Статья_59839

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Нетрадиционные техники рисования

как средство развития мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста

Олеся Сергеевна Агафонова,

воспитатель

ЗАРИНСК

2013

Олеся Сергеевна Агафонова,

воспитатель,

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада № 7

«Сказочная полянка» общеразвивающего вида

города Заринска

Нетрадиционные техники рисования,

как средство развития мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста

«… Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне….»

Действительно, сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок!

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Опираясь на большой опыт работы с детьми педагогов, ученых, можно отметить закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Актуальность представленного опыта отражается в использовании систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники рисования – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

В последние годы появилось много методической литературы по развитию детского творчества и обучению детей технике рисования, тем не менее, овладение детьми техникой изображения остаётся актуальным. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, порой сталкиваешься с трудностями и проблемами, которые они испытывают, когда выполняют действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что – то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Вот почему и специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

По исследованию В.И.Дружинина, вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью».

Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствуют исследования, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. С 2-3 лет дети в своих рисунках проходят стадии «каракулей», «головоногов», «добавочных носов детской логики». Подобные особенности рисунков проявляются и у взрослых, которым под гипнозом внушалось, что они дети. Доказано, что существует определенный период детского рисования с началом и концом, а внутри него происходит смена определенных этапов развития рисунка. Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование — один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование карандашами и красками требует от ребенка дошкольника высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Поэтому на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования.

Вот почему ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

Ведущая идея представленного опыта заключается в создании условий для эффективной организации учебной деятельности.

Цель: создать условия в группе детского сада для развития у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник рисования.

Система методической работы включает следующие целевые ориентации:

- создание условий для развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации;

- развитие познавательной активности, творческой самостоятельности, толерантности, гибкости мышления, умения учиться;

- создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, письмом, развитием продуктивных видов деятельности, речи ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Нетрадиционные техники рисования являются средством коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дают уверенность в своих силах. В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, А.В. Никитина, Р.Г. Казакова, В.А. Баймашова. Современные исследования доказывают, что нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные дети нуждаются в обширном пространстве для разворачивания творческой деятельности. Суть в том, что внимание ребенка рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе рисования зона активности ребенка сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными, круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Ребенок переключается на творческий процесс, который доставляет ему большое удовольствие. Поэтому, использование нетрадиционных приемов художественно-творческой деятельности может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, напомнить его интересным содержанием, предоставить возможность каждому пережить радость творчества, яркими, положительными эмоциями.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно – выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);

тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами художественной деятельности дети познают их свойства, возможностями применения и т.д.);

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.);

в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Методы и приёмы обучения техникам нетрадиционного рисования:

Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций.

Проговаривание последовательности работы.

Показ воспитателя.

Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Музыкальное сопровождение.

Оформление выставок.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе необходимо создать развивающую среду, которая может включать в себя такие компоненты:

зона ИЗО деятельности (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, бумага, штамповки и другое).

зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.

театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, дергунчики, ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками).

В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.

2. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

3. Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.

4. Образовательная область «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.

6. Образовательная область «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.

7. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

8. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

9. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Наблюдения показали, что в начале учебного года пришли дети в группу «домашние», у многих были не сформированы навыки самообслуживания, не могли надеть носки, застегнуть пуговицы и т.д. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Многие дети не правильно держали карандаш, кисть.

Такие наблюдения за детьми позволяют:

1. определить степень освоения ребёнком по разделу нетрадиционная художественная деятельность, выявить уровни развития изобразительных навыков:

низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями

высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

2. планировать работу с детьми в дальнейшем.

На первых занятиях по каждой технике необходимо знакомить детей с ее особенностями, а лишь на следующих — создавать какие-либо образы или сюжеты. На каждом занятии необходимо использовать игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение. Важно учитывать и эффективную роль пассивных движений руки ребёнка (движение руки ребенка рукою педагога), на ранних этапах формирования двигательных навыков, во второй младшей, средней группе можно использовать приём «рука в руке». Организуя занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Ведь с возрастом ребёнка расширяется содержание занятий, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать такие нетрадиционные техники рисования, как рисование пальчиками, ватными палочками, смятой бумагой, тычок, по крупе.

За 2012 – 2013 учебный год был успешно реализован план занятий:

Тема

Программное содержание

Рисование пальцем или ватной палочкой

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Рассыпались бусы.

Соберём ягоды.

Разноцветный дождь.

Кисть рябинки,

Украсим ёлку к Новому году.

Ветка мимозы.

Учить рисовать пальчиками, ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Рисование по крупе

8.

9.

10.

Солнышко.

Цветы.

Домик.

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Рисование методом тычка

11.

12.

13.

Салют.

Котёнок.

Ёж.

Щенок.

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Рисование смятой бумагой

14.

15.

Цыплёнок.

Жёлтый одуванчик.

Учить рисовать смятой бумагой. Закреплять умение мять салфетку, рисовать комочком бумаги. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Одним из важнейших направлений, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму, остается работа с родителями.

Эффективным средством знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.

Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. 

С родителями были проведены такие мероприятия:

№ п/п

Мероприятия

Форма

проведения

Время

проведения

1

Презентация кружка «Озорные ручки»

Родительское собрание

сентябрь 2012 г.

2

«Как организовать занятия рисованием дома»

Консультация

октябрь 2012 г.

3

«Любимой мамочке»

Выставка детских работ

ноябрь 2012 г.

4

 «Рисование пальчиками: зачем и как?

Папка – передвижка

декабрь 2012 г.

6

«Ох, эти пальчики – ладошки»

Выставка детских работ

март 2013 г.

7

Волшебные превращения

Совместное занятие с родителями и детьми

апрель 2013 г.

8

«Наши достижения за год»

Выставка детских работ

май 2013 г.

Таким образом, хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка, развитию творчества.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов:

кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений у большинства воспитанников, изменился нажим на карандаш, кисть, что в дальнейшем способствует овладению навыком письма;

дети освоили запланированные на учебный год нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;

дети получают радость от сотворчества;

сформирован интерес у детей к изобразительному творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;

дети с большим желанием делятся своими впечатлениями от полученных результатов, рассказывают и объясняют;

возрос интерес родителей к творчеству детей.

Сравнивая результаты работы детей второй младшей группы по развитию мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник рисования, на начало и конец учебного года, можно сделать вывод о том, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям уже к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и качественнее.

Перспективу работы по данной теме вижу в дальнейшем изучении приёмов и способов совершенствования изобразительной деятельности нетрадиционными техниками, в знакомстве детей с такими техниками рисования, как рисование ладошками, монотипия, печатание, по-мокрому, кляксография. При переходе детей в среднюю группу планирую обращать больше внимания на индивидуальную работу с детьми с низким уровнем.

Ведь «нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру» (М. Шклярова).

Список литературы:

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. // Дошкольное образование. – М., 2010. №18.

Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. // Дошкольное воспитание. – 1995. №11.

Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке. // Обруч. – 1999. №2.

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник. [Электронный ресурс] :http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml.