Сценарий Святок

Сценарий святок 2013 год

Маша Трофименко открывает праздник стихотворением «Зимний вечер…»

Появляются ведущие

Ведущий 1: Святки — один из самых больших, шумных и веселых многодневных народных праздников.

Ведущий 2: Этот русский зимний праздник отмечался с 25 декабря по 6 января по старому стилю (по новому – с 7 января по 19 января – с Рождества и до Крещения).

Ведущий 1: Новый год с ёлкой и подарками в России празднуют всего двести лет, Рождество — тысячу, а Святки справляли еще охотники каменного века.

Ведущий 2: Проходят века, и даже тысячелетия, жизнь людей меняется, но память о далёком прошлом сохранилась в святочных обрядах, играх, костюмах, приметах, гаданиях, колядованиях.

Ведущий 1: А что же такое колядование?

Ведущий 2: Колядование – это древний обычай ходить на святки из дома в дом и просить подарки пищей и лакомствами. Между прочим, у славян этот обычай был связан с культом предков.

Ведущий 1: Колядки. Колядование. Коляда…Откуда взялось это слово?

Ведущий 2: Считается, что Коляда- это древнее мифологическое существо, олицетворяющее цикл новогодних праздников. Коляда связана с культом плодородия. Имя Коляды упоминается в колядках – ритуальных песнях. В них прославляется Коляда, чествуются хозяева дома, колядующие желают им благополучия, преувеличения хозяйства.

Ведущий 1: Вот бы послушать эти колядки!

Ведущий 2: Послушаешь! Только отпускать колядовщиков с пустыми руками считалось дурным знаком. Их нужно обязательно одаривать

Выходят колядующие и хозяева с подарками

Хозяин: Слышите, гости идут, гости званные, желанные. Да не с пустыми руками, а с песнями да шутками, хороводами, да прибаутками! Начинаем представление, всем на удивление!

Хозяйка: А вот и колядовщики идут, веселье с собой ведут!

Приходила Коляда

Наперед рождества,

Виноградье красно-зелено моё!

Напала пороша

Снегу беленького;

Как по этой по пороше

Гуси-лебеди летели, —

Колядовщики, недоросточки,

Недоросточки, красны девушки,

Сочили, искали

Иванова двора.

2. А Иванов двор

Ни близко, ни далеко,

Ни близко, ни далеко –

На семи столбах.

Вокруг этого двора

Тын серебряный стоит;

Вокруг этого тына

Все шелковая трава;

На всякой тынинке

По жемчужинке.

Во этом во тыну

Стоит три терема,

Стоит три терема

Златоверхие.

Во первом терему –

Светел месяц,

Во втором терему –

Красно солнышко,

Во третьем терему –

Часты звёздочки.

Светел месяц –

То хозяин во дому,

Красно солнышко –

То хозяюшка

Часты звёздочки-

Малы деточки.

3. Не пора ли-то, хозяин,

Колядовщиков дарить?

Еще наша-то колядка

Штой не мала, не величка,

Штой не мала, не велика,

Не в рубь, не в полтину,

Что не в рубь, не в полтину,

Ровно сорок алтын,

Ровно сорок алтын

С одной денежкой.

Золотая голова,

Шелковая борода!

Ради праздничка Христова

Ты подай пирожка,

Пирожка-то хоть пресного,

Хоть кисленького

Да пшеничненького.

Хозяин: Спасибо люди добрые, хорошую колядку спели!

Хозяйка: Пели вы хорошо, получайте за это награду! 

(одаривают колядующих)

Все уходят, кроме ведущих

Ведущий 1:А еще в старину существовал обычай приглашать на «гадальные посиделки»

Ведущий 2: Вот бы и нам устроить такие посиделки! Но как же нам их устроить?

Ведущий 1: Раньше гадальные посиделки проводились в богатом доме. Посылались «нарядные» (гонцы), которые приглашали старых и молодых «посидеть вечером». Посылались с «нарядным» делом старые женщины и нянюшки. «Нарядных» принимали с поклонами и почестями и старались хорошо угостить, встречали и провожали чаркой вина.

Ведущий 2: Нужно срочно послать «нарядных» по дворам! (передает просьбу «нарядной»). А чем же девушки занимались на посиделках?

Ведущий 1: Уже с первого вечера они придумывали себе разные затеи. На святочных посиделках существовал обычай рассказывать былички — рассказы о леших, домовых, водяных, русалках, чертях и вообще о вмешательстве сверхъестественных сил.

Выходят девушки, рассказывают былички

Девушка 1: До заутрени надо ворожить на святках. Одна так и сделала. Родители ушли к заутрене, она села за стол и сказала:– Суженый-ряженый мой, садись со мной.Приходит, значит, человек к ей, вроде хотел присести. Военный. Снял саблю, положил на лавочку. И только хотел к ей присесть, она сразу заревела:– Чур со мной! Чур со мной!Он соскочил и убежал. А саблю-то оставил. Ей бы надо было ее выбросить наотмашь, а она ее взяла и в ящик положила.Вот теперь этот жених отслужил службу и как раз приехал через год и у родителей стал свататься. Но там многие сватались. Теперь и она сказала:– Но, мать, я вот этого и выберу. Он, – говорит, – и прибегал. Пойду за него.

Ее, значит, просватали. Вот они год живут, другой живут. Теперь и святки подошли. Так же вот приходят, значит, спрашивают:– Как вы ране ворожили? (Как вот вы пришли).Она и говорит:– Я вот эдак ворожила. Села, он ко мне только хо тел прикоснуться, саблю положил на лавку, хотел присесть, я заревела: «Чур со мной! Чур со мной!» Он убе жал, а сабля-то, – говорит, – у меня осталась.А этот, хозяин-то ее, да говорит:– Вы, ребята, не слушайте ее. Она вам наскажет!– Да ты что «наскажет»! Да она у меня и сейчас в ящике, сабля-то лежит.– Ну-ка, покажи-ка.Она все со дна выгребла, вытащила ему:– Вот, – гыт.

Он поглядел.– Паря, действительно, моя сабля-то, бывшая… Я, – гыт, – когда-то терял саблю…Потом, значит, немножко погодя:– А, дак ты за меня неспроста вышла замуж? – Раз! – ей отсек голову.

Девушка 2: Недавно я слышала, что есть еще святочницы, которые могут появляться только на святках. Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут. Местопребыванием их были неосвященные избы; впрочем, иногда встречают их на улице. Попасть в их руки очень опасно. Длинными ногтями они отколупывают куски мяса и часто заколупывают до смерти.Вот что рассказывали мне об одной встрече со святочницами.Собрались раз пять девок и пошли в баню, чтобы там повеселиться. Подходят к бане, слышат, там уже кто-то поет и пляшет. «Верно, сюда еще раньше нас собрались», – подумали девки и, нисколько не опасаясь, отворили дверь и вошли. 

Смотрят, а там две святочницы. Одна святочница захлопнула дверь, а другая начала колупать девок. Вырвались девки кое-как из бани, побежали, а святочницы за ними, рвут куски мяса то у одной, то у другой. Вспомнила одна из девок, что эти чудовищи любят рядиться в бусы, сдернула с себя несколько ниток, разорвала и рассыпала по снегу; то же сделали и все остальные.Святочницы обрадовались, бросились подбирать, а девки тем временем успели добежать до дворов, вскочить в хату и захлопнуть дверь.

Девушка 3: Ворожили раз девки о святках. Церковь-то от деревни была за мяндациком таким. Ноць мисецная, светлая. По дороге-то церез мяндацик церковь видна. Вот девки и заспорили: никому, говорят, не сходить к церкве на колоколину, да и не созвонить, одна девка смелая была.– А я, – говорит, – схожу.Вот и побежала. Другие девки стоят ждут за мяндациком. Ну побежала и побежала. Прибежала на колоколину и созвонила – смелая ушто была шипко – и назад побежала. Побежала назад-то, а на дороге на лисёнке старицёк сидит, никак мимо ёво продти нельзя. А на старицке-то коупацёк белиет. Она схватила у ёво с головы коупацёк, унесла. Прибежала к девкам и бахвалит.– Вот как я-то, и коупацёк ошшо принесла!

Разошлись по домам. Девка эта ушла домой. А жила-то богато, и одна она была у отца у матери, боле и детей не было. Только легли спать, вдруг под окном цуют – стуцит хто-то да и крицит:– Отдай, девка, коупацёк! Она вынесла. Он не берет.– Там, – говорит, – отдай, где взяла.Так и другую, и третью ноць. Все стуцит да крицит: «Отдай коупацёк», – житья не стало.Вот созвау отец девки попа, да сослужили над ей молебен, да собрауся ноцью народ, да и пошла она отдавать коупацёк. Народ за оградой остауся, а она в ограду зашла. Видели, как шла, видели, как старицку подала, видели, как ему коупацёк на голову надела. А тут, только руками замахали оба, да зойкало што-то, да только их и видели: не стало ни девки, ни старицка. Так и згибла.

Девушка 4: Собрались однажды девки на посиделки в новую избу погулять и погадать. Изба была еще неосвященная, образов в ней не было. Одна из девок, красавица собой, посоветовала и кресты снять. Сделали все это, да и испугалися, нашел на них страх. Тогда затейница стала гадать первая. Поставила на стол миску похлебки, положила две ложки, сама и говорит:– Суженый-ряженый, приходи ко мне поужинать!Тут сейчас же послышался колокольчик, подкатили к избе сани, и в комнату появился красивый мужчина. Он взял под руку девушку, вывел из избы, посадил в сани и помчался с нею к себе в невидимую «тайную» деревню и сделал ее своею женою. Там она жила в довольстве и богатстве, но затосковала по своим домашним и хотела бы обратно, но это ей не удалось, а муж не хотел отпустить ее добровольно. Раз во сне она услышала чей-то голос, который сказал ей, что выручить ее может только крестная мать. От тоски она заболела и слегла. Муж очень любил ее и заботливо за нею ухаживал. Она и попросила его, чтобы он привез к ней из их деревни вдову Марью. Муж не отказал. Появилась крестная, узнала крестницу.– Какая ты стала худая, – говорит, – да на тебе, – говорит, – и креста нет!И при этом сняла свой крестик и надела на больную. Тут муж ее весь почернел, загоготал, забил в ладоши – все исчезло, и обе они очутились среди пустого поля, в глухую ночь, верстах в десяти от своей деревни, куда и вернулись утром.

Девушка 5: В ночь на Крещение девушки ушли погадать ко вдове и у ней засиделись до полуночи. Во дворе этой вдовы у самой конюшни стояла давно заброшенная нежилая изба. Вот пришло девушкам на ум идти выслушивать звуки в эту нежилую избу. В деревне в избах огней уже не было. Выслушивали девушки в заброшенной избе, и вдруг стало слышно им, что полуразвалившаяся печь издает какие-то особенные могильные звуки. Девушки испугались и побежали. Забежали они ко вдове и сказали ей, что печь издает какие-то особенные звуки. А вдова-то, видно, была из знающих и нетрусливых. В ту же минуту она двери заперла и перекрестила их. Потом стала перекрещивать окна. Когда она перекрещивала окна, в одно из них увидела, что из нежилой избы тащится раскаленная докрасна печь, так что от нее сыплются искры. Подошла печь к двери, но крестная сила в избу ее не пустила.

Ведущий 2: Но на святки самым интересным было гадание. Гадания возникли еще в глубокой древности.

Ведущий 1: Да, это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный.

Ведущий 2: Всё равно на святки гадали все! Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа.

Вот как об этом пишет А.С.Пушкин:

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль;

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И всё равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

Ведущий 1: Между прочим, самые «верные» гадания приурочивались к кануну больших христианских праздников. Это время сочельника- кануна рождества Христова и крещенская ночь.

Ведущий 2: Самым популярным гаданием является гадание на вещах (или на блюде). Это гадание очень увлекательно, происходит только в большой веселой компании и, что самое главное, сопровождается очень красивыми короткими песенками, которые называются подблюдными.

