Сценарий посвященный Сталинградской битве Народ умевший победить обязан помнить все как

Северо – Восточный Административный Округ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением английского языка № 1378.

Литературно-музыкальная композиция

«Народ, умевший победить, обязан помнить, все как было…»

Учитель математики

ГБОУСОШ№1378

Яхьяева Рита Абидиновна

Тел. 8-925-190-13-84

Пояснительная записка

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья,

Затем, чтоб нам счастливым быть

А счастье не забвенье.

Всё дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладят эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед. Война и Победа – не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг. Сталинград-город , у стен которого в годы войны во многом решалась судьба человечества .Подвиг нашего народа и его Вооруженных сил спас человечество от фашистских варваров,он не померкнет в века. Последствия минувшей войны ощутимы и сегодня. Поэтому очень важно сохранить в памяти то, что мы знаем об одной из крупнейших битв второй мировой войны, об участниках этой битвы. Нам необходимо расспрашивать ветеранов об их прошлой боевой жизни, о не вернувшихся с поля битвы — близких.

Давно закончилась война.… Затекли и сравнялись с землёй окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!

Проект “Мы помним, мы гордимся” составлен для того, чтобы сохранить в памяти подрастающего поколения подвиг дедов и бабушек, отчаянно защищавших родную землю, оказывать помощь ветеранам Великой Отечественной войны, участникам тыла, нуждающимся в помощи и одиноким пенсионерам. Волонтёрская группа нашей школы просто хочет делать добрые, полезные дела, которые продолжит и в последующие годы.

Обоснование проблемы проекта:

В наше время у моих сверстников наблюдается низкая социальная активность. Их интересы сводятся к мобильным телефонам, компьютеру, интернету. У них нет социально-значимого дела, полезного обществу,

они не участвуют в решении общественных проблем.

Ключевая идея проекта — научить подростков проявлять более серьёзный интерес к делам общества, заботиться о старшем поколении через осмысление опыта старшего поколения, наложение опыта молодых и совместное переживание в рамках работы над проектом.

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы.

а) организационные

Создание волонтёрской группы для решения всех вопросов, связанных

с подготовкой, организацией и проведением мероприятий анализ

результатов;

организация и проведение просветительской и агитационной работы

сбор аудио и видеоинформации и документов, подготовка слайдовых презентаций, обеспечение подготовительной раскрутки каждого мероприятия (постеры, объявления, реклама…)

Размещение информации на сайте школы о ходе подготовки и

проведении мероприятий

б) вовлечение в реализацию проекта представителя администрации школы, классных руководителей и представителя Совета родителей для координации действий, а также выполнения работы в пределах своей компетенции.

в) Финансовые ресурсы – это спонсорские средства и пожертвования, привлеченные самостоятельно для реализации данного проекта.

Реализация проекта пройдет в три этапа

Первый этап – подготовительный.

Второй этап – реализация проекта, который включает полномасштабные мероприятия: праздники (литературно-музыкальная композиция), встречи с ветеранами и труженицами тыла.

Третий этап реализации — подведение итогов. Необходимо будет проанализировать, принять во внимание, выпадающие звенья работы и запланировать новые шаги реализации.

Цель:

пополнить знания об истории нашей Родины; расширять представления учащихся 6-11 классов о Сталинградской битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Этапы: (формы и методы реализации)

1. Дать информацию о Сталинградской битве:

а) работа школьной библиотеки (чтение и разбор повести В.Некрасова «В окнах Сталинграда», К.Симонова «Дни и ночи», романа Ю.Бондарева «Горячий снег»; ознакомление с мемориальной книгой немца Ото Роле «Исцеление в Елабуге»; чтение писем немцев публикованные в журнале «Знамя»№3 за 1990г.

б) работа школьного музея (просмотр художественных фильмов «Горячий снег», «Сталинградская битва», «Сталинград»; обсуждение эпизодов: «В июне 1942…», «Дом Павлова…», «Тракторный завод, ополчение…», «Моряки..», «Расстрел струсивших…», «Колонна пленных немцев, наш мальчишка…».)

в) исследовательская работа учащихся по группам: » Этапы Сталинградской битвы»; «Командный состав фронтов и армий»; «Перечень объединений , соединений и частей «; «Почетные граждане Волгограда «; «Могилы и памятники».

2. Реализация проекта: Литературно-музыкальная композиция, посвященная Сталинградской битвы » Народ, умевший победить, обязан помнить все как было….»

3.Завершающий этап: Экскурсия город-герой Волгоград.

Материально-техническое обеспечение: ТВ,dvd, мультимедиа.

Литературно-музыкальная композиция

«Народ, умевший победить, обязан помнить все как было…..»

Звучит пьеса » Грезы» Шумана(см.Приложение)

На сцену выходят ведущие:

1.Ведущий: Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,

Взрыв за взрывом, смерть за смертью,

Боль за болью,

Год за годом, опаленные огнем.

Год за годом, истекающие кровью

2.Ведущий: Там, где необъятная степь, бездонное небо, синева великой русской реки Волги слились воедино с волей, силой и мужеством русского человека, стоит город, имя которого известно всему миру. Это город — Волгоград.

1.Ведущий: Поклон земле, суровой и прекрасной,

Что вечно будет людям дорога!

Здесь виден новый город — светлый, ясный,

Степная ширь и Волги берега.

Став на земле, суровой и прекрасной,

Копнешь песок, а он не желтый весь,

Не золотистый он, а темно-красный,

Как кровь героев, пролитая здесь.

2.Ведущий: Здесь в годы Великой Отечественной войны, в донских и приволжских степях, началось одно из величайших сражений второй мировой войны. Двести суток длилась Сталинградская битва…..

( звучит пьеса «Грезы» Р. Шумана)

1.Ведущий: От рождения земля не видала

Ни пожаров, ни битвы такой:

Содрогалась земля, и краснели поля-

Все пылало над Волгой — рекой (пауза)

2.Ведущий: Почему же фашисты рвались в Сталинград?

Во-первых, фашистское руководство стремилось перерезать Волгу, которая являлась важнейшей водной артерией страны. Во-вторых, фашистская ставка считала, что «судьба Кавказа решается под Сталинградом».

1.Ведущий: В- третьих, от исхода Сталинградской битвы зависела позиция Турции и Японии, послы, которых обещали Гитлеру вступить в войну против СССР сразу же, как только падет Сталинград. И наконец, с взятием Сталинграда Гитлер связывал свой личный престиж и престиж германской армии. Он заверял немецкий народ, что Сталинград падет, и война закончится… (пауза)

Звучит сигнал воздушной тревоги.

На экране слайд № 1″Фашистские самолеты«(приложение.)

1.Ведущий: А началось все как обычно. Обычное утро 22 июня 1941года.

Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня. Встретившись над городом, самолёты, пришедшие с востока и с запада, с севера и с юга, пошли на снижение, и казалось, они снижались оттого, что летнее небо провисло, усело от тяжести металла и взрывчатки, тянувшейся к земле.

Ученица:

Бомбы достигли земли и врезались в город, Дома умирали так же, как умирают люди.

Ученик:

Обнажились согнутые водопроводные трубы, железные балки, пряди проводов.… Тысячи домов ослепли. Под ударами взрывных волн массивные трамвайные провода со звоном и скрежетом падали на землю, зеркальные стёкла витрин вытекали из рам. Трамваи, автомобили, автобусы, паровозы — всё это остановилось.

2.Ведущий:23 августа авиация совершила более 2000 вылетов. Город был превращен в развалины. Под руинами погибло свыше 42 тыс. жителей.

На экране слайд № 2 «Фашистские танки»

1.Ведущий: Затем на Сталинград двинулись танковые дивизии в надежде сломить сопротивление защитников Сталинграда. Но жители не дрогнули.

На экране слайд № 3 «Зенитки».

2.Ведущий: В самом городе зенитчики отражали атаки, а пожарные боролись с огнем.

Песня «Горячий снег» (см. Приложение). Слайд № 4.

Ученик:

…Здесь битва небывалая идёт.

На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще

И изрыгает бешенство огня.

И на ветру пронзительно скрежещет

Снарядом раздроблённая броня.

…Зелёные и синие ракеты

Густую ночь, как одеяло, рвут,

И танки, опрокинутые где-то,

Как раненые мамонты ревут.

С когтистыми распятиями свастик,

Они ползут сквозь брустверы и рвы.

На башнях, неуклюжих и горбатых,

Сплошная грязь, пучки сырой травы.

…А сколько их сюда нагнали, жадных

До нашей русской, золотой земли,

А сколько их гниёт в траншеях смрадных,

И слягут те, кто нынче не легли.

…Пусть вихрь сильней. И дождь наотмашь хлещет,

И над землёю сладковатый чад.

Над трупами, раздутыми зловеще,

Медлительные коршуны кричат.

Мы выживем. Хотя б во имя долга.

Мы вырвемся к широкой синеве.

Мы вдаль войдём, как в Каспий входит Волга,

Отстаивая Волгу на Неве.

Да так, чтоб песня птицею плыла.

Не иволги малиновое горло —

Здесь нужен клёкот горного орла.

Ученица:

В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город, Ужасна была эта картина, и всё же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять лёгкие ресницы над глазами мёртвого ребёнка.

Слайд № 5 «Листовка»

Ученица:

Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров — город сжигает их своим гордым огнем.

1.Ведущий: Для поддержки мужества народа по городу распространялись листовки, рассказывающие о подвигах защитников Сталинграда. (слайд листовки)»Смерть немецким захватчикам!»

Прочитай и передай товарищу!

Сталинградец! Будь стойким, как Матвей Путилов. Он был рядовым связистом и часто находился там, где вражескими снарядами и минами корежились провода, где разрывающиеся бомбы непрерывно выводили из строя. Сегодня на линии вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание, он поднес концы проводов в рот и крепко зажал провод зубами. Восстановив связь, он умер с проволокой в зубах. Отомстим за Матвея!

Слайд № 6. «Матвей Путилов»

Ученик читает стихотворение «Его зарыли в шар земной «С. Орлова

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему, как мавзолей, Земля -

На миллион веков.

И млечные пути пылят

Вокруг него с холмов.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой.

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» (см.Приложение)( исполняет ученик)

Портрет Якова Павлова, дом Павлова. Слайд № 7.

2.Ведущий: В конце сентября 1942 года командир отделения сержант Я.Ф.Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом уже занятый гитлеровцами. 58 дней -срок больший ,чем Германия затратила на захват целых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

1.Ведущий: Именно здесь родилась слава снайперов В. Зайцева, Н. Куликова, В.Медведева.

Портрет Зайцева и Медведева. Слайд № 8.





-Более трехсот гитлеровцев уничтожил Василий Зайцев в уличных боях. Ему и Медведеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

2.Ведущий: Беспримерное мужество потрясло даже гитлеровских вояк,

(Звучит старинная немецкая музыка. Дети расступаются, девушка — «немка», нарядно одетая, сидит за столом и читает письмо немецкого солдата. Она радостно улыбается, целует письмо.)

Немка (читает):

«Дорогая Клара. Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели — Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои.… Почему русские уперлись на этом берегу? Это безумие…»

Ученик:

Клятва гвардейцев.

До Волги фашистскими толпами

Истоптан ковыль степной,

Но топчется враг возле города,

Стоит пред стальною стеной.

Она из отваги построена

И верных сердец солдат.

Не выдержат камни, но выстоит,

Но выдержит до конца,

До самых последних выстрелов

Железная воля бойца.

Захватчиков залпами меткими

Здесь каждый встречает дом.

Что с планами станет немецкими,

Могилы расскажут потом.

И мечется враг перед стенами,

Не знает, что его ждёт…

Покрытый кровавою пеною,

Он всё ещё рвётся вперед.

Высоким примером для воина

Стоит богатырь Сталинград.

Пусть крыши сметает снарядами

И рушатся этажи, —

Завалы теперь баррикадами

Бойницами будут служить!

Он всё на победу надеется —

Кричит, что взят Сталинград, —

Но клятва дана гвардейцами:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст