Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Анализ стихотворения ошанина дороги

Урок литературы в 8-м классе по теме «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Мбоу Майорская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Черникова Дина Николаевна

Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.

Способствовать развитию литературных способностей учащихся:- эмоциональной чуткости к слову;- образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.

Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

Оборудование: мультимедиа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока.

Эпиграф к уроку:

Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В.И.Лебедев–Кумач

Стихотворения про великои отечественнои воине

III. Вводное слово учеников.

Ученик 1. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась.

Ученик 2. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни.

Ученик 1. А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь.

Ученик 2. Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь.

Ученик 1. Тогда ещё не знали вы,Со школьных вечеров шагая,  Что завтра будет первый день войны…

Стихи о великой отечественной с анализом

(слайд: голос Левитана о начале войны)

IV. Проверка домашнего задания.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

Прочитайте написанные вами четверостишья.

V. Вступительное слово учителя.

Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

От песни сердцу было тесно:Она вела на смертный бой,Чтобы громить врага под эту песню,Защищая Родину собой.

VI. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне.

А) Гимн сражающегося народа.

Вступительное слово учителя по теме ВОВ

Частичный анализ стихотворения В.Лебедева-Кумача «Священная война»

Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «Священная война»

Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»:-Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?- В чём, по – вашему, патриотический пафос стихотворения?

Сообщение ученика о памятнике песне «Священная война»

Вступительное слово учителя по теме ВОВ





Константин Симонов (1915 — 1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».

Б) Чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня»

Анализ стихотворения ошанина дороги — О чём стихотворение?

В) Стихотворения про великои отечественнои воине

Стихи о великой отечественной с анализом

Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, — автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.

Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «В землянке»

Анализ стихотворения А.Суркова «В землянке»- В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне «В землянке»?

Сообщение ученика о памятнике песне «В землянке»

Вступительное слово учителя по теме ВОВ

Г) Поэт – песенник М.Исаковский(Краснянская А.)

Сообщение ученика кратких сведений о творческой биографии М.Исаковского.

Сообщение ученика об истории создания песни «Катюша»

Знаменитая, родная, и близкая миллионам людей «Катюша»Фронтальная беседа по материалам домашнего задания.- Какова фронтовая судьба песни «Катюша»?

Сообщение ученика о памятнике песне «Катюша»

– Каким настроением проникнута песня?(одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство)

Великое и трагическое в песне «Враги сожгли родную хату»

Работа над содержанием стихотворения.

- Почему стихотворение можно назвать повестью?

- В чём, по – вашему, связь между стихотворением К.Симонова «Жди меня» и «Враги сожгли родную хату»?

(солдат выполнил своё обещание, слово : «Жди меня, и я вернусь…»)

Д)

Индивидуальное сообщение ученика о творческой судьбе Б.Ш.Окуджавы.

Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Песенки о пехоте»

- Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б.Окуджава?- Почему стихотворение можно назвать трагедией?

Песня по заказу. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Мы за ценой не постоим».

Прослушивание песни

- Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному?

- Какие краски при этом использовали бы?

Е) Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги»

Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни.

– Почему песню называют исповедью?

- О чём она?

Ж) Песня сердца и души.

А.Фатьянов, В.Соловьёв – Седой

Выступление заранее подготовленного ученика о творческой судьбе песни.

– О каком периоде войны здесь идёт речь?

– Почему песню «Соловьи» называют народной?

VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

- Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек?

VII. Заключительное слово учителя.

Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство».

VIII. Итог урока

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли»

И озвучиваются статистические данные:

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.

27 миллионов жизней она унесла.

Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13.