Стимулирование познавательной деятельности учащихся 5 класса при помощи игровых приемов

Стимулирование познавательной деятельности

учащихся 5 класса при помощи игровых приемов и ситуаций на уроках

Покутнева Н. И.

учитель МБОУ « Боброводворская СОШ»

Залогом успеха в обучении и развитии познавательной деятельности является интерес учащихся к предмету. Интерес школьника к учению рассматривается как самый сильный фактор обучения, однако учеба с помощью игр- это не уступка ленивому ученику, чтобы повеселить его и, тем самым, заставить учиться. Во время обучения ученик должен получать удовольствие. Таким образом, математику нужно представлять не как систему истин, которые нужно заучивать, а как систему рассуждений, предполагающую творческое мышление. Очень сложным является умение заинтересовать математикой. Целенаправленное включение игры в тот или иной этап урока, способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, работоспособность, упорство, игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения создает условия для появления радости, удовлетворенности, чувство коллективизма. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные приобретают определенные знания, умения и навыки. Учитывая возрастные особенности детей, у учащихся 5 класса еще сильна потребность в игре. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

Математические игры для учащихся бывают:

Деловые игры, время которых может занимать весь урок или несколько занятий;

дидактические игры;

логические игры;

ролевые игры на уроке (например « В гостях у Мойдодыра», различные инсценировки, связанные с изучаемым материалом. Например: например «Суд над сигаретой» );

игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН).

Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но может с умом пользоваться ее богатствами.

Начинаю знакомство учеников с математикой нестандартно, в занимательной форме. На «машине времени» отправляемся на экскурсию в историю математики. Учащиеся выступают с сообщениями по темам:

1.Что такое математика;

2.Как появились цифры;

3.Что мы знаем о нашей системе счисления;

4.История развития счета.

Учащиеся представляют инсценированный рассказ «Числа великаны». Например: миллион-много это или мало? Чтобы прочитать миллион листов, читая ежедневно по 8 часов непрерывно, прочитывая каждый лист за 6 минут, то потребуется 40 лет. Классное помещение протянется на 160 км, если на каждую парту посадить по 2 ученика, а парты поставить в два ряда. Вот что такое миллион! Вот почему его называют великаном!





При изучении математики в 5 классе на различных этапах урока применяю различные дидактические игры. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в нужное русло. Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников. Этим обусловлена необходимость накопления дидактических игр.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание доступно пониманию школьников.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она должна развивать математическую зоркость и внимание.

3. Дидактический материал должен быть удобен в использовании.

4. При проведении игры в форме командных соревнований, построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», « Звёздный час» и других, должен быть обеспечен контроль за результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

6.Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

7. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

8. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.

9. Игру нужно закончить на уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Игра остается одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает педагогам избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия.

Игровые ситуации использую на различных этапах урока. Например:

1.Найди ошибку;

2.Какое слово лишнее;

3.Угадай,кто из сказочных героев не хотел учиться? Для этого выполни действия и расшифруй имя этого героя;

4.Вычисления по схемам;

5.Задачи в стихах.

Изучение теоретического материала по математике всегда было скучным для учащихся. Для отработки этого материала предлагаю заполнить учащимся кроссворды по различным разделам математики .

При изучении темы « Действия с натуральными числами» провожу экскурсии в природу. В связи с экскурсиями в природу, дети научились определять приблизительный возраст молодых сосенок. Выполняя действия с натуральными числами, учащиеся узнали о продолжительности жизни отдельных пород деревьев, о пользе, которую может дать живое дерево, о пользе птиц, живущих в наших лесах, о видах рыб, с которыми дети чаще всего встречаются. Такие экскурсии знакомят учащихся с числовыми данными познавательного характера но и воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Для индивидуальной работы предлагаю логические задачи (арифметические ребусы). Решение этих задач требует особой внимательности. Здесь очень важным является прослеживать нить рассуждений и выводов. Обобщающие уроки по темам провожу в виде уроков — соревнований, уроков — конкурсов, уроков — путешествий, уроков — КВН).

Что больше всего на свете любят дети? Ну, конечно же, сказки и интересные истории. Детей нужно развлекать интересными историями, сказами, не забывая при этом связать их с математикой. Конечно же, нам всегда не хватает времени для того, чтобы использовать все приемы, которые нам так необходимы. И все же нельзя лишать детей радости; уделите им несколько минут, и они оценят это, запомнят занимательные математические истории на всю жизнь. Это прививает любовь к математике, стимулирует познавательную деятельность учащихся.