Строкиопалённые войной

Строки, опалённые войной

Тип урока: музыкально-литературная композиция( 8 класс)

Оборудование: портреты поэтов и писателей военных лет, фонограмма песен В.Высоцкого, эпизод фильма «Ленинград».

Цель: Вспомнить стихи о Великой Отечественной войне. Вспомнить события войны. Почтить погибших и живых участников Великой Отечественной войны.

Ход урока

Вступительное слово учителя. В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданием миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: « Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше, чем полвека?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину?

Песня В.Высоцкого « Он не вернулся из боя»

Слово учителя. Как много раз приходилось слышать эти слова нашим соотечественникам. Но всем хотелось верить в то, что ушедшие на фронт сыновья, отцы, братья обязательно вернутся домой. Нужно было только ждать. К.Симонов в 1941 году написал стихотворение необычной судьбы « Жди меня». Немудрёные , казалось бы ,строки узнала и полюбила вся страна. Это был крик души всего народа. В тылу женщины плакали над этими стихами. Однако, редактор газеты 44 армии И.Кокарев, которому Симонов первому предложил опубликовать стихотворение, ответил отказом « стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое».

К.Симонов «Жди меня» (читает ученик)

-Скажите, ребята, почему бойцам было важно знать, что их ждут?

-Почему стихотворение стало таким популярным?

5. Из воспоминаний генерала Духанова (читает ученик)

6.Б.Окуджава «До свидания, мальчики» (читает ученик)

7.Отрывок из фильма «Ленинград»

8.Слово учителя. Не легка была судьба блокадного Ленинграда. Отрезанные со всех сторон люди смотрели смерти в лицо, но не теряли веры в справедливость и надежды на освобождение.

9.О.Берггольц «Разговор с соседкой» (читает ученик)

-Ребята, что вы знаете о блокаде Ленинграда?

-Что доказал советский народ, выдержав блокаду?

10.Слово учителя. Скатов писал о творчестве А.Ахматовой: « В военных стихах её поражает отсутствие неуверенности, сомнения, казалось бы, столь естественных в таких тяжких условиях…У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять».

11.А.Ахматова «Мужество» (читает ученик)

-Что такое мужество?

-Помогло ли мужество советскому народу в борьбе с фашизмом?

11. «Я знаю никакой моей вины…»

12.Е.Винокуров «Москвичи» (читает ученик)





-Ребята, а что вы знаете о войне?

-Может быть , кто-нибудь из ваших близких сражался за Родину или трудился в тылу

13. Слово учителя. Война унесла жизни 28 миллионов наших соотечественников. Это невосполнимая потеря. Погибли лучшие, отдав свои жизни за наше благополучие.

14. С.Орлов «Его зарыли в шар земной…» (читает ученик)

15.Слово учителя. Очень важным для солдата было письмо домой, но не всегда оно находило адресата, а иногда доходило уже тогда, когда отправителя не было в живых.

16. Письмо П.Яблочкина (читает ученик)

-Ребята, скажите, почему мы должны помнить о войне?

- Что нам дают эти воспоминания?

-Как мы должны жить дальше?

17.Песня В.Высоцкого «Братские могилы»

« Я не умер, мама…»

Мама. На отдыхе я. А поэтому есть время с тобой поговорить. Очень жаль, что разговор наш будет последний. Хорошо бы ты это письмо никогда не получала, а дождалась бы меня. Я напишу его и буду носить на груди, если убьют, хоть и запоздало, но всё же мы с тобой, как раньше, потолкуем вдвоём.

Я ушёл на время от вас. Ты не плачь, мама! Я тебя только прошу о сыне -об Алёшке. Ведь у него тогда и отца не будет. Погладь ты его по голове, сказку ему расскажи и за меня поцелуй.

Вот уже год, как я из плена бежал. А за полгода в плену чего я не видел!.. Мама, трудно представить и голове поместить. Я как вспомню, так думаю, будь они слова, чтоб выругать, трудно для них подобрать. Стариков, пожилых стариков аккуратно друг против друга рядами по пояс зарывали, паклю расстилали меж них. Облив керосином и из пламя услышав душу раздирающие вопли, проклятые, они деревянно, как идолы, все хохотали.

Мама.

Таких ребятишек, как Алик, из рук матерей вырывали и тут же, взявши за ноги, с размаху в колодец бросали.

Я и в Бога не верил, ты, мама, знаешь. Но в эти минуты душою всею просил, чтобы не лопнули нервы. Многие из нас не могли устоять, падали или на помощь бросались, им в ноги стреляли и тут же плетьми с них одежду снимали. Солью, как мясо, тела методично обливали водой, чтоб память пришла, посыпали и, разъярившись, как звери, уже мёртвых они на куски разрубали.

Мама, ты не плачь. Я не умер, а ушёл от вас, мама, как многие ушли, такие же, как я.

Мама, вот кончится война, подлечит глубокие раны страна, и снова вольготно народ заживёт. Глядишь, и мой Алик школу кончит, на машиниста учиться пойдёт.

Стройте, живите, трудитесь, учитесь и, если вы нас хотите почётней почтить, раны войны залечите, для всех счастливую жизнь создайте.

Прощайте, Алик и мама. Обоих крепко целую. Я засиделся. Иду отдыхать. Товарищи мои- чудо войны спят.

Ваш Яблочкин Павел.