СтатьяМодульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Шибаева А.П., зав. методическим кабинетом,

выступление на заседании ПЦК преподавателей

психолого-педагогических дисциплин, декабрь 2012 года

     Вопрос подготовки будущего учителя является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

     Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

     Актуальность рассматриваемого вопроса определяется тем, что реализация ФГОС СПО нового поколения может быть затруднена как узким пониманием модуля исключительно как учебного (аналогично существующему сегодня в системе высшего образования), так и объективным требованием значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода.

     Прежде всего, обратимся к термину «модуль» в традиционном понимании. Модуль в переводе — «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения. Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.

     В соответствии с современными представлениями под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа. Основополагающим понятием обсуждаемой темы является образовательный модуль. В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

     В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.

     В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.

     Рассмотрим характерные признаки профессиональных модулей, определённые ФГОС СПО, на примере специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» для педагогических колледжей.

     1. Смысловая завершенность, операционная обособленность. Выпускник педагогического колледжа, согласно новому стандарту, должен быть готов к следующим видам деятельности: преподаванию по программам начального общего образования, организации внеурочной деятельности и общения младших школьников, классному руководство, разработке методического обеспечения образовательного процесса. Именно в соответствии с ними и определены профессиональные модули, отражённые в ФГОС.

     2. Наличие отчетливой структурной оболочки профессионального модуля, внутри которой имеются все компоненты учебного цикла от дидактической цели до методики контрольно-оценочных процедур. Помимо требований к знаниям, умениям и практическому опыту, в стандартах определен также перечень формируемых в процессе изучения модуля компетенций.

     3. Междисциплинарный характер с привлечением материала учебных дисциплин, имеющих прямое отношение к осваиваемому локальному элементу избранной сферы деятельности. Так, в рамках профессионального модуля «Преподавание по программах начального общего образования» предусмотрено объединение двух дисциплин в один междисциплинарный курс (МДК), например, «Русский язык с методикой преподавания», «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» и др. Кроме того, предусмотрено изучение МДК «Теоретические основы организации обучения в начальной школе», который содержательно объединяет все курсы, входящие в модуль. Междисциплинарный характер модуля обеспечивается также его связью с рядом общепрофессиональных дисциплин, таких как «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

     4. Наличие рекомендаций по технологии освоения модуля с учетом интегративного вида различных работ: с преподавателями, в учебной группе, индивидуально. К такому интегративному взаимодействию преподавателей разных МДК могут относиться: бинарные и интегрированные уроки, тематические конференции, изучение материала в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией и т. п.

     5. Включение методических советов по конкретным вопросам реализации модуля. В их числе могут быть следующие: «Оценка освоения профессионального модуля», «Построение и реализация индивидуальной образовательной траектории студента как средство повышения эффективности освоения профессионального модуля», «Формы и средства взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в рамках модульной системы обучения» и пр.

     6. Сопровождение модуля перечнем учебной литературы и специальной литературы с указанием изданий, написанных ярким представителем данной сферы деятельности. Помимо того, считаем важным организацию и координацию работы педагогического коллектива по созданию необходимых учебно-методических пособий и методических рекомендаций, электронных средств обучения, которые могут быть использованы в образовательном процессе.

     7. Изучение каждого модуля имеет следствием овладение способами выполнения отдельного целостного производственного задания или операции в сочетании с локальной порцией знаний. Это также соотносится с формированием соответствующих компетенций будущего педагога, отражённых в ФГОС.

     8. Наличие предметного глоссария.

     Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:

предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин,

установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля,

разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения,

повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;

ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

     Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.

 

Библиографический список

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля

2. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic.academic.ru. – 2010. – 9 августа

3. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63с.

4. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.

ОП.01.Педагогика

ОК 1-12

Уметь

3нать

Самостоятельная работа

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 1.2. Проводить уроки

ПК 1.4. Анализировать уроки

Уметь

Знать

Тема

Самостоятельная работа

Оценивать постановку цели и задач уроков

Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Формы организации обучения

Определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания

Значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности

Находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем

Принципы обучения и воспитания

Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования

Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях различных типов и видов ОУ на различных ступенях образования.

Формы, методы, средства организации обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

Уметь

Знать

Тема

Самостоятельная работа

Оценивать постановку цели и задач уроков

Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Диагностика и контроль знаний учащихся

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования

Уметь

Знать

Тема

Самостоятельная работа

ПК 4.1-4.5

ОК 1-12