Сценарий диспута Патриотизм знак вопроса

Сценарий диспута «Патриотизм: знак вопроса?», проведенного в 7 классе МКОУ «СОШ №2 р.пергачи».

(классный руководитель Самойлова С.А)

ЦЕЛИ ТЕМЫ:

воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;

продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;

развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся;

формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Основные понятия : Родина, патриотизм, патриот, патриотичный, толерантный, толерантность, национализм, шовинизм, геноцид.

ОФОРМЛЕНИЕ :

-Музыкальная заставка: песня в исполнении Марка Бернеса,

-Эпиграфы,

-Словари: русского языка, философский,

-«Перекличка веков» (составитель В.Г.Носков),- «Русский фольклор» (составитель В.Аникина),- «Русские пословицы и поговорки» (состав. В.Аникина)

СЛОВАРИК ДИСПУТАНТА

ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в диспуте, в спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

АРГУМЕНТИРОВАТЬ – доказывать, приводить доводы, аргументы.

ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.

ОППОНЕНТ – лицо, возражающее кому-либо в диспуте; противник в споре.

СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

СПОРЩИК – человек, который спорит, любитель спора.

ЗАКОНЫ ДИСПУТА

Здесь нет наблюдающих. Каждый — активный участник разговора.

Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется. 

ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!

Идея стоит спора. Спорь — да не вздорь!

Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута. 

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит … Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа-ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы.  

Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, чётче определишь свою позицию.

Подготовка к диспуту:

Составить вопросы для обсуждения.

Провести анкетирование «Что значит Родину любить?»

Подобрать цитаты по теме.

Оформить класс.

Подобрать музыкальное сопровождение.

Выступление по вопросам.

Форма проведения урока: КСО (коллективный способ обучения)

Учащиеся работают в малых группах.

Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». (Н.М. Карамзин)

«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (В.В. Путин)

Ход диспута:

Эпиграфы «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Дж. Кеннеди)

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился»

1. Вступительное слово учителя

НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество . Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Патриотизм: знак вопроса”. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

II. Проведение дискуссии.

Слово учителя:

Человек рождается ,чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству . Родная мать, дом ,где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа- такие простые и теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Вспомните песню Марка Бернеса «С чего начинается Родина?» . Я уверена, что она знакома каждому из нас.(включается звукозапись песни М.Б. «С чего начинается Родина?»)

Вопросы для обсуждения:

Ребята, с чего начинается Родина для вас?

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

“С чего начинается Родина?”

    Как прекрасна Россия – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

(Лаврентьева Д)

“    Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” — так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.    (Юсупова Л)

  “Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … — писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать:

“Это моя Родина, моя Россия!”.

(Шутов Ю)

Слово учителя:

- Я разбила класс на три группы. Перед вами вопросы, ответ на которые мы должны сегодня получить и обсудить. Я надеюсь, что вы будете активны .

1 группа.

1.Как вы понимаете слова «Родина» , «патриотизм»?

2. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

3.Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России?

Вывод:

(самое главное дело ваше сейчас — учиться, чтобы потом применить свои знания и умения на пользу Родине)



Словарная работа:

Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины

(Философский словарь)

Патриот- человек, который любит свою страну и готов ее защищать.

Работа над понятием Родина, «патриотизм», «патриотический» в словарях (индивидуально ).

Слово учителя: Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.

- 2-3 группа ,что может добавить?

2 групп 1 . Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной?

Слово учителя: В последнее время принято ругать недавнее прошлое нашей страны. Мне ,кажется, что ругать свою историю,- это все равно ,что придавать анафеме ( неприятию , проклятию) своих родителей. Мы должны любить свою страну такой, какая она есть. С достижениями и поражениями, и ,конечно же , нам хочется, чтобы она была лучше ,чтобы люди были счастливы, чтобы не было войны, насилия ,зла.



2. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране? Хотели бы вы уехать из России?

3. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Что можете или хотите добавить? Согласны с мнением этой группы ребят?

3 группа: 1. Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

2. Вы за или против службы в армии?

3 .Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны?

Сделаем вывод: В чём же, проявляется патриотизм?

Ответы каждого участника.

Патриотизм проявляется:

- в любви к своему Отечеству;

- в гордости за свой народ;

- в любви к культуре своего народа;

- в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей

жизни;

- в желании процветания своей Родины;

- в деятельности на благо Родины;

- в готовности охранять и защищать свою страну;

- в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам

своих предков.

Слово учителя: Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.

Давайте обратимся к истории, вспомним те события, о которых мы должны помнить всегда, потому что все они связаны с защитой Отечества.

Слово директору районного краеведческого музея Леушиной Татьяне Владимировне ( презентация, в которой рассказывается о подвиге защитников Отечества, начиная с 1 Мировой войны и заканчивая нашими днями).

III. Рефлексия. В конце дискуссии мне хочется привести слова выдающегося русского мыслителя ХХ века Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить! Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».

Вы, юное! Беспокойное громкоголосое племя… На вас падает отблеск славы воинов-победителей в Великой Отечественной войны и доблесть защитников нашего Отечества всех времён. Может быть, наступят такие времена, когда люди перестанут воевать, но принципы воспитания, формирующие мужество, останутся в русском народе.

Так, какие же вы: мальчишки и девчонки наших дней? Сможете ли вы поддержать честь и славу нашей Родины? Это покажет время. А пока… Я предлагаю вам составить представление о себе как о патриоте своей Родины, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа «Я – Патриот!». И подсчитать средний балл. Для этого нужно сумму баллов разделить на 8.

- Гражданин России; …… баллов

- патриот своего народа; …… баллов

- интернационалист; …… баллов

- испытываю гордость за своё Отечество; …… баллов

- сочувствие состраданиям своего народа; …… баллов

- готов к защите Родины; …… баллов

- уважение к отечественной истории; …… баллов

- вера в будущее России. …… баллов

(Выполняют задание)

Кто-нибудь хочет высказаться по поводу получившейся оценки?

(высказывания учеников, учителя)

Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.

Я хочу прочесть вам стихотворение. Оно мне очень понравилось. А написала его ученица одной из московских школ:

Храни огонь родного очага!И не позарься на огни чужие –Таким законом наши предки жилиИ завещали нам через века:Храни огонь родного очага!Лелей лоскут отеческой землиКак не болотист, как ни каменист он,Не потянись за черноземом чистым,Что для тебя другие обрели.Лелей лоскут отеческой земли!И если враг задумает отнятьТвоим трудом взлелеянное поле,Не по страничке, что учился в школеТы будешь знать, за что тебе стоять.Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Благодарю всех за участие.

Приложение.

1 группа.

1.Как вы понимаете слова «Родина» , «патриотизм», «патриот»?

2. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

3.Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России?

В чем проявляется патриотизм?

2 группа

1.Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной?

2. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране? Хотели бы вы уехать из России?

3. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

В чем проявляется патриотизм?

3 группа.

1.Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

2. Вы за или против службы в армии?

3. Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны?

В чем проявляется патриотизм?



Анкета.

«Я – Патриот!».

- Гражданин России; …… баллов

- патриот своего народа; …… баллов

- испытываю гордость за своё Отечество; …… баллов

- сочувствие состраданиям своего народа; …… баллов

- готов к защите Родины; …… баллов

- уважение к отечественной истории; …… баллов

- вера в будущее России. …… баллов