Сценарий праздника ко Дню Лицея Друзья мои прекрасен наш союз

Сценарий праздника ко Дню Лицея: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

(Учащиеся 5-6 классов в лицейской форме выстроены на сцене).

Ученик ( в роли Пушкина):

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен…

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье, куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

(Звучит праздничный колокольный звон, на экране демонстрируется Царскосельский лицей)

1 чтец: 19 октября 1811 года — четверг. На дворе ранняя зима. В Царском Селе – торжество — день открытия лицея. Собрались гости.

2 чтец: В большом зале лицея стоит длинный стол, покрытый сукном с золотой бахромой. По правую сторону стола выстроились воспитанники в парадной форме. (примерно 10 учащихся) При них –инспектор Василий Федорович Малиновский. По другую сторону — профессора.

Министр Просвещения граф Разумовский объявляет:

Ученик раф Разумовский): Просим войти в зал императора всея Руси, Его Величество Александра 1, Великую княжну Анну Павловну и наследника престола — Великого князя Константина Павловича.

3 чтец: Августейшее семейство и придворные вельможи уселись. Царь подал знак рукой, и церемония началась. Директор департамента народного просвещения Иван Иванович Мартынов прочел лицейский Устав.

Ученик (Мартынов:)

Учреждение Лицея имеет целию образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной…»

3чтец: Устав состоял из 12 листов. После Мартынова говорил молодой адъюнкт — профессор Александр Петрович Куницын.

Ученик (Куницын): Раздался глас Отечества, в недра вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина…Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

1 чтец: Речи окончились, и воспитанников стали вызывать по списку: (всего называют 10 человек, воспитанники по очереди выходят вперед)

4 чтец:

Всего лицеистов было 30 человек. После церемонии царь, как любезный хозяин, пригласил гостей осмотреть здание Лицея. Виновников торжества повели в столовую, чего они уже давно ожидали. Вечером им разрешили погулять на улице. Время близилось к 10 часам вечера . Пора и на покой. Поднялись на 4 этаж и по темному длинному коридору разошлись по своим комнатам.

1 чтец: Александру Пушкину досталась комната под номером 14. Над дверью висела дощечка с его фамилией. (Звучит музыка, на экране демонстрируется лицейская комната Пушкина) Пушкин оглядел свою комнату. Тускло освещала свеча скромное убранство: узкая железная кровать с бумазейным одеялом, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод. Убогость обстановки его не тревожила, он не был избалован.

2 чтец: В соседней комнате под номером 13 поселился Иван Пущин, будущий друг Пушкина. Именно он, умный, добрый Жанно Пущин, его друг сердечный, знал, как волновали, огорчали и мучили Пушкина незначительные размолвки с товарищами. О чем только не говорили они в ночные часы, когда уже все спали.

Ученик (Пушкин) читает стихотворение «Пущину».

3 чтец: (на экране демонстрируется лицейский класс) Распорядок дня в Лицее был твердый. Вставали в 6 часов утра и шли на молитву. С 7 до 9 занятия «класс». В 9 часов — чай. До 10 прогулка. С 10 до 12 опять «класс». От 12 до 13 –прогулка. В час — обед. От 2 до 3 чистописание или рисование. От 3до 5- другие уроки. В 5 чай. До 6 прогулка, потом повторение уроков. В половине 9 — ужин. После ужина до 10 — отдых. В 10- вечерняя молитва и сон.

4 чтец: Воспитанники, Корсаков, Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас и др., издавали журналы: «Неопытное перо» и «Юные пловцы». Пушкин постоянно и деятельно участвовал во всех журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы, помещал свои стихи, отлично рисовал.

1 чтец: В классах, как и в столовой, воспитанников рассаживали по поведению и успехам: отличников — на первое место. Пушкин сочинил на это эпиграмму: (читает ученик (Пушкин)

Блажен муж, иже

Сидит к кафедре ближе;

Как лексикон, растолстеет он.





Все шесть лет первым сидел Владимир Вольховский, прозвище Суворочка. Он воспитывал в себе железный характер и походил на Суворова. Пушкину нравился этот маленький спартанец: (читает ученик (Пушкин)

Спартанскою душой, пленяя нас,

Воспитанный суровою Минервой,

Пускай опять Вольховский сядет первый,

Последним я иль Брольо, иль Данзас.

2 чтец: Последним в классе Пушкин никогда не сидел. А Брольо и Данзас действительно сидели. Это просто поэтическое преувеличение.

Ученик (Пущин): Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы не слыхали. Все, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать…. Вольховский, Пущин, Матюшкин, Кюхельбекер, способные и трудолюбивые, учились прекрасно, овладевали знаниями, мечтали о «высокой цели» в дальнейшей жизни. Ломоносов и Корф мечтали о чинах и карьере. Пушкина такое честолюбие только смешило. А вот ленивый Антон Дельвиг был Пушкину по сердцу.

ебольшая сценка)

Ученик (Пушкин) (толкает Дельвига, который вроде бы спит):

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь, латынью усыпленный.

3 чтец: Не забыл Пушкин и лицейского «казака» Ивана Малиновского:

Ученик (Пушкин) (обращается к Малиновскому:)

А ты, повеса из повес,

На шалости рожденный,

Удалый хват, головорез,

Приятель задушевный.

4 чтец: Без большой охоты занимались лицеисты в классе математических и физических наук Якова Ивановича Карцева. Сначала он сердился на мальчиков, но потом махнул рукой и стал учить лишь Вальховского. Остальные в математическом классе готовили другие уроки, читали, сочиняли стихи, занимались чем угодно, только не математикой.

Ученик ицеист в очках читает строгим голосом, с указкой в руке)

Какие ж вы ленивцы!

Ну, на кого напасть?

Да нуте -ка, Вольховский,

Вы ересь понесли.

А что читает Пушкин?

Подайте-ка сюды!

Ступай из класса с Богом,

Назад не приходи.

3 чтец: Пушкин был одним из самых подвижных и ловких. Ему дали прозвище «Егоза». А за начитанность, прекрасное знание французского языка и французской литературы ему дали прозвище «Француз», которое он ценил невысоко. А вот ловкостью, умением прыгать, бросать мяч- гордился, поэтому ему больше нравилось прозвище «Обезьяна с тигром». Он писал об этих днях:

Ученик (Пушкин):

В те дни, как я поэме редкой

Не предпочел бы мячик меткой,

Считал схоластику за вздор

И прыгал в сад через забор…

1 чтец: Именно в Лицее Пушкин начинает серьезно заниматься поэзией. В это время ему было 13 лет. Первые стихи он в счет не брал.

2 чтец: «Я поэт,» — думал Пушкин с волнением и радостью. Он стал серьезнее, меньше шалил.

Ученик (Пушкин):

В те дни — во мгле дубравных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах лицейских переходов

Являться муза стала мне.

3 чтец: Теперь «студенческая келья» не казалась больше Пушкину такой неприглядной и унылой, как прежде. Ведь с ним была его муза — веселая, резвая, беспечная. Он воспевал любовь, дружбу.

(В это время выходят на сцену старшеклассники и встают за спинами учеников-лицеистов, на экране демонстрируются кадры из фильма «Пушкин».

4 чтец: За 6 лет учебы в лицее Пушкин подружился с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Горчаковым, Матюшкиным, Данзасом и пронес эту дружбу через всю жизнь. По- разному сложилась дальнейшая жизнь у лицеистов.

Говорят старшеклассники:

Иван Пущин стал декабристом,

Матюшкин — мореплавателем, адмиралом

Горчаков — дипломатом, Министром иностранных дел

Кюхельбекер — декабристом

Дельвиг — поэтом…

1 чтец: Александр Пушкин стал великим поэтом, покорившим своими стихами весь мир.

2 чтец: Кем бы ни стал каждый из них, но лицейскую дружбу пронесли они через всю жизнь.

(Старшие ребята стоят, обнявшись, Пушкин, теперь уже из старших участников, читает.)

Ученик (Пушкин):

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье, куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

(Звон колоколов, занавес опускается)