Сценарий и презентация концерта о творчестве Андреева и истории балалайки

Добрый день дорогие друзья!

Лиза Мы начинаем серию концертов посвященных истории возникновения и развития оркестра народных инструментов В.В.Андреева.

Даша Василий Васильевич Андреев — создатель первого оркестра русских народных инструментов, музыкант-просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства. Именно с него началось возрождение народных инструментов.

Лиза Великий музыкант-самоучка родился в семье почетного гражданина города Бежецка, купца Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны 15 января 1861 года.

Даша Детские годы мальчик провёл в Бежецке, в тесном общении с простым народом. Его первые музыкальные впечатления были связаны с музицированием матери, которая любила в часы отдыха напевать под собственный аккомпанемент песни и романсы, а также слушанием старинных народных песен, которые исполняла на кухне прислуга.

Повзрослев, мальчик и сам стал принимать участие в деревенских забавах, хороводах и плясках. К 14 годам он уже умел играть на многих народных инструментах и знал все народные песни, которые пелись в округе.

Позже Андреев писал:

Артем «…Нет милее для меня песни русской, которую я воспринял непосредственно от народа. В ранней юности запечатлелась она в душе моей»

Даша Отец умер через год, мальчика растил отчим — Нил Николаевич Сеславин. Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали знакомство с балалаечником-самородком крестьянином Антипом и с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Вот что рассказывал В.В.Андреев, вспоминая об этом:

Артем «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на …балалайке!… Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков».

(сценка Паша и Никита)

Наташа Послушав помещика, который играл блестяще, виртуозно, Андреев заказал для себя балалайку. С этого момента началась для него огромная, всепоглощающая любовь к замечательному русскому инструменту – балалайке.

(Никита играет РНП «Неделька»)

( во время исполнения, ближе к концу).

Даша О своем детстве он писал:

Артем «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты».

Наташа Незамысловатая 3х струнная «игрунья» на протяжении веков была очень любима в деревенском быту, а с 1 половины 19 века, самым распространенным инструментом.

Лиза Но для людей из богатых семей, она являлась не престижным инструментом. Да и в среде интеллигентов не пользовалась популярностью.

Наташа Само название «балалайка» ассоциировалось с чем-то несерьезным, не стоящим внимания. Игра на ней считалась пустой забавой.

(дует балалаечников + Никита «Танец»)

Даша Балалайкой называли вздорного человека, любой некачественный, расстроенный музыкальный инструмент – например дребезжащий рояль. Когда Андреев начинал свою деятельность, это проявлялось очень наглядно.





Лиза Андреев был человеком ярко талантливым в музыкальном отношении, и не мог ограничиваться лишь игрой в унисон.

Наташа Фантазия неизбежно побуждала его привносить элементы подголосочности, вторить тому или иному ученику. Позже он начал сочинять свою музыку.

Даша Музыка его достаточно колоритна и сочетает в себе классическую четкость формы и необыкновенную мелодичность, искренность и задушевность, присущую народной песне. Ярким примером тому может служить произведение, которое вы сейчас услышите.

(Никита «Воспоминания о Гатчине)

Лиза Но концерты Андреева имели большой успех у публики. Число желающих научиться играть на балалайке быстро росло.

Даша Но так как ни сам Андреев, ни его ученики не знали нот, приходилось играть «на слух» «с рук» преподавателя. Следовательно, играть нужно было, повторяя его действия – поочередно или вместе с ним.

(«Как под горкой под горой» «Колыбельная»)

Даша Затем Василий Васильевич Андреев задумал балалайку усовершенствовать. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили названия пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.

Наташа На балалайке новой конструкции Андреев играл, выступал с сольными концертами. В 1887 году он организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», а еще через девять лет кружок этот был преобразован в Великорусский оркестр. Основными инструментами этого оркестра стали балалайки различного размера.

Даша Балалайка-контрабас – один из шести видов балалайки, разработанный В.В.Андреевым совместно с Ф.Пасербским и введенный в 1887-1888 годах в балалаечный ансамбль, а несколько позже – в Великорусский оркестр. Основной функцией балалайки-контрабас в ансамбле и оркестре было утверждение гармонической и ритмической опоры с редкими элементами озвучивания мелодической фигурации. Эту же функцию балалайка контрабас несет и в современном русском народном оркестре.

Лиза Сейчас роль контрабаса в оркестре в последнее время значительно расширилась благодаря сочинениям современных авторов и современным инструментовкам и аранжировкам.

(Бирюков В.В)

Лиза Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России, проникли во все слои общества.

Наташа Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь.

Даша А сейчас прозвучит русская народная песня «Во саду ли, в огороде» в исполнении ансамбля.

(Ансамбль и В.В. Бирюков)

Даша Завершить наш сегодняшний концерт я хочу замечательными стихами о великом и волшебном русском народном инструменте – балалайке.

Три струны всего у балалайки,

Но широк размах её большой,

Взмах руки, и пролетают чайки

С набежавшей песенной волной.

Парень укорачивает струны,

Прижимает крепко их к ладам,

И плывет напев, простой и юный,

По окрестным паркам и садам.

Слушаю его – и молодею,

Прохожу по саду налегке,

Все-то видно знает и умеет

Парень с балалайкою в руке.

Дай и мне к струне твоей певучей,Прикоснуться медленной рукой,Может, прозвучит еще получшеПесенка, придуманная мной.

Даша Концерт для вас приготовили учащиеся детской школы искусств № 6 и фольклорный класс школы №12.

Наташа Спасибо за внимание!

Даша До скорых встреч!