Сценарий урока литературы в 5 классе в свете новых ФГОС

Сценарий урока литературы в 5 классе.

Урок внеклассного чтения проходит после изучения народных и литературных сказок.

Организация урока: на партах распечатанные стихи К. Д. Бальмонта из цикла «Фейные сказки».

1 ряд- «Посвящение», «Фея», «Наряды феи»

2 ряд-«Посвящение», «Прогулка феи», «Фея за делом»

3 ряд-«Посвящение», «Находка феи», «Детский мир»

Цели: моделирование художественного мира произведения: поэтика сказок, настроение , интонации ,живописность стихов, обнаружение фольклорных истоков, развитие творческого, воссоздающего мышления.

Воплощение сценария:

Краткая история создания «Фейных сказок» ( В конце 1905 года была напечатана книжка «Фейные сказки», в ней помещено 71 стихотворение, поэт посвящает ее своей маленькой дочери Нине, которую он нежно любил.)

Предлагаем ребятам прочитать «Посвящение».

ПОСВЯЩЕНИЕ

Солнечной Нинике, с светлыми глазками —

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками,

После блеснешь мне зелеными глазками,—

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам, гномы, и страхи, и змеи,

Чур, не пугаться,— а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее.

Задание №1. Каждый ряд, работая со своими стихотворениями в течение 10 минут, составляет «карту». Образец записи.( Левый столбик пустой )

Примерный вариант.

Кто?

Фея

Где?

В замке

Когда?

Летом

О чем?

О нарядах

Зачем?

Стать Музой

Как?

При помощи живой и неживой природы

Через что? ( ср-ва выразительности)

Олицетворений, метафор, эпитетов

Задание №2. Озвучивание результатов работы, сравнить общее, найти различное, сделать выводы.

Задание №3. Сформулировать тему урока. ( «Сказочно-поэтический мир К.Бальмонта»)

Задание №4. Поставить учебные задачи.

Задание №5. Сравните «Фейные сказки» с другими литературными сказками.

( Перед нами фантастический мир, в котором есть сказочный замок, лес, избушка на курьих ножках, шапка-невидимка, сказочная дымка, звери-помощники, природа, как живая, много света, цвета, герои- друзья и враги феи и т.д.)

Итоги урока: герой- повествователь проникает в сказочный мир, чтобы найти вдохновение для своих произведений, поэтический мир поэта свете, прекрасен, нежен. Даже чудища не могут сделать ему ничего плохого, ведь это только авторская фантазия. И, как в любой сказке, добро победит зло.

Домашнее задание: стилизация собственной сказки, где главной героиней будет ФЕЯ.