Страна и люди в процессе модернизации

История России, XX век

11 класс

Открытый урок по теме:

«Страна и люди в процессе модернизации»

Цель:

Раскрыть социальные, экономические, политические противоречия в развитии России накануне 1 мировой войны; выяснить причины, помешавшие модернизации России;

Развивать навыки сравнения, сопоставления, анализа, логического мышления ( Россия и развитие европейской страны );

Воспитать сопереживания, сопричастности к судьбе России;

Воспитание чувства гордости за русскую науку и культуру в начале века.

Таблицы: «Среднегодовые цены в 1913 г. В Москве; «Среднегодовая зарплата в 1913 г.; «Достижения русской науки и культуры».

На доске написаны тема урока, план, эпиграф «Россия, которую мы потеряли». С.Говорухин.

Тема нашего урока звучит так: «Страна и люди в процессе модернизации». Иначе мы можем назвать её: «Россия, которую мы потеряли». Так назвал Россию того периода известный российский режиссёр С.Говорухин.

Цель нашего урока, выяснить какую Россию мы потеряли и почему. Мы будем исследовать период с 1900 по 1914 г.

Рассматривать тему мы будем по следующему плану:

Экономические развитие России в начале века:

Развитие промышленности;

Состояние с/х.

Социальная структура: тенденции и противоречия.





Серебряный век русской культуры.

Политическое развитие: новые веяния и старые подходы.

Итоги.

Давно хрестоматийными стали слова знаменитого русского поэта прошлого века о нашей Родине:

Ты и убогая

Ты и обильная

Ты и могучая

Ты и бессильная

Матушка – Русь!

( Н.А. Некрасов)

Сколько противоречий содержится в этих строках: убогая, обильная, могучая, бессильная. Известны нам также строки А.Блока:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои…

А некоторым нашим современникам Россия виделась иной. Она представляется им богатой и цветущей страной, едва ли не самой свободной и процветающей, экономически развивающейсятак быстро, что впору наступать на пятки самой Америке. Какой же в действительности была Россия в 1914 году? Кому верить?

Не секрет, что даже в наших школьных учебниках отдельные вопросы трактуются по-разному. Поэтому ребята получили задание изучить тему по разным источникам, чтобы иметь более полное представление. И раскрывать тему они будут с противоположных позиций. Я думаю, что ребята покажут нам страну поразительных контрастов, острейших общественных противоречий, но как правило, упущенных возможностей. Приступаем к раскрытию 1 вопроса «экономическое развитие России»./ Муканов Р., Сараева С., Василькина Е., Муханбетов Р. Доказывают, что Россия была развитой. Их оппоненты: Соловьёва К., Гайниев Р., Барабанов В., Муканов Р./

Примерно это выглядит так:

Вопрос «Экономическое развитие России»