Стили работы лидера

Скворцова Елена Анатольевна,

методист 1 квалификационной категории

МБОУ ДОД Центр детского творчества

р.п. Красные Баки Нижегородской обл.

Лидерство.Стили работы лидера

(занятие с детским активом школы «Лидер»)

Цель : знакомство с понятием «Лидер» и основными стилями работы лидера.

Задачи:

Изучение качеств лидера и способов воздействия на людей

формирование элементарных навыков и умений в выборе стиля работы

Оборудование : таблички, с качествами лидера; часы с секундной стрелкой; разноцветные бумажные фигуры произвольной формы; белые листы и фломастеры.

Ход занятия

Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня мы собрались на очередном занятии школы «Лидер». Тема нашего занятия «Лидерство. Стили работы Лидера».

Начнем мы с вами с определения готовности к занятию «Моя минута». Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Прошу всех сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и по моему сигналу начать отчитывать про себя 1 минуту, то есть считать до 60, те, кто выполнит задание, открывают глаза.

Каждый из нас, присутствующих здесь является лидером своей школы. Уверена, что многие согласятся со мной, всю жизнь каждый из нас должен учиться, сам гореть и зажигать других. Какое бы вы дали определение лидеру? ( высказывания детей)

Лидер – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. А какими качествами должен обладать лидер, которые бы позволили человеку быстро, надежно, уверенно организовать единомышленников на выполнение какого – либо дела.

Качества лидера:

компетентность

активность

инициативность

общительность

сообразительность

настойчивость

самообладание

работоспособность

наблюдательность

самостоятельность

организованность

Одно из самых важных качеств лидера – умение общаться с людьми, заинтересовать, повести за собой. В процессе общения лидер способствует достижению результата. Каждому из нас было бы приятно услышать о себе такие слова: обаятельный человек, интересный собеседник, именно человек раскрывается в общении. А какое бы вы дали определение слову общение? (высказывания детей). Общение — это обмен действиями и поступками мыслями и чувствами, людей их взаимовлияния друг на друга и также процесс самосовершенствования каждого человека. Общение это не только разговор между людьми. Психологи утверждают, что лишь 7% информации человек получает через слова, остальные 93% — невербальным способом (жесты, мимика, выражение глаз, походка, интонация голоса и др.) но если перед вами стоит определенная цель, задача, то вы должны построить намеченного общения так, чтобы достичь намеченного.

Упражнение «Живое кольцо»

Я прошу встать в плотный круг. Задача пленника — выйти из круга, обращаясь к какому – либо одному, найти волшебное слово, чтобы тот его пропустил. Имеется ввиду, приятно данному лицу и побудило бы его уступить «пленнику». Если он не уступает, приходиться обращаться к другому.

Есть разные виды людей. Одни общительные, легко идущие и устанавливающие контакты с людьми, другие наоборот.

Сейчас мы узнаем это с помощью следующего упражнения.

Упражнение «Слепые»

По моему сигналу все участники закрывают глаза и начинают двигаться по комнате. Также по моему сигналу открываете глаза и фиксируете свое месторасположение, где и с кем вы оказались. Так несколько раз.

Результаты : те ребята, которые двигаясь по кругу и держась рядом с другими участниками – общительные, которые ходили отдельно от всех, двигаясь по краям, периметру помещения – малообщительные.

Я прошу обратить внимание, что у нас есть разноцветные фигуры. Я вас прошу подойти к той цветной фигуре, которая в данный момент отвечает вашему эмоциональному состоянию, настроению. Сделать это надо самостоятельно, ни с кем не советуясь. Ученые доказали, что каждый цвет оказывает на человека определенное психофизическое воздействия.

Красный – помогает несколько согреться, активизировать свою деятельность.

Зеленый – позволяется успокоиться, отдохнуть.

Синий – вызывает ощущение прохлады, помогает преодолеть эмоциональную вспышку.

Наконец мы определились с выбором цвета и у нас образовались группы. Вы сейчас рядом с теми. Кто чувствует себя примерно также, как вы. Поэтому я думаю, вам будет легче найти общий язык между собой, понять друг друга и прийти к общему решению.

Ребята у вас я думаю, есть свое счастье и радость. Но я убеждена, что всегда они имеют душу, свое лицо, свой путь. Счастье и радость нельзя купить, но их можно дарить, что я предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Радость».

(высказывание групп по рисункам)

Как вы сами могли убедиться на личном опыте, чтобы организовать какое – либо дело, лидеры, в том числе и вы пользуетесь самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие предпочитают уговаривать, третьи — увлекать собственным примером, четвертые — прежде чем начать дело, обсуждают его с другими, советуются.

Частое повторение одних и тех же прием способов воздействия отражает стиль работы лидера. Рассмотрим четыре стиля работы лидера.

Разящие стрелы.

Руководитель единолично принимает решение, настойчиво добивается его выполнения. И летят его приказы, указания, требования к участникам дела. Он торопится, так как задач много и все их надо успеть выполнить. Рядом другие люди и их можно включить в дело. Но он, то ли не доверяет им, то ли считает, что самому действовать надежнее, если промахнешься, то и отвечать только за себя.

Плывущий плот.

Он течет по течению. Его то вынесет на середину, и он горделиво покачивается у всех на виду, то занесет в тихую заводь, и он стоит спокойно и ждет порыва ветра, чтобы плыть дальше.

Снующий челнок.

Бывает порой трудно действовать там, где люди не могут договориться между собой, отказываются работать все вместе. Вот и мечется он от одного к другому, пытаясь примирить их, сам не вступая в конфликт. А это бывает не легко, приходится приспосабливаться, уговаривать, просто «выкручиваться» из положения. Он стремится к компромиссу на любой основе лишь бы приглушить конфликт и остаться удобным для всех.

Возвращающийся бумеранг.

Прежде чем принять важное решение, пускает свое предложение, свой вариант плана по кругу. Не секрет, что один человек имеет меньше шансов найти правильный ответ и больше шансов сделать ошибку, чем целый коллектив. Выслушав мнение участников, он принимает решение и начинает действовать. Однако не забывает советоваться и в процессе работы, обсуждая итоги и оценивая вклад каждого в общее дело.

Каждой группе я предлагаю по одному стилю работы лидера, и выделить положительные и отрицательные стороны данного стиля.

Успех лидера во многом зависит от того, каков его авторитет в коллективе, какие он устанавливает взаимоотношения, как использует права, предоставляемые ему.

Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Чему вы научились. Я предлагаю вам оценить свое участие в занятии и заполнить анкету.

Спасибо вам за работу!

Приложения

Анкета для подведения итогов.

Наш актив – это _______________ и ___________ ___________________ люди. Мы собрались для того, чтобы _____________________ и провести время, а также научиться _________________________ ___________________________. Наш актив объединяет _________________ мальчиков и _______________________ девочек. Занятия в школе «Лидер» помогают нам ___________________________ и _________________________________.

Анкета для подведения итогов.

Наш актив – это _______________ и ___________ ___________________ люди. Мы собрались для того, чтобы _____________________ и провести время, а также научиться _________________________ ___________________________. Наш актив объединяет _________________ мальчиков и _______________________ девочек. Занятия в школе «Лидер» помогают нам ___________________________ и _________________________________.

Анкета для подведения итогов.

Наш актив – это _______________ и ___________ ___________________ люди. Мы собрались для того, чтобы _____________________ и провести время, а также научиться _________________________ ___________________________. Наш актив объединяет _________________ мальчиков и _______________________ девочек. Занятия в школе «Лидер» помогают нам ___________________________ и _________________________________.

Компетентность

Активность

Инициативность

Общительность

Сообразительность

Настойчивость

Самообладание

Работоспособность

Наблюдательность

Самостоятельность

Организованность