Сценарий урока ОБЖ в 9 классе по теме Табакокурение и его влияние на здоровье подростк

Основы безопасности жизнедеятельности

Глебов А.А., преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ лицей № 102 г. Ростова-на-Дону

Урок ОБЖ в 9 классе

Тема урока: Табакокурение и его влияние на здоровье подростка.

Время: 40 минут

Постановка проблемы. Большой вред здоровью человека наносят вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, особенно в подростковом возрасте. По информации Роспотребнадзора за последние 20 лет количество курильщиков в стране значительно увеличилось. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 27% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и семь сигарет в день соответственно. Но это только верхушка айсберга, сколько неизвестного скрывается под водой? Это самая актуальная проблема в среде обучающихся средней школы.

Цели и результаты обучения:

Углубить и актуализировать знания обучающихся о вредной привычке- табакокурении.

Дать обучающимся понятие о том, как табакокурение влияет на здоровье подростка и полностью искажает нормальное развитие личности. Как побороть эту вредную привычку?

Воспитывать ценностные ориентации у подростков, способствующие противостоять негативному давлению сверстников.

Развивать умения вести диалог, делать выводы и обобщения.

Учить обучающихся умению находить и использовать материалы по изучаемой теме в Интернете.

Основополагающий вопрос:

Как некоторые вредные привычки (курение) достигают степени пагубного пристрастия, полностью искажают нормальное развитие подростка, как на доступном уровне вырабатывать у обучающихся мотивацию отрицательного отношения к этим привычкам?

Актуальность темы определяется тем, что вредные привычки приносят людям и обществу большой моральный и экономический ущерб, наносят вред здоровью подростков, значительно сокращают продолжительность жизни человека.

Особенность:

проблемное содержание темы урока;

коммуникативная направленность;

сравнительный анализ;

отработка навыков у обучающихся принимать решение в той или иной ситуации;

осмысление поставленной проблемы, умение анализировать опасные ситуации для здоровья;

межпредметные связи: обж, химия, биология, история.

Используемые педагогические технологии:

ИКТ (информационно-коммуникативная технология);

проблемно-поискового и дискуссионного характера;

личностно-ориентированного подхода;

коммуникативно-диалогового характера.

Средства обучения:

Авторское электронное приложение к уроку по теме «Вредные привычки и их профилактика».

Плакаты № 1,2, 3 из серии Методических рекомендаций «Факторы, разрушающие здоровье человека», «Спектр-М», издательство «Экзамен», Москва, 2006г.

Видеофильмы, DVD,CD-ROM диски по тематике урока.

Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.

Подборка-выставка методической литературы по теме урока.

Выставка рефератов и электронных презентаций обучающихся по тематике урока.

Интернет-ресурсы и библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ.

Методы и приемы преподавания:

рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;

работа в учебных группах;

демонстрация видеофильмов, анимации;

выставка работ обучающихся: плакатов, листовок, стенгазет, рефератов, творческих работ.

Методические рекомендации к уроку

за 2-3 недели до данного урока выдать обучающимся задания опережающего типа по подготовке сообщений, докладов, рефератов, творческих работ, плакатов и рисунков по изучаемой теме;

консультации по подготовке заданий;

формирование групп;

промежуточный контроль результатов выполнения заданий;

техническое обеспечение проведения урока;

оформление аудитории.

Форма проведения урока: работа в группах.

Презентацию «Вредные привычки и их профилактика» можно записать у автора (МОУ лицей № 102, г. Ростов-на-Дону, б. Комарова, 18).

ХОД УРОКА

«ОТ КУРЕНИЯ ТУПЕЕШЬ, ОНО НЕСОВМЕСТИМО С ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТОЙ». (И.Гете)

«Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг».

(английская народная поговорка)

.

Тема: Табакокурение и его влияние на здоровье подростка.

Вопросы урока:

Мифы о курении.

Последствия курения — болезни.

Что находится в табачном дыму?

Практические советы бросающим курить.

Ответственность за курение в общественных местах.

Профилактика табакокурения. Рекомендации психолога.

Вредные привычки.

Курение.

Никотин.

Мифы о курении.

Пассивное курение.

Основные понятия.

Структура занятия.

Этап

Методы, формы

Время

Ожидаемые результаты

I. Введение

Постановка проблемы; объяснение учителя

2 мин.

Обучающиеся должны уяснить цели и задачи урока

II. Работа с понятиями.

Работа в группах с учебниками, рабочими тетрадями, со словарями.

3 мин.

Осмысление обучающимися основных понятий темы урока.

III. Изучение основной проблемы.

Работа в малых группах.

20 мин.

Обучающиеся получают подробную информацию о последствиях курения. Осмысление обучающимися значимости рассматриваемой проблемы табакокурения.

IV. Итоговая дискуссия.

Обсуждение итогов работы в малых группах.

10 мин.

Обучающиеся увидят последствия всех вариантов выбора поведения в каждой рассматриваемой ситуации.

V. Заключение

Обобщение учителя

5 мин.

Обучающиеся должны понять необходимость здорового образа жизни, отказа от табакокурения.

I этап. Введение. ( 2 минуты)

ПРОБЛЕМА: Табакокурение.

Табакокурение – одна из самых распространенных вредных привычек;

знакома и детям и взрослым;

ее решение важно для здоровья подростков;

среди вредных привычек табакокурение занимает особое место;

это самая актуальная проблема в среде обучающихся средней школы.

Просмотр фрагмента видео ролика «Вред курения».

II этап. Работа с понятиями. 3минуты.

Обсуждение проблемного вопроса: Табак… Какой же это наркотик?

Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества.

Вопрос: «Почему же так много людей и подростков курят»?

Обучающиеся высказывают свои мнения, приводят примеры, факты.

Учитель предлагает свою позицию: никотин — это наркотик, во всяком случае, мощный стимулятор, к которому люди быстро привыкают.

Курение – привычная система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину, содержащемуся в табаке.

Никотин – желтоватая жидкость жгучего вкуса, растворимая в воде и жирах, хорошо всасывается слизистыми оболочками и даже кожей. Очень ядовит: смертельная доза – 1мг/кг массы тела.

Курение – это социальная проблема общества?

Курения является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, а для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, не стать «пассивным» курильщиком, сохранить свое здоровье от продуктов курения.

Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных эта проблема является среди учеников средней школы. Поскольку влияние сверстников на несформировавшееся сознание подростка очень велико.

По оценке ВОЗ, Россия занимает первое место в мире по числу курящих детей и подростков.

Немного истории.

Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабль пристал к одному их островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства.

В Европу табак был завезён в 1496 году испанским монахом Романом Панно. Растения он использовал в качестве декоративных.

В России царь Михаил Фёдорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног. А торговцам табака «пороть ноздри», резать носы и ссылать в дальние города.

Лишь Пётр I, который пристрастился к табаку в Голландии, снял запрет на табак.

Статистика курения Информация Роспотребсоюза и ВОЗ (сайт: zdor-rus.ucoz.rublogtabakokurenija/2011-01-12-4):

В России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации Всемирной Организации Здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек. Ситуация усугубляется еще и тем, что дети всегда смотрят на взрослых как на пример для подражания, и никакие уговоры, доводы и убеждения не помогают.

По информации Роспотребнадзора за последние 20 лет количество курильщиков в стране увеличилось на 440 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 27% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и семь сигарет в день соответственно. Но это только верхушка айсберга, сколько неизвестного скрывается под водой?

Среди учащихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.

Примерно 25% регулярных курильщиков сигарет умрет преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 20 или 30 лет дольше. Умершие вследствие курения в среднем потеряют 10-15 лет жизни, говорится в сообщении.

Вывод: Курение – самая массовая вредная привычка. Высокий уровень распространенности курения поддерживается за счет пополнения армии курильщиков подростками и молодежью.

III этап. Изучение основной проблемы. (20 минут) Далее учитель приводит примеры из анализа проведенного анкетирования среди обучающихся лицея № 102 на этапе изучения проблемы табакокурения (ноябрь 2011г.).

Опрос показал, что:

каждый третий 6-классник «испытывался на прочность»: друзья предлагали ему сигареты;

у половины опрошенных 6-классников курили друзья.

Причина, по которой подростки впервые попробовали закурить:

Почему подростки курят? (Желательно, чтобы обучающиеся ответили на этот вопрос сами).

