Сценарий внеклассного мероприятия на тему День победы

Автор разработки: Иванова Лариса Васильевна, 1970 г.р.

Место работы, должность, предмет

МКОУ «Средняя Общеобразовательная Школа №24» г. Удачный Мирнинского района Республики (Саха) Якутия, учитель истории и обществознания.

Образование, специальность по диплому, год окончания

Высшее. Специальность «ИСТОРИЯ» квалификация учителя ИСТОРИИ, г.Санкт-Петербург Ленинградский государственный областной университет. 1999 год.

Аннотация к разработке: Сценарий внеклассного мероприятия на тему «День победы»

Цели

Оборудование

Вступительное слово учителя

Выступления «Война есть убийство»

Выступления «Война и дети»

Выступления «ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРОТИВ ВОЙНЫ»

Использованная литература

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: «День победы».

Тема внеклассного мероприятия: «День Победы».

Цели:

Закрепить знания о Великой Отечественной Войне.

Сформировать представление об ужасах и пагубности войны;

Воспитать у учащихся уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитным.

Внеклассное мероприятие. Устный журнал.

Оборудование:

1) плакаты «Нет войне», «Миру — мир»;

2) газета «Жестокое лицо войны»;

3) высказывания великих людей:

Люди созданы, чтобы быть мужьями, отцами, людьми, а не зверьми, которые друг друга ненавидят, травят, режут.

А. Барбюс

Война для народов — это слезы и кровь, это вдовы и беспризорные, это раскиданное гнездо, погибшая молодость и оскорбленная старость.

И. Эренбург

Почему бы не судить правительства за каждое объявление войны? Если бы народы поняли это… Если бы они не позволили убивать себя без всяких причин, если бы они воспользовались оружием, чтобы обратить его против тех, кто им дал его для избиения, — в тот день война умерла бы.

Г. Мопассан

Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что, с тех пор как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».

Л. Н. Толстой;

4) диафильм о Великой Отечественной Войне;

5) кассеты с записями песен: «Бухенвальдский набат», «Священная война», «День Победы», «Речь Левитана» (о начале войны), «Речь Левитана» (об окончании войны).

Вступительное слово учителя.

Век XIX, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

В ночь умозрительных понятий,

Матерьялистских малых дел,

Бессильных жалоб и проклятий,

Бескровных душ и слабых тел!

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин,

Век расшибанья лбов о стену

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Без акций, рент и облигаций,

И малодейственных умов,

И дарований половинных

Так справедливей — пополам!

Век не салонов, а гостиных,

Не Рекамье — а просто дам.

Век буржуазного богатства

Растущего незримо зла!

Под знаком равенства и братства

Здесь зрели темные дела…

А человек? — Он жил безвольно

Не он — машины, города

«Жизнь» так безвольно и бескровно

Пытала дух как никогда…

Но тот, кто двигал, управлял

Марионетками всех стран, -

Тот знал, что делал, насылая

Гуманистический туман:

Там, в сером и гнилом тумане,

Увяла плоть и дух погас,

И ангел сам священной брани,

Казалось, отлетел от нас:

Там распри кровные решают

Дипломатическим умом,

Там пушки новые мешают

Сойтись лицом к лицу с врагом,

Там вместо храбрости — нахальство,

А вместо подвигов — «психоз»

И вечно ссорится начальство

И длинный громоздкой обоз

Волочит за собой «команда»,

Штаб, интендантов, грязь кляня,

Рожком горниста рог Роланда

И шлем фуражкой заменя…

Тот век немало проклинали

И не устали проклинать…

И как избыть его печали?

Он мягко стлал — да жестко спать…

ВОЙНА ЕСТЬ УБИЙСТВО

Учитель. Принято считать, что XX век дал человечеству цивилизацию и культуру. Но он был богат и войнами. К началу XX века человеческое общество достигло высокого уровня развития практически во всех областях, за исключением политики, особенно международной. И это является одной из причин нового бедствия — мировой войны, которая унесла 10 млн. человеческих жизней, вдвое больше, чем за весь предыдущий век.

1-й ученик. На протяжении истории человечества ее неизбежным спутником были войны. Еще в античные времена они охватывали огромные пространства. В течение средневековья и нового времени войны становились все масштабнее и продолжительнее, а в XX веке они приобрели глобальный характер и потому получили название мировых.

2-й ученик. Во Вторую мировую войну оказалось втянуто 61 государство, в которых проживало до 80 % населения планеты. Военные действия велись не только на суше, но и на всех океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 110 млн человек. Погибло 65 млн. человек, приблизительно половину из которых составляли жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций.

3-й ученик. Мировые войны отличались от предшествующих еще и тем, что по времени они совпали с бурным развитием науки и техники.

В результате воевавшие страны как бы соревновались друг с другом, вводя в действие все новые и новые виды вооружения, обладавшие огромной разрушительной мощью. Всего две бомбы, сброшенные США на японские города Хиросиму и Нагасаки привели к мгновенной гибели более 100 тысяч японцев, и еще примерно 400 тысяч получили смертельную дозу облучения.

