Сценарий внеклассного мероприятия ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ

Сценарий внеклассного мероприятия «ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ!»

Учитель Кожефова Нурсауле Кусмановна

Цель : углубить знания учащихся о физических свойствах воды, о её применении, значении воды для животных и растений, развивать интерес учащихся к биологии, химии, литературе, музыке.

Оформление: сцена украшена надписью «Вода – основа жизни», в зале плакаты по теме, высказывания учёных и философов о значении воды, музыкальное оформление, слайды с изображением цветов, животных, морских и речных пейзажей, продуктов питания.

Оборудование: экран, проектор, компьютер

Вступительное слово учителя : 22 февраля 1993г. Генеральная Ассамблея организации Объединённых наций объявила Всемирным днём защиты воды (водных ресурсов). Цель этого праздника — привлечь внимание всего человечества к проблемам нехватки воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов. К проведению Всемирного дня воды привлекаются правительства разных государств, международные агенства, общественные организации, учреждения образования и культуры. Каждый человек должен сделать всё возможное для сохранения и улучшения качества пресной воды. Увеличения её количества для будущих поколений. Каждый человек должен знать , что вода- это основа жизни! Вот и сегодня мы с вами вместе должны вспомнить об этом дне. 22 марта! А именно о воде — о простом. Но очень необыкновенном и очень нужном для нас веществе!

(звучит лирическая тема А. Петрова из к/ф «Дети понедельника»)

Ведущий 1.Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2. Добрый день!

Вед.1 Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить об удивительном веществе на Земле, которое называется – ВОДА!

Вед.2 .Формула этого вещества- Н2О . Всего лишь два атома водорода и один атом кислорода.

(демонстрация слайда)

Это жидкость , без цвета, без запаха, без вкуса. Замерзает при t = 10 0 C , а кипит при t = 100 0 C . Ни один растительный и животный организм не может существовать без этого вещества! В клетках эмали зубов её 10%, в клетках развивающегося зародыша – 90%, а в теле медузы – 98% от общей массы тела.

Вед.1 Все питательные вещества в растениях движутся с помощью воды от корней к листьям по проводящей системе. Вода придаёт упругость листьям, лепесткам цветков, стеблям трав. Вода в организме постоянно обновляется, в кактусах в течение 28 лет, у черепах – за 1 год, у верблюда – за 3 месяца, у человека – за 1 месяц.

Ведущий 1. А интересно, сможет ли человек прожить без воды?

Ведущий 2. Без воды человек сможет прожить только 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней. Потеря 6-8% от массы тела вызывает тяжёлое состояние, близкое к обмороку, 10-12% — перестаёт биться сердце. В нашем организме всегда поддерживается постоянство внутренней среды. Излишки воды и солей быстро удаляются из организма через почки и кожу. Вода – самое распространенноё вещество на земле: три четверти поверхности планеты покрыто морями, океанами, реками, ледниками. Вода протекает в подземных озёрах, пропитывая водоносные слои пород. Общее содержание воды на Земле составляет примерно 1500 млн.куб.км.

Ведущий1. На нашей планете нет ни одного естественного предмета, тела, пылинки, которые были бы лишены воды. Всё живое и неживое содержит воду. Наша твёрдая и жидкая пища – овощи, мясо, рыба, крупа, молоко – всё содержит воду! О воде можно говорить очень долго. Звуками морского прибоя восхищаются композиторы и создают прекрасные музыкальные творения, о ней сочиняли и сочиняют стихотворения известные поэты

СТИХОТВОРЕНИЕ О ВОДЕ.(А.А.Фет)

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И ,кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это — только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля.

Но время придёт всё растает,

И будет простая вода.

Танец «Синий иней»

Ведущий 2. Мы имеем полное право говорить, где нет воды, там нет и жизни. Нам не найти такой отрасли хозяйства, которая могла бы обойтись без воды или подыскать ей полноценный заменитель. Без неё невозможна работа промышленных производств, транспорта, строительства.

Ведущий 1. Очень много пресной воды расходуется на различные нужды:

На выплавку 1т чугуна требуется 300л куб. воды,

Для выращивания 1т пшеницы — 1500 куб.л.,

1т риса — 4000 куб.л.,

1т хлопка — 10 000 куб.л.

Ведущий 2. Но самое главное! В настоящее время ВОДЕ грозит опасность от человечества. В некоторых странах уже испытывают нехватку хорошей пресной воды. Так Германия покупает чистую воду в Швеции, а голландцы – в Норвегии. Эту воду разливают в бутылки и продают как питьевую воду населению – свою пить опасно!

Ведущий 1. Раньше казалось, что в огромном количестве воды Мирового океана все отходы хозяйственной деятельности человека должны легко раствориться. Однако, это не так. Происходит катастрофическое загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами, пестицидами, ртутью, радиоактивными веществами.

