Строение клетки

Тема: «Строение клетки»

Цель урока:

создание условий для изучения строение растительной клетки и значения ее частей;

развитие умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

воспитание аккуратности в работе с оптическими приборами, самостоятельности и эстетического вкуса.

Задачи:

Познакомить учащихся со строением и многообразием клеток в живом организме;

Вырабатывать первоначальные навыки умения готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами для изучения строения клетки;

В ходе исследовательской работы сформулировать вывод о строении растительной клетки.

Оборудование:

микроскопы, наборы лабораторного оборудования (микролаборатория), микропрепараты, компьютер, проектор.

Ход урока

«Итак, с чего же мы начнем, мистер Сайрес?

спросил Пенкрофт на следующее утро.

- С самого начала, — ответил Сайрес Смит»

Жюль Верн.

I. Организационный момент

II. Проверка пройденного материала

Началом организации любого живого организма является клетка. Начнем и мы с вами с самого начала…

Можем ли мы увидеть клетки невооруженным глазом?

Почему?

Какие приборы мы можем использовать?

Из каких частей состоит микроскоп?

«Строение микроскопа» (слайд №4 электронного учебного пособия по природоведению раздел «Живая природа», тема «Строение клетки»)

Ребята по очереди выходят к компьютеру и определяют в электронном пособии название частей микроскопа.

III. Изучение нового материала

На прошлом уроке, рассматривая препарат листа герани, вы увидели маленькие кирпичики – клетки растений. Сегодня мы узнаем строение и значение некоторых клеточных органоидов.





(слайд №1 электронного учебного пособия по природоведению раздел «Живая природа», тема «Строение клетки»)

Ребята, предлагаю вам самим приготовить микропрепарат и рассмотреть органоиды клетки в микроскоп, выполнив практическую работу. Помните, что растительные клетки очень малы и рассмотреть их внутреннее строение можно только при увеличении в 180 – 220 раз. Части клетки прозрачных объектов видны лучше, если их окрасить раствором йода.

Перед тем как начать приготовление микропрепарата, повторите правила работы с микроскопом (работа в парах).

Учащиеся делятся на группы по два человека.

Практическая работа № 4

“Строение клетки кожицы лука под микроскопом”

ХОД РАБОТЫ

Задание:

Снимите с мясистой чешуи лука прозрачный кусочек кожицы и положите на чистое предметное стекло. Расправьте, чтобы не было складок и морщин.

Окрасьте препарат раствором йода. Для этого с одного конца микрообъекта капните йод.

Рассмотрите строение растительной клетки, найдите ее основные части (оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком).

Зарисуйте клетку, сделайте подписи к рисунку.

Сформулируйте вывод.

ВЫВОД:

Организмы состоят из клеток;

Клетки разнообразны и выполняют разные функции;

Клетки имеют сложное строение. Большинство клеток имеют цитоплазму, ядро и оболочку.

I V. Закрепление пройденного материала

«Чьи это клетки?». Определите, какому организму принадлежат клетки: растению или животному.

(слайд №3 электронного учебного пособия по природоведению раздел «Живая природа», тема «Строение клетки»).

V. Домашнее задание.

Изучить статью “Большой мир маленьких клеток” стр. 100 – 101; выполнить задание на стр. 103.