

3.Уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).

Оборудование и материалы:

музыкальный центр, мультимедиа, экран, набор карточек “Музыкальные инструменты”, иллюстрации, таблица эпитетов.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление новых знаний.

5.Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.

6.Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент

Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала

3. Скажите, пожалуйста, что такое тембр?

-Это окраска звука.

-Правильно. Сегодня мы познакомимся с тембрами трёх инструментов. Ребята, а кто мне скажет, что такое «симфоническая музыка»? (это музыка, которую исполняет симфонический оркестр)

- В Древней Греции оркестром называлось место перед сценой, на которой во время спектакля помещался хор. Позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие музыкальные произведения. Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестр. Какие оркестры вы еще знаете?

- Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр

Аудиозапись звучания симфонического оркестра.

-Как вы думаете, много инструментов в симфоническом оркестре? (ответы детей)

-Да, в симфоническом оркестре много инструментов. И все они делятся на группы.

Инструментов знаем много музыкальных,

Голос каждого – особый, уникальный.

Музыканты долго думали: “Как быть?”

И решили всех по группам разделить,

Чтоб не путались в оркестре никогда

И садились сразу на свои места.

ервая группа, с которой мы познакомимся – струнно-смычковая.

-А кто мне скажет, почему инструменты так называются? (ответы)

- Самая изящная из струнных - это красавица скрипка. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на ней, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки».

-Скрипка, альт, виолончель и контрабас похожи, как близкие родственники и живут они дружной семьей.

-Извлечь звук из этих удивительных инструментов можно щипком. Такой прием игры называется пиццикато, но это не главный способ игры на них, он употребляется лишь изредка. Волшебный звук рождают эти инструменты, когда музыкант прикасается к струнам смычком — гибкой деревянной тростью с прикрепленным к ней пучком конского волоса, который берут из хвостов белых лошадей.



- Хранят и переносят струнные смычковые инструменты в футляре. В нем хранится много интересных, необходимых музыканту вещей. Вот кусочек душистого, клейкого вещества. Это канифоль, ее получают из смолы хвойных деревьев. Перед выступлением волос смычка натирают канифолью.

-Рассказ о струнно-смычковых инструментах не будет полным, если мы не вспомним о мастерах, которые трудились над их изготовлением. Не сразу семейка приобрела свою изящную форму. Мастера долго искали сорта дерева, лак, толщину резонатора, длину грифа. Самые совершенные инструменты создали мастера, жившие в итальянском городе Кремоне в ХVIVIII веках. Это Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Самый старший из них Н. Амати. Изготовлением струнно-смычковых занимались и его сыновья. Они же выучили А.Страдивари и Д.Гварнери, которые тоже передали свое мастерство сыновьям. В течение двух веков шли поиски самого совершенно, самого певучего инструмента. Их скрипкам, альтам и виолончелям уже более 200 лет, а лучших не могут сотворить. Уже просчитали на компьютерах все размеры, химики вычислили формулы лака, но ничего не помогает. Очевидно, кроме размеров, сортов дерева и формул, главным секретом этих мастеров была великая любовь к своему делу и чистая душа, которую они щедро отдавали своим «чадам».

-Давайте, посмотрим и послушаем, как звучат и как выглядят струнные смычковые инструменты.

Видеопрезентация: http://vk.com/video56464226_164007852

-Ну, вот мы и познакомились со струнными смычковыми инструментами.

4. А теперь вспомним, как они называются

Струнно-смычковых – большая бригада.

Я вам открою секрет:

Не смогут звучать инструменты, как надо,



Если…( смычка)… рядом нет.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.

Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив! В них – радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка)

Я больше скрипочки размером. Мой голос ниже – но знай меру!

Меня ты на плечо кладешь и по струне смычком ведешь… (альт)

Звук напряженный, сочный, певучий,

Сладко-таинственный, плавно-тягучий.

Ножкою острой стоит на полу.

Место в оркестре ей – в правом углу.

Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)

Представьте себе великана такого:

Доброго, толстого, очень большого,

Звучит его голос солидно и плавно,

Так густо, насыщенно – право же, славно!

Назвать его имя – заданье для вас.

Зовут музыканты его… (контрабас)

Игра «Будь внимателен!»:

Звучит ритмичная музыка, дети танцуют.



На каждую паузу учитель называет какой-нибудь инструмент, имитируя игру на нем, а дети должны повторить и развить показ. После третьего или четвертого проведения ведущая начинает путать детей: называет один инструмент, а показывает другой. Дети должны быть внимательны, изображая игру на называемом инструменте, а не повторяя неверные движения учителя.

-Молодцы, никто не ошибся! И ещё одна игра на внимательность.

Игра “Склад музыкальных инструментов”

Учитель: На склад привезли целую партию музыкальных инструментов – только что с фабрики, все в коробках и ящиках. Но туда забрался шаловливый котенок, который изорвал в клочья все этикетки с названиями инструментов. Ребята, нужно помочь кладовщику разобраться. Давайте сложим названия инструментов, поставив буквы в нужном порядке. Детям даются наборы букв, из которых надо составить названия инструментов, например: Ирксапк, тьал, нолоивечьл, ртноксба

-Молодцы! И с этим заданием вы справились!

Разучивается песня «Веселый музыкант». Муз.Филиппенко.

Дети изображают игру на скрипке

-Вот и закончилось наше путешествие в страну музыкальных инструментов. Что же вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вам понравилось? Кто был самым активным? (раздаются призы)

Домашнее задание: нарисовать струнно-смычковые инструменты