4-й ученик. На оккупированных территориях завоеватели вводили жестокий режим, основанный на насилии и ограблении коренного населения. Концлагеря, которые в годы первой мировой войны использовались преимущественно для военнопленных, во Второй мировой войне стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и гражданского населения противника. К концу войны в Германии и оккупированных ею странах действовало до 1,1 тыс. таких «фабрик смерти». За несколько лет через них прошло около 18 млн. человек, примерно две трети из которых погибли.

5-й ученик. Мировые войны имели ярко выраженный антигуманный характер, ведь любовь и уважение к людям несовместимы с их сознательным истреблением. Особой жестокостью отличались планы Германии. Помимо использования ядовитых газов, немцы активно применяли диверсии и саботаж, причем не только в тылу противника, но и на территории нейтральных государств. Германия развернула подводную войну, не делая при этом различий между военными и гражданскими судами. Подобные бесчинства получили и своего рода идеологическое обоснование в виде теории о превосходстве « наций господ» (то есть немцев) над «менее ценными народами». Война в этих теориях рассматривалась как нечто вроде «очистительной психотерапии», пробуждающей людей от спячки.

6-й ученик. Гитлер писал: «Славяне должны работать на нас, а в случае если они нам больше не нужны, пускай умирают. Прививки и охрана здоровья — излишняя роскошь для них. Славянская плодовитость нежелательна… Образование опасно».

7-й ученик.

Разве погибнуть

ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала,

Любовь обещала,

Родина!

Пламя ударило в небо! -

Ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…»

8-й ученик. Гитлеровцы подвергли планомерному массовому истреблению еврейское население СССР, Польши, других стран Европы. К исходу Второй мировой войны фашистами было физически уничтожено примерно 6 млн. европейских евреев — в основном это было мирное гражданское население.

9-й ученик.

Все люди отчим краем дорожат,

Отраду черпая в его опоре,

Он — наша гордость, наш бесценный клад,

Но в мире есть еще и зло, и горе. Война!

Гудит вдали земная твердь,

И гибнут славные сыны Отчизны.

Когда же люди одолеют смерть?

Когда избавятся от скорбной тризны?

Вдали упал неведомый боец,

Быть может, в Африке, а может, в Чили.

И боль пронзила тысячи сердец,

И слезы наши души омрачили.

Все любят Родину свою в цвету.

Жизнь без борьбы немыслима,

Я знаю!

Но тех, кто сеет смерть и нищету,

Я, гражданин и воин, проклинаю!

Пусть смерть издохнет, воя и скуля.

Мы все за небо мирное в ответе.

Живут извечно камень и земля,

Да будет жизнь извечна на планете.

10-й ученик. Мировые войны сопровождались не только гибелью многих миллионов людей, но и создавали вполне реальную угрозу разрушения тех основ цивилизованной жизни, которые на протяжении нескольких тысячелетий создавало человечество.

ВОЙНА И ДЕТИ

Учитель. Война оставила след почти в каждой семье. 20 млн. своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна за годы Великой Отечественной войны.

1-й ученик.

Все это называется — блокада.

И детский плач в разломанном гнезде…

Детей не надо в городе, не надо,

Ведь Родина согреет их везде.

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паек,

Нести домой.

Не смеет неизменно

Его преследовать ребячий голосок

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя нам слышать детских ножек бег.

Бомбоубежищ, катакомбы

Не детям бы запоминать навек.

Они вернутся в дом.

Им страх не нужен

Мы защитим, мы сбережем их дом.

Мать будет матерью.

И муж вернется мужем.

И дети будут здесь.

Но не сейчас.

Потом.

2-й ученик. Вооруженные конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения.

Число жертв среди мирных жителей в Первой мировой войне составило 5 % от всех погибших, во Второй мировой войне — до 50 %, в ряде последних вооруженных конфликтов — до 95 %.

Но самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети. 1





3-й ученик. Есть поговорка: «На войне детей не бывает; те, что попали в войну, должны были расстаться с детством — в обычном, мирном смысле этого слова».

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать. Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули и рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

4-й ученик. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10, 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только их смерть. Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба».

«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел».

«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», — умоляла маленькая девочка солдата».

5-й ученик. Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей и их усыновляли чужие люди, как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли, что такое хлеб.

6-й ученик.

А мы не стали памяти перечить

И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда,

Была земля и жесткой, и метельной

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне

И пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

7-й ученик.

«В немецком окружении остался детский дом. Партизаны узнали, что детей там плохо кормят, берут у них кровь, и спасли их. Молодой пилот Саша Мамкин сделал 8 вылетов и переправил на Большую землю около 200 детей. Оставался последний вылет. Но в этот раз над линей фронта его атаковали хорошо вооруженные вражеские истребители и подожгли. Летчик вел самолет, а сам горел: и комбинезон, и унты — все было в огне.

У летчика был парашют, он мог бы спастись. Но парашют был один, а в самолете 13 жизней. Сам весь в огне, раненый летчик вел самолет через фашистские территории и дотянул до родной стороны, посадил самолет и потерял сознание. Дети все остались живы, а Александр Петрович Мамкин умер.

8-й ученик.

Вспоминая о многом,

Только в этом мы правы.

И шумят по дорогам

Беззаботные травы.

А когда-то над пашней

В ранний час голубой

Шел крутой, рукопашный,

Шел неистовый бой.

В злых пожарищах дали

Ярых пуль ураган

И к земле припадали,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст