статьяТрудовое воспитание в ГПД коррекционной школы VIIIвида

Статья «Трудовое воспитание в группах продлённого дня коррекционной начальной школы VIII вида», опубликованная в сборнике научно – практической конференции, проведённой НОУ «Институт специальной педагогики и психологии»

Октябрь 2011 год.



Программа обучения в нашей школе предусматривает значительное количество часов по предмету «труд» в старших классах. Успеваемость во многом зависит от навыков и умений, приобретённых учениками в начальной школе. Данная статья – мой опыт в осуществлении этой работы в группе продлённого дня начальной школы .Составляя план воспитателя на год, где есть раздел по изодеятельности и труду, анализирую планы уроков учителя своего класса. Занятия в ГПД закрепляют навыки и умения, полученные на уроках. Например, на уроке они делали «ковёр из осенних листьев», а на ГПД – «орнамент из осенних листьев». Если на уроке учитель работал с тканью, то и воспитатель работает с таким же материалом. Так, на уроке с учителем ребята изготовили из пластилина тарелку и чашку, а в ГПД – кораблик. Стараюсь закрепить знания о свойствах материалов, используемых в работе: бумага (рвётся, мнётся, режется, тянется), пластилин (хорошо раскатывается, из него можно лепить, мять), ткань (впитывает влагу, пропускает воздух, её можно сшивать, резать, на ней делают вышивку). Считаю необходимым рассказывать о различных орудиях труда и приспособлениях (ножницы, иголки, пяльцы, напёрстки, лекала), из чего они сделаны и как с ними надо работать. Всё это расширяет кругозор и словарный запас учащихся. В классе есть большое количество шаблонов, используя которые ребята делают из картона, бумаги, поролона, ткани рисунки животных, птиц, цветов и людей. Свою деятельность обязательно планирую, исходя из принципов обучения: то простого к сложному, индивидуальный подход к каждому ученику, работа каждого есть успех всех. Так, в первый год обучения устно обсуждаем ход предстоящей работы и осуществляем самые простые действия, как-то: обводка шаблонов, вырезание и наклеивание. Все операции обязательно фиксируются с начального этапа и до полного изготовления изделия. К юбилею А. С. Пушкина мы сделали салфетку с аппликацией из ткани по сказкам поэта. В четвёртом классе результативно используем пооперационные карты, которые помогают составлять план работы: — перевод рисунка на ткань, — вырез рисунка из ткани, -примётывание полученной аппликации к белой салфетке, пришивание аппликации, — тщательное разглаживание салфетки. В период проведения таких уроков стараюсь учитывать индивидуальные навыки и умения каждого. Есть ребята, у которых слабо развита мелкая моторика. Они не могут выполнить все необходимые операции и делают только то, что умеют. Поэтому, если ученик может обвести рисунок по шаблону на ткань, то другой, рядом сидящий помогает ему вырезать аппликацию. Такое положение заставляет меня формировать неразвитые навыки и умения у этих ребят, заниматься отработкой отдельных операций. Для этого в свободное время учимся вырезать из старых журналов картинки, проводим тренинги по вдеванию нитки в иголку, завязыванию узелков, закреплению ткани на пяльцах. В начале первого класса лично раздаю ребятам необходимый материал, приспособления, инструменты. Во втором классе ученики помогают мне в подборе нужного. В третьем – ученики выполняют это самостоятельно. А к концу четвёртого класса большинство, некогда отстающих ребят, догоняют своих сверстников. Их работы становятся более аккуратными и художественными. К каждому празднику обсуждаем, планируем и делаем поделку, которую потом дарим родителям, учителям или гостям нашей школы. Большое внимание уделяю культуре работы. Прививаю ученикам стремление правильно организовывать рабочее место, убирать за собой. Из полученных изделий в классе организуем выставки, которые через время разбираем. Все необходимые материалы и орудия труда храним в коробках в определённых местах. Не забываю и об охране труда. Перед занятием провожу инструктаж о правилах работы и мерах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Центральной задачей школы является социализация учащихся, адаптация к жизни в обществе, подготовка к профессиональной деятельности. В решении этой задачи большую помощь оказывают школьные учебные мастерские, где ребята открывают для себя что-то новое в мире труда. Занятия там проводят опытные учителя – практики. Первоначально ученикам рассказывают о направлении деятельности данной мастерской, о материалах и об инструментах, используемых при выполнении заданий. Профориентация занимает определённое время в работе воспитателя. Так, например, в нашем районе мы посетили такие социальные объекты, как: почту, парикмахерскую, мастерскую по ремонту одежды и обуви, магазины продовольственных и промышленных товаров. Обращаю внимание ребят на работу людей различных специальностей, труд которых необходим обществу: водителей транспорта, специалистов снегоуборочной техники и техники по уборке улиц и вывозу мусора, рабочих по уходу за зелёными насаждениями и газонами в городе, садах и парках. Отмечая различные общественно значимые праздники, нацеливаю внимание учеников на то, что всё вокруг нас создано руками человека. Имея опыт, знания, стремление узнать что-то новое, помочь кому-то, люди совершают героические поступки, улучшают качество нашей жизни. Для достижения этой цели я использую различные дидактические игры: « Стирка кукольной одежды», «Книжная больница», « Мастерская Деда Мороза», «Огород на подоконнике», « Кем быть?» Здесь же решаю следующие задачи: — уточняю знания детей о различных видах труда; — воспитываю уважение к людям труда; — закрепляю навыки и умения, полученные на уроках труда. Мною составлена картотека пословиц и поговорок о труде, а также подобраны литературные произведения по этой тематике.



Планируя работу на следующий год, хочу осуществить проект по теме: «Знакомство с промыслами народов России». Проектная деятельность будет способствовать социализации детей. В рамках проекта расширяются представления о себе и окружающем мире, накапливается опыт применения знаний и умений, проявляется самостоятельность в использовании этого опыта. По характеру контактов этот проект будет внутриклассным, по комплексности – межпредметным, по продолжительности – долговременным, по специфике – творческим. Данный проект имеет следующие этапы деятельности: — определение проблемы; — планирование: определение источников информации и способов представления результатов, установление результатов процесса и критериев оценки; — исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи опросов, наблюдений и экспериментов; — результаты и выводы: анализ информации, формулирование выводов; — отчёт о выполнении проекта; — оценка результатов и процесса. В реализации проекта существенную помощь могут оказать классный руководитель, учитель дополнительного образования по изодеятельности, учитель по труду и родители. Данная работа позволит решать образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, одной из которых является трудовое воспитание. Часть проекта составляет знакомство с русским народным творчеством и промыслами: ХОХЛОМА, ГЖЕЛЬ, ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД, ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА и др. Продуктом этого проекта должна стать выставка работ учащихся по теме: «Русские народные промыслы», изготовление тарелочек из папье-маше и их выставка, вышивание салфетки по теме « Золотая Хохлома», аппликации по темам: «Гжельские узоры» и «Жостовские узоры». Таковы некоторые направления работы с целью формирования социально-адаптационных навыков учащихся коррекционной школы VIII вида.

Использованная литература:



А. Д. Виноградова. «Современные подходы к воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью», изд. «Владос», 2005 г.

Б. П. Пузанов. «Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями», изд. «Владос», 2011 г.

«Программа обучения коррекционной школы VIII вида», изд. «Просвещение», 2010г.