Влияние сверстников, давление с их стороны.

Курящие друзья.

Стремление выглядеть «круто».

Удовольствие от того, что делаешь что-то запретное.

Стремление подражать взрослым, авторитетным людям.

Сигареты легко можно купить.

Снятие стресса.

Желание поступить наперекор.

Курящие родители.

Удовольствие от курения.

Примеры, которые видят по телевидению или в кино.

Далее учитель обращает внимание на то, что существуют мифы о курении и просит обучающихся высказаться по ним.

Мифы о курении:

Большинство взрослых и подростков курит.

Курение успокаивает нервы.

Курить модно.

Курение помогает сосредоточиться и лучше работать.

Курение не так вредно, как говорят.

Я всегда смогу бросить курить.

Курение опасно только для того, кто курит.

Принципиально важно вывести обучающихся на уровень предметного и свободного обсуждения! Каково отношение общества к курению?

Табакокурение – это социальное явление. Терпимость к нему общества определяет поведение подростков. При малом жизненном опыте и недостаточной гигиенической культуре подростки ориентируются на поведение взрослых и копируют его. Легализация курения всех слоев населения (без различия пола и возраста) стала нормой, само собой разумеющимся явлением. Такую позицию взрослых усвоили и подростки.

Последствия курения — болезни. Так вредно или нет?

Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасна, что многие не принимают ее всерьез.

Что находится в табачном дыму?

Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. 200 глотков какого-то отстоя из 4000 химических соединений, 30 из которых особенно ядовиты. Аммиак, ацетон, бензол, метанол, пестициды, полоний, сероводород, синильная кислота, углекислый газ, формальдегид, плюс удобрения для хорошего роста злокачественных опухолей: бензпирен и дибензпирен — вот подлинный, но далеко не полный список составляющих особого вкуса табачного дыма. Можно сказать, что, затянувшись, курильщик приложился подышать к трубе химического завода.

Состояние лёгких курильщика с 25-летним стажем не лучше, чем у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, вдыхавших радиоактивную пыль.

Почему же курильщик не погибает сразу?

Курильщик не погибает потому, что доза никотина и других ядов вводится постепенно, от затяжки к затяжке. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. В течении 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г. никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым – фармакологом Н.П Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:

«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид и них был очень жалкий».

(Марк Твен. Собрание сочинений, том 4, «Приключения Тома Сойера», Государственное издательство художественной литературы, 1961 год).

Учитель просит обучающихся ответить на вопросы:

Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?

Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?

Что бы вы ответили , если бы вам предложили выкурить сигарету?

Вредное влияние курения на внутренние органы:

Практические советы бросающим курить

1. Сообщите своим друзьям, родителям, что вы бросаете курить.

Чем больше народа будет знать о вашем решении, тем больше ответственность довести начатое до конца.

2. Не зарекайтесь бросить «навсегда» — бросьте сначала на один день, потом еще и еще на день.

3. Выберите определенный день, соберитесь с духом и бросьте.

Чтобы отвлечься, займитесь чем-нибудь с друзьями, которые не курят.

4. Выбросьте все, что напоминало бы вам о курении: пепельницу, зажигалку, спички. Запаситесь жевательной резинкой без сахара, мятными таблетками.

5. Помните, что если вы сможете бросить курить, то вы научитесь распоряжаться своей судьбой!

Древний китайский мудрец Лао – То сказал:

«Тот, кто может победить другого, — силен, тот, кто побеждает самого себя, — воистину могущественен».

Позитивные изменения при отказе от курения:

через 2 часа никотин начинает удаляться из организма и в этот момент чувствуются первые симптомы отмены;

через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью, лёгкие начнут функционировать лучше, пройдёт чувство нехватки воздуха;

через 2 дня вкусовая чувствительность и обоняние станут более острыми;

через 7 - 9 недель тонкие обонятельные каналы окончательно очистятся от смолы и копоти, и острота запахов приобретет неожиданно «яркое звучание»;

через 12 недель (3 месяца) функционирование системы кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать;

через 3-9 месяцев кашель, одышка и проблемы с дыханием становятся значительно менее выраженными, функция лёгких увеличивается на 10 %;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст