Сценарий музыкально-проэтической композиции Люблю тебя мой край родной

Конспект музыкально- поэтической композиции «Люблю тебя, мой край родной! (Какие стихи и песни мы знаем о Суздале?)».

Примечание. Проводится совместно с музыкальным руководителем при участии родителей.

Вид деятельности: Досуг.

Цель. Помочь детям узнать произведения местных поэтов. Способствовать осознанию понятия «малая Родина» в связи с родным городом.

Вызвать эмоциональный отклик на сочетание музыки с художественным словом.

Воспитывать чувство любви к родному краю, гордости за его достижения.

Материал. Плакаты, рисунки детей, диапроектор, слайды, изображение герба Суздаля, запись колокольных звонов, книги С.Голицина, А. Евсеенко, О. Марковой.

Литература. С. Голицин «Про бел- горюч камень». Журналы «Дошкольное воспитание»№5 1991г. Э. Якимова «Россия, Россия, края дорогие!»; №4 1996 г. Л. Олфирова «Праздник славянской письменности и культуры».

Сборники и книги стихов А. Евсеенко «Город мой», О. Марковой «Ангел мой бессонный».

Ход досуга.

Зал украшен плакатами с изображением видов Суздаля, рисунками детей. Дети и взрослые входят, рассаживаются в зале.

Ведущий (взрослый). Россия, Россия, края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные, вольные песни поют.

Музыкальный руководитель исполняет песню «Родина» («Вижу чудное приволье…».

Ведущий. Крепко любили свою Родину- Россию наши предки и сложили об этом поговорки. Кто их вспомнит?

Дети читают поговорки.

Вед. Славные наши гостюшки, разлюбезные детушки! Расскажу я о древних временах, вам неведомых. Жили тогда добрые молодцы и красные девицы, умели они пахать и косить, умели дома- терема рубить, умели полотна ткать, узорами их вышивать.

1-й взрослый (педагог или родитель). Русоволосые и синеглазые

Своею статью все пригожие

Все разные и все похожие

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети. Мы- славяне!

Взрослый. Мы чтим берёзки белоствольные

Мы любим наши песни вольные

Зовёмся Маши, Оли, Вани,

А вместе кто мы?

Дети. Мы- славяне!

Дети и взрослые водят общий хоровод «Во поле берёза стояла».

Вед. Среди бескрайних просторов России есть край, где мы родились и живём, где наш родной дом. Это- наша малая Родина. Где бы человек не был, он всегда помнит её. Какой город мы называем своей малой Родиной? (Суздаль).

Взрослые исполняют песню «Уголок России».

Звучат куранты суздальского Кремля, выходят два ребёнка.

1-й реб. Славен город наших дедов

В жизни многое изведав,

Он стоит из года в год

Наша гордость и оплот!

2-й реб. И любыми временами

За кремлёвскими стенами

Русь спасая от невзгод

Жил наш суздальский народ.

(Н. Журов, Г. Петров).

Вед. Жители Суздаля очень любят свой город, гордятся им, посвящают ему стихи. А знаем ли мы стихи своих, суздальских поэтов?

3-й реб. По тихим улочкам пройдусь

Вечернею порой,

И сразу в сказке окажусь-

Здесь пахнет стариной.

Вед. Эти строки написала о своём городе ученица 1-го класса Надя Саропулова. А сейчас своё стихотворение о Суздале прочтёт наш музыкальный руководитель Галина Алексеевна.

Муз. руководитель. Забыть, уехать и не возвращаться

Остаться, помнить, быть всё время тут

Тебя я выбираю, добрый Суздаль,

Мой милый и единственный приют.

Ты прикасаешься ко мне своим простором,

Уютом, первозданной чистотой.

Нельзя воспринимать тебя холодным взором,

Ты подкупаешь сердце красотой.

Взрослые исполняют песню «Приезжай ты в город Суздаль».

Дети подпевают припев: Тихий берег речки узкой

Милый сердцу добрый край.

Приезжай ты в город Суздаль

Если можешь, приезжай.

Вед. Живёт в Суздале поэт Анатолий Евсеенко, стихи которого напечатаны в этих книгах (показ). В своих стихах он всегда любуется красотой родного города.

4-й реб. Какая красота,

Простор тут и покой!

Люблю я постоять

Над Каменкой – рекой.

Руками я взмахну,

Взлечу и обниму

Весь Суздальский свой край,

Родную сторону.





Вед. А суздальская поэтесса Раиса Грачёва пишет о зимнем Суздале.

5-й реб. Суздаль- сказочный город любимый

С теремами на белом снегу.

Ты красуйся, веками хранимый.

Я тебя позабыть не смогу.

А по улице мчаться кони

И скрипит под копытами снег.

Мелодично плывут перезвоны,

Будто эхо минувших лет.

Вед. Вот книга Ольги Марковой, в которой много стихотворений посвящено Суздалю.

6-й реб. Я над Каменкой, речкой маленькой

Вижу чудо- град белокаменный

Суздаль песенный и отчаянный

Повстречался в пути нечаянно.

Монастырские стены древние,

Золотистый цвет куполов…

Помнит Суздаль о старом времени

И рассказывает без слов.

Вед. Суздаль- город особенный. В древние времена жили здесь мастера, умевшие создавать красоту. Про мастеров- камнесечцев, построивших прекрасные церкви и соборы Суздаля, рассказал писатель Сергей Голицин в своей книге «Про бел- горюч камень».

Ведущий показывает книгу и зачитывает отрывок из неё.

Вед. Прославлены и мастера- ювелиры, златокузнецы, иконописцы и стенописцы. Полюбуйтесь, как они украшали древние храмы.

Показ слайдов «Сокровища Суздаля».

Звучит запись колокольных звонов Спасо — Евфимиева монастыря.

Вед. Эту колокольную музыку играет суздальский звонарь Юрий Юрьев. Про него тоже есть стихи, которые написал Анатолий Евсеев.

2-й взрослый. Ой ты, суздальский звонарь,

Голова седая.

А в глазах огонь- янтарь,

Удаль молодая!

Юрий Юрьевич звонит

Время замирает.

Громко колокол гудит

О родимом крае.

Вед. Живут в нашем городе красавицы- суздалянки, о которых написал стихотворение Виктор Шульгин.

7-й реб. Ты сыграй, гармонь- тальянка

Мне про очи синие.

Суздалянки, суздалянки,

Девушки красивые!

Если песни запоют-

Эхо откликается.

А плясать они пойдут-

Аж земля качается!

Группа девочек исполняет танец с платками.

Вед. Много туристов приезжает в наш город, все хотят увидеть его древнюю красоту. Поэт Владимир Андреев рассказывает о гостях

Суздаля в стихах.

3-й взрослый. На асфальт площадей,

На булыжник нетленный,

Солнце блики бросает

С крестов золотых.

На желанных гостей

Смотрят старые стены

И шумят на ветру

Кроны лип вековых.

Вед. Жители Суздаля- весёлые люди и любят петь задорные частушки.

Дети исполняют частушки на русскую нар. мелодию.

Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы споём для вас, сыграем,

Попросите только нас.

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона.

Здесь повсюду нас встречает

Суздальская старина.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережём.

В нашем Суздале любимом

Замечательно живём!

Вед. Показывает изображение суздальского герба, спрашивает у детей:

- Что это? (Герб Суздаля). Кто изображён на гербе? (Сокол).

У всех русских городов с древних времён были свои гербы. На гербе Суздаля изображена птица сокол в короне, что означает волю, свободу.

О суздальском гербе написал стихи поэт Михаил Брель.

4-й взрослый. Птиц певчих любитель завзятый,

Я в юности дальней моей

Часами мог слушать пернатых:

Синиц, соловьёв, снегирей.

Но в Суздале- слогом высоким

Я честно признаться готов,

Мне больше понравился сокол

На шпиле торговых рядов.

Тут люди привыкли гордиться,

Что вместо зверья иль копья

Красивая вольная птица

Поставлена в центре герба. А город- сбиратель России

Лучами зари осиян,

И сокол в короне на шпиле

Своих бережёт суздалян.

Вед. И закончить наш музыкально- поэтический концерт мне опять хочется стихами первоклассницы Нади.

Такою старина была.

И эта старина жива

В сердцах и горожан и их гостей.

Объездите вы всю Россию,

Но не найдёте городка милей.