Ведущий 2. В нашей школе на уроках химии, биологии, географии мы изучаем необыкновенные свойства воды и нам не раз говорили о том, что нужно взрослым на хим. производствах использовать безотходные технологии, превращать отходы в полезные ресурсы, бережно и экономно использовать воду, не загрязнять природные источники. Вот что нам расскажут ребята из 9 класса, которые посещают занятия предпрофильного курса «Пластмассовый век».

Некоторые эксперименты с водой.

9кл. В нашей области тоже есть естественные водоёмы – это река Волга

Песня «Волга.Волга».

Для приготовления пищи и питья, хозяйственных нужд мы используем артезианскую воду, которую черпаем с глубины 25 метров с помощью насосов. Нам жителям станицы, очень повезло, что мы живём в этой местности и пьём чистую воду. Мы, учащиеся 9 класса, посещая занятия предпрофильного курса «Пластмассовый век» провели анализ этой воды с помощью работников СЭС. Питьевая вода соответствует всем доступным химическим показателям: среда воды слабощелочная, мутность и интенсивность запаха отсутствует. Только в некоторых местах эта вода протекает по старым водопроводным трубам и можно наблюдать оседание ржавчины на стенках посуды в виде осадка. Но сотрудники СЭС регулярно проводят хлорирование воды и исследования на химические вещества. От нас теперь только требуется рационально использовать пресную воду!

Стихотворение

«Лесной ручей»

Иду я раннею весной

По звонкому ручью.

Дышу смолистою сосной,

Природе гимн пою.

Бежит ручей и серебрится

На солнце рыбьей чешуёй.

Такое даже не приснится:

Насквозь он светится зарёй!

Лесной ручей журчит, «смеётся».

Есть сила в этом ручейку.

К большой воде игриво вьётся –

Течёт напористо к реке.

И день, и ночь журчит, сливаясь

Из многих ручейков один.

Законам жизни подчиняясь,

Природе – счастья палладин.

Так жить бы нам, как лес, ручьи и травы!

Щедро и мудро, без дурацких драм,

Чтоб жизнь шумела чистою дубравой,

Чтоб расцветать сиренью по утрам.

Жить, радоваться милому светилу,

Природу и свободу воспевать

И, как лесной ручей, неукротимо,

Всегда заветной цели достигать.

Песенка «Зонтики» (сопровождается танцем с зонтиками)

1.В одном столичном магазине

Стояли зонтики в витрине.

Их было пять – 2 раза

Им надоело там стоять.

Им надоело круглый год

Молчать, воды набравши в рот.

Но как-то раз весенним днём

Ударил гром -2 раза.

И заспешил по мостовой

Весёлый топот дождевой.

2.Зонты вскочили на окно

«Мы ждём дождей давным-давно!»

Один увидел, что с моста

Спешит старушка без зонта.

Другой ,от ветра трепеща,

Прикрыл девчонку без плаща.

И третьего унёс с собой

Прохожий в куртке голубой.

Четвёртый припустил бегом

За симпатичным пареньком.

А пятый крикнул мне: «Привет!»

И поскакал за мною вслед.

3. И снова в том же магазине

Стоят все зонтики в витрине

Их было пять , их было пять.

Им надоело там стоять.

Там ,молча выстроившись в ряд,

Пять грустных зонтиков стоят

И ждут дождей, и ждут дождей,

Чтобы укрыть от них людей.

C ЛОВО О РОДНИКЕ

Очень часто моя бабушка рассказывала о почитании воды в старое время. Во всех этих рассказах соблюдается народная традиция, где воедино сливаются остатки языческих верований с нравственным поведением человека. Древние славяне считали, что родник – это особое место, где незримый чудодейственный поток соединяет землю и небо; отсюда, из глубины матушки-земли, выходят на поверхность непреодолимая сила и красота её живительной влаги; даже воду из родников в народе называют необычно – живая вода!

История возникновения наших родников разная. В нашей станице существует

Родник – это не только памятник природы, но и высота духа, к которому мы должны приближаться и с ним расти.

Стихотворение

РОДНИК И.А.Бунин

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

Песня «Живи родник, живи». Живи родник.

Сл. В Дюкова.

Муз. В Добрынина.

1.Поёт день и ночь в сторонке родной

Заветный родник лесной

И нет холодней, и нету вкусней

Воды во Вселенной всей.

Я помню в жаркий день июля

Земля, ручьём звеня.

Как будто ковш мне протянула,

Чтоб напоить меня.

Припев: Живи, родник, живи

Родник моей любви

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

2.Вода родника – живая вода!

Она как любовь чиста.

Пусть струйка тонка и чиста

С неё началась река.

А мне всегда родник бессонный

Слышен в любой дали.

Словно звучит с глубин бездонных

Голос родной земли.

Припев: тот же 2 раза.

В конце выходят все участники вечера и вместе говорят слова: «Берегите воду! Вода – основа жизни!», повторяют припев песни.