Сценарий школьного конкурса Русский костюм

Сценарий школьного конкурса «Русский народный костюм» к декаде гуманитарного цикла «Русь изначальная».

Составила: учитель изобразительного искусства

СОШ № 1 Сухорукова Е.В.

Нерюнгри

Участники конкурса учащиеся разных классов готовят своими руками костюмы по мотивам русского народного костюма 11 –12 века и представляют на конкурсе.

Ведущие: учитель и учащиеся класса 6 «А». Конкурс проходит в актовом зале, празднично оформлен.

Вступительное слово учителя.

Мы сегодня собрались на конкурс русских народных костюмов, которые ребята разных классов готовы вам представить.

Приветствие читает ученица:

Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

И ребята – молодцы,

Ох, Веселы удальцы!

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Стих читает ученица:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские костюмы

Вспомним нашу старину!

Представляет жюри ученица:

Кому же сегодня первое слово?

Жюри «оценить» модели готово. (Называет членов жюри).

А главное наше сегодня жюри,

Милые зрители, — это вы.

Историческую справку о истории костюма дает ученица.

Ой, вы красны девицы,

И добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите,

Что слыхам не слыхали

И видом не видали!

- Русский народный костюм 11 – 12 века, каким он был?

Русский костюм внешне кажется простым, но история его на так уж и проста.

Мужской костюм 12 века это исподнее платье – называется оно портами, шилось оно из полотна. Холщовые рубашки назывались сорочками и были длинными до колен с разрезным на переде воротом. А подпоясывались сорочки шнурком поверх исподнего платья. Воротник и края рукавов вышивали красными нитками и шелком. Богатые люди носили шелковое платье, драгоценный пояс и сафьяновые сапоги с загнутыми вверх носами.

Женщины одевались в длинные платья, рубахи с длинными рукавами они были белого или красного цвета. Рубаха девушки могла быть украшена красиво но не ярко. Считалось, что девушку украшает ее молодость. Самую яркую и нарядную рубаху, в украшении которой преобладал красный цвет, (цвет солнца, жизни) имела право носить молодая женщина, недавно вышедшая замуж. Старая женщина носила рубаху отделки, которой почти не было. Рубашка в глазах наших предков обладала магической силой, поэтому ее берегли, чтобы она не попала в руки недоброго человека.

– Представляем авторскую модель русского народного костюма 12 века, учитель трудового обучения.

А открывает наш конкурсный показ учащиеся первого «а» класса.

Читает стихи ученица.

Мы народные умельцы.

Вышиваем и плетем,

И частушки мы поем.

Мы умеем танцевать,

Можем стать вам показать.

Женские народные костюмы представляют учащиеся 8 «А» и 1 «Б» класса.

Историческую справку о костюме крестьян Севера России объявляет ученица.

Шло время, менялись эпохи и по иному стал выглядеть русский народный костюм.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. За семью печатями скрыто от нас время, когда появился сарафан, ставший символом русской женской одежды. Название это не русское, а персидское, и обозначает «одетый с головы до ног». Впервые в русских источниках упоминается о нем в 14 веке. Сарафанные комплекты, так они называются. Это одежда крестьян Севера России и Центральной ее части. Там женщины и девицы надевали рубаху, сарафан и передник. С сарафаном в летнее время надевалась душегрея с рукавами или на лямках. Сарафан – основа всего наряда. Поэтому и украшали его золотыми нитями, тесьмой и кружевом, вышивкой.

Два костюма того времени показывает 5 «Б» класс.

Может мысль спесивая,

Но самые красивые девушки

На Руси живут.

Хочет, кто понравиться, Милого любя

Выходи красавица,

Покажи себя.

Русские народные костюмы показывают учащиеся 7 «Б», 2 «А», 2 «Д» классов.

Историческую справку о южновеликорусском типе народной одежды дает ученица.

Поневный комплекс — женский костюм, который относится южновеликорусскому типу народной одежды. Это просторная рубаха, понева – юбка из шерстенной клетчатой или полосатой ткани, передник — называемый запон. Рубаху и запон расшивали узорами, украшали тесьмой, нашивками из цветной ткани. По расшитому узором запону можно было узнать, откуда женщина родом, сколько лет замужем, сколько у нее детей, девочек и мальчиков. Все части костюма расширяли фигуру женщины. Это придавало молодой женщине необходимую долю степенности дородности, считавшихся на юге признаком здоровья и силы, необходимой для выполнения многочисленных работ по дому и в поле.

13. Девичий народный костюм показывает 6 «А» класс, 3 «Д» класс.

А девоньки тоненьки,

Как яровы соломенки.

В лапотки обуются.

Все на них любуются.

Женские костюмы представляют 6 «Б», 2 «Б» классы.

Историческую справка об украшение костюма дает ученица.

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколения заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение, смысл. Вертикальные косые линии в древности символизировали дождь, крестообразный мотив выражал представление древнего человека о пространстве, которое его окружало. Самый распространенный мотив вышивки был ромб и квадрат с точками — это древние идеограммы земли, засеянного поля. Этими узорами украшался низ одежды. Основной красный цвет вышивки подчеркивался другими цветами. Расположение вышивки по подолу, рукавам, вороту играло обереговое значение. Наши предки верили, что эти знаки оберегают от нечистой силы и «дурного глаза». На рубахах выше пояса часто встречаются растительные сюжеты – изображение древа жизни с фигурами, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры несут идею земли, плодоносия почвы.

Два костюма представляют ребята 3 «В», 2 «В» классов.

Историческая справка о мужском народном костюме читает ученица.

Мужской костюм был проще и скромнее женского состоял из рубахи и штанов (портов). А в день свадьбы жених надевал более нарядную рубаху, которую шила жениху сама невеста.

Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью. Повседневной обувью были лапти. Их плели из лыка и бересты. Лапти использовали во все времена года, а для тепла и прочности подошвы проплетались коноплянной веревкой.

Продолжает конкурс, ведущий учитель.

- Мужской костюм, это не только сорочка да портки, такую они ее носили когда было мирное время, но если мужчина уходил на войну, то он облачался вот в такую одежду.

Стих читает ученица.

Златом – серебром горя,

И сильны, и метки,

Едут три богатыря –

Наших предков предки.

Ратных подвигов заря

Никогда не гаснет.

Наших три богатыря

Продолжают праздник.

18. Три мужских костюма представляют 3 «Б», 8 «Б» класс.

Стих читает ученица.

Молодцы, что светлые звезды, горят.

И под топот подошв и под песенный лад.

Изгибаясь, ходят красиво;

Молодцы выступают на диво.

Мужской костюм представляет 8 «А» класс.

Историческую справку о головных уборах дает ученица.

Головной убор завершал весь ансамбль. На всей территории России головные уборы разделялись на девичьи и женские.

Девушка в будни могла ходить без головного убора, а в праздники надевала головной убор, который назывался по-разному: связка, лента, повязка. Самый распространенный женский головной убор сорока с кичкой – он считается самым древним и сложным. Женские головные уборы северной губернии имеют общее название «кокошник». Большинство женских головных уборов связано с образом неба. В орнаментальные мотивы на головных уборах вплетаются изображения звезд, солнца. Ленты, спускающиеся с головного убора, выражали идею дождя. Кокошник, кичка, сорока все эти уборы связаны с названиями птиц. Например, кокошник – «кокошь» так называли курицу в старину, «кичка» — это означает утка.

Стих читает ученица и объявляет выход показа женского костюма 8 «Б» класса.

Вот так дева на виду,

Разглядеть в любом ряду.

Имя русское имеет.

На Руси оно в ходу:

Агрепина, Акулина. Виринея,

Марфа, Злата, Юстина

Именами Русь красива.

Завершает конкурс, ведущий учитель.

Пока жюри подводит итоги конкурса, мы прослушаем песню, в исполнении солистки народного фольклорного ансамбля русской народной песни «Рамада» Ладу.

Лада нам споет песню так как пели в старину без музыкального сопровождения – инструментов.

– Пусть закружится веселый хоровод

Пусть потешит сам себя народ!

Все участники конкурса приглашаются на сцену.

Заключительное слово читает ученица.

- Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув, в эту сокровищницу уже не можешь оторваться от нее. Костюм становится образной летописью наших предков. Эта летопись языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы народного искусства.

Слово предоставляется жюри, которое объявляет победителей конкурса и вручает грамоты.

Заключительное слово предоставляется ведущему учителю.

- Вам спасибо за вниманье.

За задор, за огонь соревнованья,

Обеспечивший успех!