СтатьяИспользование инновационных технологий на уроках русской словесности для повышени

Мы перестаем думать, когда перестаем читать.

Дидро

Мы живем в век компьютерных технологий. Резко увеличенное информационное пространство сделало возможным быстро и легко получить ответ на любой вопрос. Но все реже в поиске ответов на эти вопросы в руках ребенка мы видим книгу. Как повысить читательскую активность? Как вернуть подростка к книге? Это важные вопросы продиктованы временем, и ответы на них мы должны искать вместе.

На первом месте, на наш взгляд, сегодня инновационные (активные!) технологии обучения, которые помогают вовлечь ребенка в овладение знаниями, делают урок праздником, формируют те универсальные учебные действия, без которых немыслима жизнь современного человека. Это технология развивающего обучения, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению. В основе всех этих инновационных технологий лежит, прежде всего, креативность (ориентация на творчество) и нетрадиционные формы уроков.

Для повышения читательской активности в рамках инновационных технологий успешно применяем следующие методы: метод творческого чтения, исследовательский и эвристический методы.

Творческое чтение очень важно на уроках литературы. Оно не только обогащает внутренний мир ребенка, но и положительно сказывается на памяти , воображении учащегося, которое может воплотиться в иллюстрации к прочитанному, театрализации, пересказу, рождению собственного слова, выразительному чтению .Благодаря этому методу создается индивидуальное мыслительное пространство ребенка.

Как через обучение выразительному чтению приобщить ребенка к чтению книг вообще? Конечно, это может быть и исполнение учителя, и мастеров художественного слова, когда художественное прочтение вызывает интерес у учеников, желание познакомиться с другими произведениями того или иного автора. Но особенно действенным в последнее время, на наш взгляд, является прием, когда ребенок приходит к выразительному чтению через личность автора, как бы примеривая на себя его маску. Для этого на уроке нужно создать определенные условия. Это может быть знакомство с яркими эпизодами из жизни автора, раскрывающими его характер, или воспоминания современников .Так, перед первым уроком по лирике Маяковского ребята получили задание-прочитать стихи из ранней лирики поэта, выучить наизусть понравившиеся строки или стихотворение, ошеломившее учащегося. Урок начался с того, что зазвучали отрывки из книги Л. Кассиля «Маяковский-сам», посвященные встречи поэта с публикой в Политехническом. Реакция была неоднозначной. Зато достигается главное- возникает жаркая дискуссия. Ребята предлагают свое прочтение стихотворения. Именно в этот момент были заданы важные вопросы. Какими чертами как личность обладал Маяковский? В чем особенность его лирического героя? Как нужно читать стихи поэта? Значит, было положено начало изучению лирики Маяковского. Ребята были вовлечены в чтение.

Следующий этап работы — это поэтические зачеты. Стараемся не навязывать свой выбор стихотворений. Ребята самостоятельно подбирают стихи для заучивания, обязательно комментируя свой выбор. Обязательное условие — выразительное чтение, ведь читать правильно и выразительно ребенок может только тогда, когда он способен понять идейное содержание, смысл читаемого, подобрать нужные интонации, логические ударения, паузы и другие формы выразительного чтения. Например, после изучения лирики А. Блока просим не просто подобрать и выучить стихи поэта, но обязательно расположить их так, чтобы прослеживалась его «трилогия вочеловечения». Задаются вопросы, почему то или иное стихотворение ребенок читает именно в этом месте. Так увеличивается читательская активность.

Немаловажный прием-чтение с остановками, который особенно эффективно, на наш взгляд, используется на уроках изучения произведений малой эпической формы: «Темные аллеи » Бунина, рассказы А.П.Чехова. Сравнивая отношение к Злу литературы 19 и 20 веков, на первом уроке, посвященном творчеству Л.Андреева, учитель читает рассказ «Бездна» , но только до завязки! Ребята получают задание- предположить, чем закончится рассказ. Обмен вариантами доказывает, как огромна детская фантазия. А потом читается финал. Это потрясение! За всю педагогическую практику ни один не угадал развитие сюжета! Тут же ребята начинают засыпать вопросами, касающимися и самого автора, и его творчества. Просят порекомендовать произведения для дальнейшего чтения. А это значит: цель достигнута.

Читаю-думаю… Или чтение с остановками… Этот приём работы с художественным текстом используется в арсенале технологии развития критического мышления. Он направлен на формирование навыков вдумчивого чтения, размышления о прочитанном. После чтения каждой из частей текста происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом: «Что будет дальше?» Например, работая над произведением «Кусака» Л.Андреева, после чтения первого абзаца ребята записывают в тетради вопросы, на которые они хотели бы найти ответ в произведении. И они , постепенно читая рассказ, ищут эти ответы. А найдя их, сравнивают своё представление и прочитанное. Часто такой вид работы заканчивается творческой работой, например, рисунком, отражающим основную мысль рассказа, подтекст.





Особое внимание уделяем созданию отзывов на прочитанные произведения. В традиционном определении - это развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера, которое содержит мнение автора отзыва о прочитанном произведении и аргументацию этого мнения. Цель отзыва — поделиться впечатлениями о прочитанном и , что важно, привлечь внимание к произведению, принять участие в обсуждении. Ярко выраженная субъективность отзыва обеспечивает возможность свободной композиции. Именно поэтому важно предложить ребенку найти свой способ отозваться на прочитанное, самовыразиться, сделать так, чтобы другому захотелось прочитать именно эту книгу. В большинстве случаев удачный отзыв-это работа, не созданная по какому-либо трафарету или в соответствии с жесткими требованиями к написанию работы такого вида. Это творчество.

И тогда, наряду с традиционно написанными отзывами, возникают совершенно разные способы отозваться на прочитанное:отзыв-деталь (внимание автора приковано к какой-либо художественной детали , связанной с произведением или с образом автора и его лирического героя);отзыв-отклик (дана эмоциональная оценка прочитанному);отзыв-ассоциация (прочитанное вдохновляет на собственное творчество);отзыв-исповедь (прочитанное становится поводом рассказать о себе).Иногда ребята сами предлагают способ отозваться на прочитанное-так появился «Портрет Маяковского», составленный из строчек стихотворений поэта.

Нахимовцам интересна работа с иллюстрациями, которая помогает более глубоко осмыслить текст.Чаще всего на уроках литературы используются такие виды работы, как коллективное обсуждение одной или двух классических иллюстраций к произведению, создание собственных иллюстраций и их обсуждение, индивидуальная письменная работа по иллюстрациям к произведению. Очень важно постижение литературного произведения как единого целого, поэтому ребятам предлагается выполнить партитуры: на одном из трёх листов они рисуют декорации к произведению, на другом- костюм одного из героев, а на третьем – цветоощущение. Особенно нравится ребятам такая работа после прочтения «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.

Итоговая работа по творчеству писателя или поэта предполагает создание иллюстраций по нескольким произведениям одного автора на тему «Мой поэт (писатель)».Важно, что эта работа предполагает чтение не только программных произведений, но и выходящих за рамки программы.

С целью повышения читательской активности особое внимание на уроках уделяем работе над художественной деталью, ведь порою именно она является ключом к пониманию всего произведения в целом. Так, при изучении романа Булгакова «Мастер и Маргарита» рассказываем не только об эпохе и истории создания этого произведения, но и предлагаем выполнить следующее задание: найти в тексте такие детали, которые доказывают, что это «зашифрованный» роман о своем времени. Оборванные пуговицы на пальто Мастера, нехорошие квартиры, из которых исчезают люди, Дом Грибоедова, слова «конвой» и «секретарь» в ершалаимских главах…. Все это заставляет по-новому взглянуть на роман, пробудить интерес к чтению.

Косвенный психологизм является преобладающим при передаче психологического состояния человека. Писатель при помощи жеста, характера речи, мимики, детали одежды передаёт внутреннее состояние героя, и психологический подтекст остаётся в глубине. Однако такой способ придаёт узнаваемость, запоминаемость персонажам. В произведении это немаловажное качество, так как персонажи ценны не сами по себе, а как иллюстрации к тем или иным событиям. Например, при изучении рассказа Л.Н.толстого «После бала», говоря об антитезе, выделяя противоположные элементы в первой и второй частях, ребята находят слова, передающие настроение, цвет, но в то же время находят ту деталь, которая объединяет эти две части – это перчатка. Заканчивая работу над произведением, ребята выражают цветоощущения первой части рассказа и второй части, показывая иллюстративно, что их объединяет перчатка . С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных. Тогда деталь выступает в роли символа, самостоятельного образа, имеющего иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений.

Особо интересным сегодня считаем применение исследовательского метода в работе над текстом. Уже два года ребята 5-8 классов активно участвуют в Фестивале лекций по истории науки, литературы и искусства, который является предварительным этапом в подготовке нахимовцев к написанию учебно-исследовательских работ. Наша задача — вместе с нахимовцем найти интересную тему, при изучении которой возможно выйти за рамки предмета, создать условия для развития самостоятельности и творческой самореализации нахимовцев, систематизировать и углубить знания учащихся по русскому языку и литературе, осуществить метапредметные связи. При подготовке к фестивалю нахимовцы читают дополнительную литературу, учатся создавать собственное выступление, пробуют себя в роли оратора. « История первого кадетского корпуса глазами Н.С. Лескова», «Неизвестное об известных уголках Петроградской стороны», «Мастер изящной кисти.(Посвящается И.К. Макарову и Н.Н. Гончаровой)»,«Ломоносов-педагог, лингвист, поэт», «Поле брани! Поле русской славы!»…Перед вами темы лекций этого учебного года, среди которых 3 работам было присвоено первое место.

Для нахимовцев первого и второго курсов проводятся занятия в школе «Юного филолога». Ребята приобщаются к русской культуре, литературе, получают знания о возникновении письменности на Руси, о святых Кирилле и Мефодии, об этапах развития письменности и особенностях древней литературы. Нахимовцам интересно узнать, какой была азбука, сравнить с современным алфавитом. Они пытаются, познакомившись со старинной книгой, найти отличия и сходства с современной. Такие занятия прививают интерес к предмету, помогают ребятам готовиться к экзамену по русскому языку, к олимпиадам.

Старшеклассники пробуют свои силы в написании учебно-исследовательских работ и участвуют в ежегодной научно-практической конференции « «Восхождение к науке». Приобщение к чтению –одна из задач этой конференции . Темы наших детей говорят сами за себя. «Кто мы-Восток или Запад?», «Литературная Петроградская сторона», « Петербург-первая российская столица, воспетая в литературе».