Выходят девушки и «нарядная», гадают и поют

Гадание: девушки снимают мелкие украшения (кольца, перстни, сережки) и складывают вперемешку на блюдо, которое накрыто чистым полотенцем или салфеткой. После этого участники гадания хором поют подблюдные песни. После каждой песни происходит нечто, напоминающее игру в фанты или лотерею. Один из участников, отвернувшись от блюда, вынимает из-под полотенца предмет. Владельцу этого предмета посвящалась подблюдная песня, в которой как бы предвещалась его судьба.

1.Курочка – погребушечка,

Свят вечер. Свят вечер

Греблась на завалинке,

Выгребла две жемчужинки,

Сделала золот перстень,

Кому этим перстнем обручатися?

Отроку – с отрочицею,

Доброму молодцу – со девицею.

Кому мы поем, тому добро будет,

Тому сбудется, не минуется.

2.За столом сижу,

Слава!

Я на чашу гляжу,

Пятерней вожу,

Золото кольцо ищу,

Я еще посижу,

Я еще повожу

И суженого найду.

Кому мы спели,

Тому добро,

Скоро сбудется,

Не минуется.

3.Медведь –пыхтун,

Слава!

По реке плывёт,

Слава!

Кому пыхнет во двор,

Слава!

Тому зять в терем.

Слава!

Да кому мы спели,

Тому добро,

Слава!

Кому вынется,

Тому сбудется,

Слава!

Скоро сбудется,

Не минуется,

Слава!

Ведущий 1: Любили на Руси и народный театр. К театру модно отнести значительные элементы обрядов, ряжений, игрищ, хороводов, диалогов, выкриков балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические действия и сценки, кукольный театр.

Ведущий 2: Народными актерами были любители, знатоки народной традиции, которая переходила по наследству.

Ведущий 1: Так, приходил со службы или с промыслов мужик и приносил в родное село полюбившуюся пьесу, выученную назубок или списанную в тетрадку.

Ведущий 2: И вот уже собирается группа молодежи и в укромном месте, перенимает «выходку», учит роли. А на святках — «премьера».

Ведущий 1: А вот и пример одной из народных пьес под названием «Царь Ирод».

ЦАРЬ ИРОД

Действующие лица:

Ирод

Воин

3 волхва

Рахиль

Смерть

Черти

Хор

Старик

Аришенька

Франт

Мужик

Максимка

Ирод восседает на троне; к нему являются Три волхва. Он повелевает им на обратном пути из Вифлеема явиться к нему с подробностями о рождении Спасителя. Ирод напрасно ждет волхвов и в раздраженном состоянии духа обращается к своему Воину:Воин мой, воин. Воин вооруженный, Стань передо мною, Как лист перед травою, И слушай мои приказания. Воин (входит). О, грозный царь Ирод, Почто своего верного воина призываешиИ какие грозные приказы повелеваеши?Ирод. Поди в Вифлеем и избей всех младенцев от двух лет и ниже. Воин (уходит и возвращается обратно). О, грозный царь Ирод! По твоему приказу Я сходил в Вифлеем И избивал всех младенцев От двух лет и ниже; Только одна старая баба Рахиля Не дает своего дитенка бить. Ирод. Приведи ее сейчас сюда. Воин уходит в одно из боковых отделений вертепа и тотчас приводит Рахиль в черном с головы до ног одеянии с ребенком на руках, жалобно пищащим. Ирод. Как ты, старая баба Рахиля, смеешь не давать своего дитенка бить моему верному воину, когда я приказал? Рахиль (воет). Да он же у меня один, да такой маленький, да от него никому нет зла! Ирод. А, дак ты мне еще смеешь грубить! (Воину.) Коли ее ребенка! Воин закалывает отчаянно кричащего ребенка. Рахиль заливается слезами. Хор (за кулисами). Не плачь, не плачь, Рахиля, Твое дитя цело. Оно не вмирало, А отцветало. Ирод (обращаясь к Воину). Гони отсюда старую бабу! Воин прогоняет ее в одну сторону, а с противоположного хода является Отшельник. Отшельник. О Ироде, Ироде, Полно тебе грешити, Пора смерти просити. Ирод (зовет Воина). Воин мой, воин, Воин вооруженный, Стань передо мною, Как лист перед травою, Слушай мои приказания! Воин (с мечом входит и останавливается перед Иродом). О грозный царь Ирод, Почто своего верного воина призываешь И какие грозные приказы повелеваешь? Ирод. Прогони отсюда сего старого бродягу! Воин прогоняет Отшельника в одну сторону, а с другой стороны является Смерть с косою и начинает речитатив. . О Ироде, Ироде, Полно тебе грешити, Пора смерти просити! Ирод в ужасе встает на своем троне быстро и порывисто. Смерть. Вот я к тебе пришла - Настал твой смертный час: Склони твою голову на мою косу. Ирод (просит отсрочки). Дай отсрочки один год! Смерть. Ни на один месяц! Ирод. Дай на один день.Смерть. Ни на один час! Ирод. На одну минуту. Смерть. Ни на одну секунду! Ирод покорно склоняет голову на косу, а Смерть, отрубив голову, плавно удаляется одним ходом, а другим вбегают Черти с визгом и хохотом, окружают тело Ирода и под предводительством огромного Черта тащат тело в ад. Хор (изображает кипение адской смолы). Жж… Зз… Сс… Трон опустел. Аришенька (входит и обращается к публике). Ах, шла с горы — утомилась, Шла под гору — спотыкнулась. Дайте на царском месте посидеть. (Садится.) Старик (с мешком за плечами). Ах, Аришенька, дружочек, Я принес те денежек мешочек, Только дай на твоих коленях посидеть, А ты у меня из мешка денежки выбирай. Аришенька. Садись, Старичок, садись, дорогой! Старик садится ей на колени. Аришенька выбирает у него деньги из мешка за плечами. Франт (является и обращается к публике). Ах, почтеннейшие господа, Как это не стыдно, Как это не обидно, Что старый хрыч с бородой Сидит на коленях у молодой?! Старик. Ах ты, Франт, У тебя сапоги в рант, Жилетка пике, А нос в табаке; Сапог скрипит, А в кармане трясца кипит!А я хоть старик седой, Да денег у меня мешок большой. Ступай отсюда прочь. Старик и Аришенька (кричат вместе). Ступай отсюда прочь! Франт сконфуженный уходит. Аришенька (за кулисами говорит). Милые музыкантики, Сыграйте нам танцыки! Музыканты играют «По улице мостовой». Аришенька пляшет русскую, Старик по ее приказанию тоже пляшет до изнеможения, чуть не падает — так что Ариенька переутомленного Старика наконец уводит долой со сцены. Старик прихрамывает и закашливается к великой потехе и смеху публики. На сцену является мужик.

Мужик. Куда же это я забрел? Вот тебе на! А где же Максимка? (Зовет.) Сын Максим, а сын Максим! Максимка (за сценой). Ау, татка! Мужик. Да где ж ты? Максимка. Да в лесу! Мужик. Зачем ты туда попал? Максимка. Да грибы собираю! Мужик. Да что ты, сдурел али пьян — какие ноне об растве грибы? Максимка. Да еще какие — подосиновики! Ходи ко мне собирать, а то всех одному не набрать! Мужик. В такой-то мороз мне к тебе идтить? Нет уж, ты выходи ко мне скорей. Пора домой, а то замерзнем! Максимка. Не, мне в лесу тепло! Да я, никак, и заблудился? Так и есть — заблудился. Мужик. Так читай за мной молитву «Да воскреснет бог».Максимка. Да растреснит твой лоб, тятька! Так стемнело, что ни зги не вижу. Мужик. Ну, так читай за мной другое!.. 

Ведущий 1: Наш святочный праздник подходит к концу.

Ведущий 2: Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.

Ведущий 1: Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,Все тот час произойдет, все тот час сбывается.Ведущий 2: Надеемся, что мы зажгли в ваших сердцах искорку счастья, доброты и любви друг к другу. Наш праздник окончен, спасибо за внимание!