СтатьяАнализ программ по изобразительному искусству и музейно-педагогической программы

Анализ государственных программ по изобразительному искусству

на педмет интеграции с многоуровневой

музейно — педагогической программой «Здравствуй, музей!»,

её раздела «Язык изобразительного искусства».

Интеграция курса «Язык изобразительного искусства» с учебным предметом «Изобразительное искусство» возможна на основе единства задач, принципов, методологии, содержания и форм работы.

Наиболее эффективна с точки зрения реализации задач обоих программ, выработка интегрированного курса, где подбор заданий для практической работы будет согласован с содержанием программы «Язык изобразительного искусства», как ведущей, основной.

По содержанию и последовательности изложения материала наиболее согласуются между собой программы ( М/п «Язык изобразительного искусства» и программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Под редакцией Б.М. Неменского, раздел программы для учащихся 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека». Ещё один положительный момент состоит в том, что в учебном плане на изучение предмета ИЗО по программе Неменского отводится 68 часов, то есть – 2 часа в неделю, возможно «спаренных». Вполне достаточно времени для подробного освещения теоретических основ, просмотра слайдов, обсуждения содержания вопросов темы на первом уроке, и выполнение несложных упражнений на закрепление изученного на практике на втором уроке.

На мой взгляд, большой недочёт собственно программы Б.М. Неменского состоит в том, что программу предполагается использовать для общеобразовательных школ, однако по содержанию, уровню заданий, объёму, требованиям к учащимся она больше рассчитана на специализированные художественно – эстетические учебные заведения и студии. Эта программа имеет фундаментальную экспериментальную почти двадцатилетнюю базу разнообразного педагогического опыта , буквально со всей России, но при этом , до сих пор недостаточно разработана система последовательных упражнений, выполняемых учащимися до основного задания по заявленной теме. Обычно авторы учебных пособий фундаментально и основательно подходят к решению культурологических, эстетических, искусствоведческих, нравственно – педагогических вопросов. Но реального времени для решения технического вопроса: как этому научить ребёнка за 45 минут урока, (потратив почти половину времени « погружению в тему»), они не отводят. А в основе художественного творчества лежит ремесло – владение приёмами работы, которым можно научиться только при постоянной последовательной тренировке в системе поступательных продуманных упражнений.

Поэтому, не смотря на кажущиеся единство и последовательное изложение материала содержательной стороны в обеих программах по ИЗО и по музейной педагогике, всё- равно необходима коррекция: более целенаправленная формулировка темы урока, отбор содержания теоретического материала и детализация практического задания. Возможно, замена творческого характера заданий на более простые, требующие решения какой – либо конкретной учебной задачи.

Интегрировать курс «Язык изобразительного искусства» с программой Б.М. Неменского для 5 класса совсем нецелесообразно, так как последняя целиком посвящена изучению ДПИ — « Декоративно прикладное искусство в жизни человека».

Во многих школах, педагоги ИЗО работают по другой государственной основной «рабочей» программе — «Изобразительное искусство» для 1- 9 классов, под редакцией В.С. Кузина.

Принцип организации этой программы несколько иной. Весь материал делится по видам художественной деятельности на блоки:1. Рисование с натуры (рисунок, живопись), 2. Рисование на темы и иллюстрирование,3. Декоративное рисование, лепка, аппликация, 4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Учитель в праве компоновать уроки, внося разнообразие в смену рода деятельности по своему усмотрению, с учётом смены времён года и дат календаря, знаменательных событий и т.д.

Этот принцип самостоятельного творческого моделирования тематического планирования даёт возможность составить последовательность разновидовых по деятельности уроков в соответствии с нужным содержательным компонентом, что даёт дополнительные преимущества для интеграции с музейно – педагогической программой.

« Минус» для учителя состоит в том, что по учебному плану для реализации программы отводится 34 часа в год ( 1 урок в неделю). Как успеть помимо основного задания по изо, хотя бы слегка «затронуть» теоретическую сторону вопроса? Более подробно и основательно это можно сделать на уроках – беседах,( которым за год отводится 6 часов).

Интегрировать можно в 5 и в 6 классе, но избирательно и не в полном объёме.

Хотелось бы обратить внимание на существенные акценты при изучении одних и тех же вопросов в курсе музейной педагогики и на уроках изо:

— Язык изобразительного искусства для музейной педагогики – как предмет изучения, а для художника – как средство изображения и самовыражения. И естественно, какая бы программа по изо для интеграции ни была выбрана, необходимо изменить эти акценты при интегрировании не только формально в задачах тематического планирования каждого занятия, а изначально на уровне целеполагания.

