структура модуля урока Общие свойства кислот 8 класс

СТРУКТУРА МОДУЛЯ

Тема: « Общие свойства кислот»

УЭ-0. Цели изучения модуля.

УЭ-1. Входной контроль.

УЭ-2. Состав и классификация кислот.

УЭ-3. Качественное определение ионов водорода в растворах кислот.

УЭ-4. Химические свойства кислот.

УЭ-5. Выходной контроль.

УЭ-0. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ. Изучив данный модуль, вы должны

Знать:

Различие и сходство в составе кислот;

Физические свойства кислот;

Типы химических реакций, характерных для кислот;

Области применения кислот;

Названия и формулы кислот.

Уметь:

Составлять формулы кислот;

Составлять уравнения реакций, отражающих химические свойства р-ров

кислот;

Качественно определять ионы водорода, используя практические умения.

На доске записано название модуля — «Общие свойства кислот». Начинаем с актуализации знаний учащихся, постановки учебных целей. Знакомим учащихся с содержанием модуля по карте самоконтроля и самооценки по данной теме и обращаем их внимание на то, что они доджны знать и уметь.

ЦЕЛИ УРОКА: Дать понятия о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признакам, охарактеризовать общие свойства кислот в свете ионных представлений. Прививать исследовательские навыки.

После этого предлагаем выполнить задания из входного контроля.

УЭ-1. Входной контроль.

Выполните задания.

1.Ряд формул, в котором все вещества — кислоты:

A.ZnO, СаС12, HC1

Б. HN03, H2S04, H3PO4

B.NaOH, H2C03, H2S.

2.Число формул кислот в следующем списке: H2C03, Fe(OH)3, КОН, H2Si03,MgO, HCI, BaSG4 -равно:

А-1.Б-2.В-З.Г-4.

3.Общая формула кислот выражена условной записью:

А. М(ОН)х, Б. НхКО В.ЭхОу , где М- металл, Э- элемент, КО- кислотный остаток.

Формула кислоты, в которой заряд иона кислотного остатка равен 3″: A.HCI. B.H2S04. B.H3PO4. Г.HNOs.

Соотнесите Формула оксида:

l.N205, 2.С02, 3. S03.

Формула гидроксида:

А.H2S04. Б. H2S03. B.HN03. Г.Н2С03.

Ответы сдайте учителю для проверки.

После успешного выполнения входного контроля учащиеся начинают работу над учебным материалом с использованием учебника (Габриелян О.С. Химия-8. — М.: Дрофа, 2007.), а модульная программа управляет работай с учебником.

УЭ-2. Состав и классификация кислот.

Цель: Обогатить представление об особенном, единичном и общем в составе кислот.

Руководство к усвоению материала.

Внимательно прочитайте в учебнике о составе кислот (стр. 209) и ознакомьтесь с классификацией кислот (таблица 10 стр. 210). Заполните в тетради схему:

Орхаректиризуйте кислотыh2c03

Закончите существительные уравнения реакций mg hc1

Орхаректиризуйте кислотыh2c03

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

Что общего в составе кислот?

Какие вещества называются кислотами? (определение запишите в тетради).

По каким признакам можно классифицировать кислоты? (обсудите ответ в коллективе).

УЭ-3. Качественное определение ионов водорода в растворах кислот.

ЦЕЛЬ: Сформировать представление об индикаторах; исследовать действие индикаторов на растворы кислот.

Руководство к усвоению материала:

Выполните лабораторный опыт 1

Для исследования отлейте в 2 пробирки по 2мл. соляной и серной кислот. Добавьте к ним

2-3 капли р-ра лакмуса (1 вариант), метилоранж (2 вариант). Обсудите результаты





опытов в коллективе. Оформите результаты в виде таблице.

кислоты

метилоранж

лакмус

соляная

серная

Ответьте на вопросы: Почему индикаторы одинаково изменяют окраску в р-рах разных кислот ?

УЭ-4. Химические свойства кислот.

ЦЕЛЬ: Изучить общие свойства кислот и экспериментально подтвердить

указанные свойства.

Руководство к усвоению материала:

Прочитайте о свойствах кислот в учебнике стр. 211. Законспектируйте в тетради.

Исследуйте свойства кислот, выполнив лабораторные опыты.

Лабораторный опыт №2 В две пробирки опустите цинк и медь. Прилейте к ним

соляную кислоту.

Ответьте на вопрос: Какие металлы вступают в реакцию, а какие нет?

Составьте уравнения реакций.

Лабораторный опыт №3 В пробирку налейте 2-Змл. р-ра гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Раствор приобретает малиновый цвет. Затем прилейте р-р соляной кислоты до обесцвечивания.

Обсудите с соседом наблюдаемые явления. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Лабораторный опыт №4 В пробирку поместите оксид меди и добавьте р-р соляной

кислоты. Нагрейте.

Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

Лабораторный опыт №5 В пробирку поместите карбонат натрия и добавьте 2-3 мл. р-ра соляной кислоты.

Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Обсудите с соседом результаты опытов. Проверьте записи друг у друга.

УЭ-5. Выходной контроль.

ЦЕЛЬ: Повторить и обобщить знания о свойствах кислот, выявить степень усвоения учащимися материала модуля «Общие свойства кислот».

Руководство по усвоению учебного материала.

Вернитесь к УЭ-0. Вспомните цели модуля, повторите содержание учебных элементов по

записям в тетради. Подготовьтесь к тестовому контролю.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ЧАСТЬ А.

1.(2балла) Пара формул веществ, реагирующих с раствором серной кислоты:A. Zn и СаСОз Б. Ва(ОН)2 и Си. В. С02 и MgO.

2.(2балла) В уравнении реакции:X + H2S04 = Na2S04 + 2H20

Веществом X является вещество с формулой: A.Na. B.NaOH. В. Na20 Г. NaCI

3.(2балла) Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом:А. СиО и Н20. Б. СаО и НС1 В. С02 и HN03.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом.

. 4. (8балов) С какими из перечисленных веществ вступает в реакцию раствор серной кислоты: оксид магния, ртуть, гидроксид меди (2) , оксид серы (4), хлорид бария? Составьте уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.

5. (ббаллов) Закончите уравнения возможных реакций:

A)Mg + HC1

B)Ag + H2S03

B)HN03 + Ca(OH)2Г) H2S04 + FeO

В процессе индивидуальной работы уч-ся предлагаются задания (уровень А и В). В уровень А включены задания, основная цель которых состоит в том, чтобы направить работу уч-ся на овладение знаниями на уровне воспроизведения. Уровень В включает задания, предусматривающие свободное самостоятельное оперирование знаниями и умениями.