Сценарий Что за прелесть эти сказки АС Пушкина

Что за прелесть эти сказки

(занятие для младших школьников по сказкам А.С. Пушкина)

Цели и задачи: 1. Привитие любви к чтению произведений А.С. Пушкина. 2. Развитие познавательного интереса. 3. Привлечь новых читателей в библиотеку.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина взрослого и ребенка; портреты бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны; портреты попа, беса и Балды, поп ума лишенный (сказка о попе и работнике его Балде иллюстрации М. Майофис); самодельные книжечки – на каждой вопрос; ребус (слово Пушкин); панорама с эпизодом из сказки о золотой рыбке; фигурки царицы и царевны, собаки из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Ребята, как только мы разгадаем этот ребус, сразу узнаем, о ком сегодня будет наша беседа (ответы детей).

Да, сегодня мы поговорим с вами об Александре Сергеевиче Пушкине. Кто из вас уже слышал о нем? А кто знает его произведения? Что же вы уже знаете об этом удивительном человеке? (рассказывают).

А теперь послушайте, что я вам расскажу о нашем любимом сказочнике. Вот вы сейчас ходите в школу, учитесь, растете и скоро станете взрослыми. Кто-то из вас станет врачом и будет лечить людей или животных, кто-то станет милиционером и будет защищать людей от преступников, кто-то станет учителем и будет учить детей всему хорошему, кто-то станет поэтом, писателем… Кто-то станет из вас знаменитым, и мы будем гордиться тем, что этот человек жил рядом с нами, учился в нашей школе. Ведь все знаменитые люди тоже когда-то были маленькими детьми и, как вы учились в школе. А,С, Пушкин тоже был ребенком (показываю на портрет). Так каким же был маленький Саша? Родился он 6 июня 1799 года в Москве. Отец его был майором. Звали его Сергей Львович. Мать звали Надежда Осиповна Ганнибал. Семья Пушкиных была небогатая, но родовитая, т.е. знаменитая, т.к. род их шел из древних времен. А такие знаменитости, как легендарные герои Александр Невский, Дмитрий Донской были их родственниками (можно показать портреты). Очень интересно, что дедушка его матери был негром и служил у Петра первого, где так прославился в военном деле, что кроме всех наград получил от царя в награду первую красавицу в жены. Родители Саши не занимались воспитанием своих детей, т.к. у них были другие занятия и развлечения. Кроме того любимцем семьи был не Саша, а самый младший сын Лёвушка. Он был похож на родителей. Саша, по рассказам его сестры Ольги, был толстым, неповоротливым и молчаливым ребенком. И родители его не любили и не понимали. Но если ласки не было со стороны родителей, то уже взрослый Александр Сергеевич всегда добром вспоминал двух женщин своего раннего детства: бабушку Марию Алексеевну и няню Арину Родионовну (показать портреты). Свою бабушку Саша очень любил и, когда мать начинала слишком уж командовать им, он убегал к бабушке и залезал в ее рабочую корзинку, с интересом следя за движением ее рук, когда она вязала. Эта корзина была для него крепость, в которой он чувствовал себя под надежной защитой. В своем стихотворении «Сон» Пушкин пишет о бабушке, называя ее мамушкой. … Но детских лет люблю воспоминанье, Ах! Умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестив меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы.

А позднее он вспоминает о своей няне Арине Родионовне (портрет): Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных. Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвою гремушкой, Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила.

Слух маленького, лежащего в колыбели, которую качала няня, Саши, пленен был напевами. А интересно, какими? Вспоминая о них, взрослый уже Саша пишет, обращаясь к своей дорогой няне: Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

И был в жизни маленького Саши еще один друг. Это был его дядька Никита Козлов. Но это был не родственник, так называли няню – мужчину. Никита много бродил с Сашей по Москве, когда тот немного подрос.

Саша очень любил этих троих людей за их сказки, песни, рассказы и, конечно за их доброе к нему отношение. От них он узнал много интересного. А когда переехала бабушка в деревню, он увидел красоту нашей природы. Саша был поражен. Он сразу и навсегда полюбил деревенскую природу и посвятил ей много стихов. Вот как описывает он деревенский домик, где он жил: …Три комнатки простые – В них злата, бронзы нет, И ткани выписные Не кроют их паркет. Окошки в сад веселый, Где липы престарелы С черемухой цветут; Где мне в часы полдневны Березок своды тепны Прохладу сень дают.

Из любви к природе, из любви к людям, из всего, что видел и слышал Саша вокруг себя, из маленького молчаливого мальчика вырос прекрасный писатель и поэт. Ведь А.С. Пушкин писал не только сказки. У него очень много и других произведений, с которыми вы обязательно познакомитесь и полюбите их в старших классах. А вот его знаменитые и всеми любимые сказки вы читали или слышали, смотрели в кино или по телевизору. Я не буду вам о них ничего рассказывать т.к. знаю, что и вы тоже любите эти сказки. Их и сам Александр Сергеевич очень любил. Это его слова: «Что за прелесть эти сказки!» Давайте проверим себя, как хорошо мы знаем сказки А.С. Пушкина. Сначала я вам на словах скажу, А потом картинки покажу, Потом панораму, А потом одну молодую, другую старую даму. И так, обратите внимание на эти портреты. 1 в. Чей портретик перед вами? Папа, мама, дочка тут… Ну-ка вспомните вы сами Как их в сказке-то зовут? А четвертого-то нет… Кто они? Я жду ответ. (Поп толоконный лоб, попадья и поповна).

2 в. Ой какой он страшный, Огромный, злой, опасный… А Балда-то улыбается, Не боится, насмехается. Кто такие, расскажите, Кто, что знает – назовите. (Балда, черти).

3 в. Посмотрите на него, Изменило как его. Чтой-то он за двери прячется, Как в сказке говорится – корячится? (Потому что «с третьего щелчка вышибло ум у старика»).

4 в. А теперь взгляните на эту панораму. Кто из вас узнал сказку? А кто сможет рассказать эпизод, т.е. пересказать своими словами из сказки то, что здесь изображено? (сказка о золотой рыбке, старик у моря)

А теперь я вам покажу одну молодую, другую страшную женщину, а между ними верного и умного пса (по ходу выставляю фигурки). Кто помнит, как звали эту собаку? (Соколко)

Раз вы вспомнили, как зовут собаку, значит, вы знаете из какой сказки пришли к нам эти персонажи. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях). Пришло время ответить на вопросы, которые подготовлены для нас в этих книжечках (выходят желающие по одному и читают – загадывают задания, вопросы по сказкам, например, «Из какой сказки эти слова: В те поры война была…» или «Как называется сказка про царя Салтана?» и т.д.)

А может я еще о каких сказках не говорила? (называют другие сказки). Я не стала вам о них ничего говорить, потому что хочу услышать о них от вас. Вот как только вы прочитаете эти сказки, и мы поговорим. Согласны? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Мне тоже. Особенно понравилось, как вы слушали, участвовали в беседе. Поэтому я надеюсь, что мы с вами ещё не раз встретимся и поговорим и о других сказках, и о стихах, и о других произведениях. Спасибо вам. До свидания на следующем занятии.