Второе очень важное замечание относится к содержательной стороне практических заданий на уроках изо. Изучать приёмы работы различными инструментами, свойства и качества художественных материалов, элементы изображения и выразительные качества художественного языка на уроках изо необходимо, начиная с 1 класса, поэтому знакомство с «языком изобразительного искусства» на практике возможно будет намного опережать изучение этого материала в курсе занятий музейной педагогики в 5 классе.

С одной стороны, к 5-му классу у школьников складываются достаточно широкие представления в этой области, что позволяет обобщать, углублять и систематизировать знания на уроках музейной педагогики. А с другой стороны, встаёт настоятельная потребность изучать «язык изобразительного искусства» с первого класса, как необходимую основу ремесла.

Достойным фундаментальным подспорьем в арсенале методических наглядных пособий по изо для педагога будут видеофильмы из серии «Русский музей – детям», особенно « В мастерской художника – живописца», «Скульптура». В условиях ограниченного времени урока, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Прекрасно продуманные, оформленные, учебно – методические комплексы: учебное пособие с лекциями, вопросами, списком рекомендуемой литературы, мультимедийный диск, набор слайдов с сопроводительными комментариями, рабочие тетради – это полный арсенал необходимый и достаточный для плодотворной работы учителя. Огромной благодарности достойны все участники и создатели этого «арсенала». Поистине это титанический, героический подвижнический труд большого коллектива единомышленников.

И всё же становится досадно, от невозможности реально использовать все преимущества этого комплекса в реалиях учебной жизни отдельно взятой школы из-за несовершенной материально – технической базы, из – за неумелой организации учебной работы в самой школе, из –за равнодушия властей, представителей бизнеса , родительской общественности к вопросам культуры в целом.

Если же говорить конкретно о содержательной стороне программы «Путь в изобразительное искусство», её разделе — «Язык изобразительного искусства» есть темы, которые достаточно просто закрепить в нескольких практических заданиях. Некоторые же темы: «Свет и тень. Свет и тень в живописи.» и «Цвет в природе и изобразительном искусстве. Цвет как предмет научного исследования.» достаточно проблематичны для изучения в 5 классе. Учащиеся 5 класса только начинают выполнять задания, где наряду с формой предмета необходимо показать его объём графическими или живописными приёмами. Поэтому задания, закрепляющие умения выявить объём предмета с помощью изображения светотени на поверхности предмета носят учебный характер, лишены творческого начала, что школьниками определяется эмоционально, как «скучно».

Некоторые вопросы теории цветоведения, касательно научных исследований для пятиклассников просто непонятны, и должны быть« переработаны» учителем и донесены школьникам в популярной и доступной форме. Основываясь на материале лекции №5,замечательного учебного пособия Бориса Андреевича Столярова, приходится до минимума не только сократить объём излагаемого материала, но и «упростить» для восприятия содержание, так как оптические явления и волновые теории рассматриваются в разделе физики, изучаемого только в 9 классе.

Таким образом, вывод из всего сказанного следует только один – интегрировать просто необходимо!

Вариантов может быть несколько. На мой взгляд, лучший из них – программа музейно- педагогическая – как основа и руководство к действию.

И в заключении, хотелось бы отметить очень важный аспект, для всех педагогов, рискнувших заняться интеграцией изобразительного искусства и музейной педагогики на основе многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», которая уже в течение почти пятнадцати лет апробируется и внедряется в школах России. Недавно музейно-педагогическая программа получила статус государственной, поэтому при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений , использующих данную программу, не должно быть никаких проблем.

Рекомендуемые материалы для дальнейшего анализа и работы при

составлении авторского курса интегрированных занятий по изо

и музейной педагогике по разделу «Язык изобразительного искусства»:

Курс «Язык изобразительного искусства» (5-6 классы)

Программа « Изобразительное искусство и художественный

труд 1-11 классы» ( под редакцией Б.М. Неменского.

( 5 класс, 6 класс)

Тематическое планирование занятий по изо

для учащихся 5 и 6 классов

по программе Неменского.

Программа «Изобразительное искусство»

1 -9 классы (под редакцией В.С. Кузина), 5 и 6 классы.

5. Тематическое планирование занятий по изо для учащихся 5 и 6

классов по программе В.С.Кузина.

Тематическое планирование занятий по музейной педагогике для

учащихся 5-классов. «Язык изобразительного искусства».

Презентация Маркушевой С.П. с иллюстративным материалом к

некоторым темам музейно- педагогической программы

«Здравствуй, музей!» , раздела программы -

«Язык изобразительного искусства».