Сценарий игры Колесо истории Мой город у Тихого Дона

Методический паспорт проекта

« Колесо истории — мой город у тихого дона».

Учитель истории и обществознания Донерова Ольга левоновна

Темы ( учебно – методического плана предмета) — ДРК

цели

Образовательные – напомнить учащимся историю возникновения города Ростова – на – Дону. Заинтересовать их её богатством. Подвести к мысли об огромной роли нашего края в истории нашей родины, во всемирной истории. Способствовать формированию чувства гордости за свой родной город, формирование потребности получать информацию из дополнительных источников, внимательности, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы, умения четко эти выводы формулировать

Воспитательные – Способствовать формированию чувства гордости за свой родной город, привитие любви к предмету, воспитание уважения к прошлому человечества

Развивающие — формирование коммуникативных умений и навыков – работа в команде, достойно себя вести в любом случае, понимания, что в данном случае выигрывают все – каждый уходит обогащенным знаниями.

Возраст – учащиеся 8 – 9 классов – участники игры

Время работы над проектом – сентябрь

режим работы -

6. материально – техническое и учебно – методическое оснащение, информационное обеспечение- Бумага, ручки

Костюмы для персонажей

Декорации – газеты по Ростову – на — Дону

Вопросы командам – распечатки, магниты, маркеры ( у каждой команды своего цвета)

Грамоты – для всех команд, благодарности – для организаторов.

Музыкальное сопровождение – казачья музыка, песня «Ростов – город, Ростов – Дон»

Дополнительно привлекаемые – 8 «А» — артисты, учителя – историки – консультанты, на игре – члены жюри; родители – участники и помощники в реализации проекта .

ЗУН и общеучебные навыки:

Навыки коммуникативной деятельности — работа в команде, объективное отношение к себе и окружающим

Работа с информационными источниками – подготовка сцен спектакля – внешний вид персонажей, декорации, манера поведения персонажей, историческая справка по теме; компьютерные диски, Интернет,

Планирование самостоятельной деятельности – разработка сцены – костюмы, декорации, информация историческая и т.п.; определение критериев создания и создание команды, подготовка к игре – повторение учебного материала, прогнозирование возможных вопросов по теме

Оформительские навыки – разработка и создание костюмов персонажей, декораций; сценарий

Развитие устной и письменной речи – речь персонажей, ответы на поставленные вопросы во время игры (письменно и устно)

Специфические умения и навыки

Анализ, критической осмысление

Целеполагание и планирование самостоятельной деятельности

Распределение ролей в группе

Презентации

Поиск нужной информации

Мотивация к работе – личный интерес

Предполагаемые приращения

Толерантное отношение к окружающим!!! Понимание, что за помощью можно обратиться к старшим учащимся, к учителям (и не только истории). Понимание того, что все члены школьного организма – одно целое! И дети, и взрослые.

Новое содержание по теме

Новые факты из истории нашего города.

13. Новые практические приемы - «экспертиза» — они анализируют такой вид исторического источника как спектакль; разработка и проведение ролевой игры.

14. Развитие навыков:

Самостоятельной работы с новыми источниками информации

Самостоятельного принятия решений

Коммуникативности- в информационном обмене, в ролевом взаимодействии

Мыслительной деятельности при анализе, синтезе

Самоанализа и рефлексии

15. Расширение кругозора

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «МОЙ ГОРОД У ТИХОГО ДОНА»

Участники – команды 8 — 9 классов

Форма мероприятия – игра «Колесо истории»

Оформление –

Ширма, украшенная газетами по истории Дона, истории нашего города; магнитная доска с магнитами для крепления вариантов ответов, маркеры для отмечания правильного ответа (по количеству команд), таблички с вариантами ответов; столы клубным вариантом (по количеству команд), места для болельщиков, стол для жюри ; магнитофон, аудиозаписи; награды для участников.

Ход праздника

Чтецы – За курганом блещут пики,

Пыль несется, кони ржут,

И отвсюду слышны крики:

«Русичи вперед идут!»

Подошли…Уж близко, близко!

Всколыхнулся ратный строй.

Поклонились Дону низко:

«Здравствуй, наш отец родной!»

А река кипит и блещет,

И бурливою волной и вздымается , и плещет

С пеной на берег крутой!



Учитель – сегодняшняя игра посвящена нашему родному городу. А играть будут команды… (представление команд – по 2-3 человека от класса, можно по 1 человеку). Следить за движением команд будут…. (представление жюри). Вам будут заданы несколько вопросов, на которые необходимо ответить, но подсказка будет дана в сцене , которая будет предшествовать вопросу.

По правилам игры после заданного вопроса вы должны поставить свою отметку в выбранном вами варианте ответа. Ну, что ж , в путь !

(казачья музыка)

Профессор – август 1695 года . Молодой царь Петр1 со свитою едет по донскому правобережью….(выезжают на конях Петр1 и Алексашка Меньшиков)

Меньшиков – о чем задумался , Петр Алексеевич? Скоро у Азова будем! Обозы наши поди уж к Темернику прошли.

Петр 1 – да, все о поганых турках, да, об Азове ими занятом думаю…Нужен, ох, нужен России выход в Черное море! Ведаю, нелегкой будет борьба, не отдадут просто так турки ключи от донского устья… Ну, и денек нынче – печет как в аду…( Меньшиков протягивает ему флягу с водой, он пьет, утирается рукавом) Алексашка, ты где воду такую студеную , да, прозрачную раздобыл?

Меньшиков – а вот погляди, у самого крутоярья , под самой дорогой источник шумит.

Петр 1 – Богатый источник!

Меньшиков – Мин Херц, а что если здесь слободку поставить. Я уже и название придумал. А что…(уходят споря)

Учитель – (задает 1 группу вопросов , команды отвечают)

Профессор – так и окрестили родник – Богатый Колодезь , а поселок – Богатяновка. Через много лет она станет одной из улиц города – Богатяновским переулком, а соседняя с ней улица была названа Петровская….Прошли годы…



(Казачья музыка)

Елизавета Петровна – (выходит , садится на трон) Ну, что еще скажешь?

Казак – да, вроде все, что поручено было казаками сказано, подарки с Тихого Дона переданы…Вот только…

Елизавета – Ну, говори же , велю!

Казак – пеняют тебе казаки, государыня, обещалась в гости, слободку Петрову поглядеть, да….

Елизавета – Твоя правда! Да, вот и министры говорят, что лучше места для таможни не сыскать ….Эй, писарь, пиши указ! Пойдем, пойдем я сама продиктую…(уходят)

Учитель – (задает 2 группу ответов)

Глашатай – эй, честной народ, вольные Казки и казачки, слушайте царский указ! ( разворачивает грамоту и читает) «Я, императрица всея Руси, Елизавета Петровна, повелеваю: для сбору по тарифу и внутренней пошлины с привозимых из Турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить вверх по реке Дону от устья реки Темерник против урочища Богатый Колдезь! 15.12 1749 года»

Профессор – этот день стал днем рождения города. Царская Темерницкая таможня положила начало бурному росту нового торгового центра на юге России. А еще несколько лет спустя, 23.09.1761 года на месте таможни была заложена крепость.

Казачья музыка

(выходят мать , садится за стол, начинает раскладывать пасьянс, вбегает дочь с криком «матушка!»)

Мать – Это еще , что такое? Выйди и войди как положено барышне!

Дочь – (входит, реверанс, и опять начинает кричать) Матушка!

Мать – (показывает на дверь) выйди и войди как положено барышне

Дочь – (входит , реверанс)Матушка, письмо от Сашеньки!

Мать – так, что же ты молчала! Ну читай , читай скорее!

Дочь – (читает)»Мне поручено превеликое дело – сооружение крепости на дону , которую матушка Елизавета Петровна именем святого Димитрия Ростовского нарекла.

23.09.1761 года состоялось торжественное освящение закладки крепости. На том самом месте , где будет стоять собор, преосвященный Кирилл, епископ Воронежский и Елецкий, отслужил торжественную литургию. Затем он из означенного места троекратно ископал лопатою земли и уложил её на место будущего вала. Все это сопровождалось пальбой из 25 пушек. Звон колоколов продолжался весь день. Вечером был устроен фейерверк. Наутро гости разъехались по домам , а я с Божьей помощью приступил к выполнению своих обязанностей.

Мать – вот оно что . Давай – ка пойдем напишем ответ. (уходят, оживленно разговаривая)

Учитель – (вопросы 3 группы)

Профессор – крепость была построена мощная. Шли годы . рос и отстраивался Ростов, становился городом. С 1806 года он уже назывался Ростовом – на -Дону. А к концу 19 века он по существу стал экономическим и культурным центром всего Донского края

Учитель – сегодня Ростов –на – Дону – это огромный город с миллионным населением , это крупный научный , промышленный и культурный узел на юге России, важнейший транспортный узел. Много славных страниц внесено в летопись нашего города , много известных людей гуляли по его улочкам .

Вопросы

1группа вопросов

Так какое же название получила слободка

Богатяновка

Колодезная

Богатый Колодезь

Петровская

Где сейчас её можно встретить

Улица Петровская

Улица Колодезная

Переулок Богатяновский



Переулок Слободский

2 группа вопросов

1. О чем был написан указ

Об образовании таможни

Об образовании крепости

Об образовании города

Об образовании слободки

2.Когда был написан этот указ

1749

1811

1600

1762

3.Как называлась эта таможня

Богатяновская

Темерницкая

Ростовская

Елизаветинская

3 группа вопросов

1.Кто был создателем этой крепости

Ригельман

Ростовский

Мартос

Александров

2.С какого времени наш город называют Ростовом – на –Дону

1749

1811

1761

1806

4 группа вопросов

1. Старые и новые – называются старые названия улиц Ростова – на – Дону , команды должны указать, как они называются сейчас

2. Нарисуйте форму крепости Ростов – на – Дону

3. Расположить правильно «Город, таможня, крепость»